Подшипник скольжения
ПОДОИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, содёржащий вал и вкладыш, на рабочей поверхности которого выполнена круговая незамкнутая канавка с выходом в наименее нагруженную зону подшипника , отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности , на рабочей поверхности вклады-, ша дополнительно выполнен ряд параллельных круговых незамкнутых канавок , а участки поверхности вкладыша медду канавками выполнены с наклоном от диаметральной оси симметрии к торцам вкладыша.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
1(511 F 16 С 33/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3007993/25-27 (22) 04. 10. 80. (46) 23.12. 83. Бюл. 9 47 (72) В.А. Таранта, Е.В. Исаев, В.П. Горбунов, A.Н.Красулин, Н.И.Тихомиров, В.Н.Потапов, О.Б.Архангельский и В.С.Анисимов (71) Научно-исследовательский конструкторско-технологический инсгитуг тракторных и комбайных двигателей (53) 621.822.5(088.8) (56);1,. Орлов II.È. Основы конструирования. М., Машиностроение, 1972, с. 376-377, табл. 41, рис. 1.
„„SU„„1062443 А (54) „(57) ПОДГ1ИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащий вал и вкладыш, на рабочей повер>.ности которого выполнена круговая незамкнутая канавка с выходом в наименее нагруженную зону подшип- . ника, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечнос« ти, на рабочей поверхности вклады-, ша дополнительно выполнен ряд параллельных круговых незамкнутых канавок, а участки поверхности вкладыша между канавками выполнены с наклоном от диаметральной оси снммегрии к торцам вкладыша.
1062443
79 g
z 8
Фиг.2
ВНПИПИ Заказ 10186/37 Тираж 776 Подписное
Филиал ППП "Патент",г.ужгород,ул.Проектная,4
Изобретение относится к маи.иностроению и может быть использовано в качестве опор валов в конструкциях двигателей внутреннего сгорания, Известен подшипник скольжения, 5 содержаший вал и вкладыи, на поверхности которого выполнена круговая незамкнутая канавка с выходом в нагруженную зону подшипника pl ).
Однако известный подшипник скольжения обладает недостаточной долговечностью, так как загрязненное частицами износа и абразива масло плохо выводится иэ рабочей зоны, 15 что приводит к задирам поверхностей скольжения °
Целью изобретения является повышение долговечности подиипника
20 скольжения., Укаэанная цель обеспечивается. тем, что в подшипнике скольжения, содержащем вал и вкладыи, на рабочей поверх но ст и которого выполнена круговая незамкнутая канавка с выходом в наименее нагруженную зону подшипника, на рабочей поверхности вкладыша дополнительно выполнен ряд параллельных незамкнутых канавок, а участки поверхности вкладыша между канавками выполнены с наклоном от диаметральной оси симметрии к торцам вкладыша.
На фиг.l изображен. вкладыш подшипника, продольный разрез; на фиг.2 35 фиг. 2 — вал и вкладыш в "-оне подвода смазки в увеличенном масштабе (сечение A-A на фиг.l) .
Подшипник скольжения содержит вал 1 и вкладыш 2, на рабочей поверх.40 ности 3 которого выполнены круговые незамкнутые параллельные канавки 4, а участки 5 поверхности 3 вкладыша
2 между канавками 4 выполнены с наклоном от диаметральной оси 6 симметрии к торцам 7 вкладыша 2.
Смазка 8 в подшипник подается через отверстие 9, выполненное в валу 1 в плоскости 6 симметрии относительно торцов 7.
Канавки 4 на рабочей поверхности
3 выполнен с шагом 0, и равным 1,41,6 мм„ и имеют скруженный профиль, образованный радиусами г, равными
0,08-0,1 мм, а участки 5 между канавками 4 образуют угол г с поверхностью
3 вкладыша 2, равный 3-4О.
Вкладыш 2 может быть выполнен разъемным, состоящим из двух полувтулок (фиг.l).
При работе под ипника смазка 8 через отверстие 9 в рейке .вала 1 поступает под давлением к вкладышу 2 в н направлении стрелки 10 и выходит вместе с частицами загрязнения и износа в направлениях стрелок 11-14 к торцам 7 вкладыша 2. Наиболее крупные частицы попадают в канавки
4 и вместе со смазкой выводятся в наименее нагруженные эоны 15 и 16 подшипника, где удаляются из подиипника током смазки 8 в сторону торцов 7.
На фиг.l стрелками 17 показаны направления движения смазки, загряэненнрй частицами износа, в рабочем режиме подшипника.
Долговечность поди. ипника скольжения обеспечивается наличием масляного слоя. достаточной толщины между трущимися поверхностями, а также эа счет улучшения температурного режима в результате интенсивной прок а чк и ма сла .

