Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности транспортного средства
МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОеТНО ПРИЮДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНС ПОРТНОГО .СРЕДСТВА, содержаьдии разм щенный в корпусе планетарный редук Z ; , JL тор, коронная шестерня которого связана по крайней мере с одним приводн1лм элементом, водило с сателлитами снабжено тормозом и связано с валом отбора мощности, а солнечная шестерня снабжена другим тормозом, и дополнительный вал отбора мощности, отличающийся тем, что, с целью повыиения долговечности и безопасности , он снабжен дополнительным планетарным редуктором, водило с сателлитами которого связано соответственно с водилсм с сателлитами основного редуктора,, коронная шестерня связана с дополнительным валом отбора мощности, а солнечная шестер- Q ня - с корпусом.S
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) . (111.
315 В 60 К 17/28
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
12 11
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
flo делАм изоБРетений и ОтнРытий
Н АВТОР(:ИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3337315/27-11 (22) . 18. 09 ° 81 (46) 23.12.83. Бюл. Р 47 (72) О.К.Довнар, .Е.А.Романчик, A.Ì.Ðàcîëüêo и М.И.Трофимович (71) Белорусский ордена Трудового
Красного Знамени политехнический институт (53) 629.113(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 523816, кл. В 60 К 17/28, 1973 (прототип). (54) (57) 1 Ф МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО
ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащии размещенный в корпусе планетарный редук2 1 тор, коронная шестерня которого связана по крайней мере с одним приводным элементом, водило с сателлитами снабжено тормозом и связано с валом отбора мощности, а солнечная шестерня снабжена другим тормозом, и дополнительный вал отбора мощности, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения долговечности и без-. опасности, он снабжен дополнительным планетарным редуктором, водило с сателлитами которого связано соответственно с водилом с сателлитами основного редуктора, коронная шестерня связана с дополнительным валом отбора мощности, а солнечная шестерня — с корпусом. ,.
1062038 п.1, о т л и ч а что основнои и доотбора мощности вы сменных хвостови2. Механизм по ю щ и и с я тем, полнительный валы полнены в виде ков.
Р теллитами которого связано соответстженин — с коронной шестерней 15.
Устройство работает следующим образом.
Крутящии момент от приводногО элемента подается на коронную шестерню
2. При нахождении рычага 16 управле ния в - поло.;<енин 7 (показано сплошнои линией ) тормоз 7 включен, а тормоз
5 выключен, при этом солнечная шестерня g oñòàíoâëåíà, а вращается
Изобретение относится к машиностроЕнию, в частности к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналогичных машин.
Известен механизм двухскоростного 5 привода вала отбора мощности сельскохозяйственного трактора, содержащии размещенный B корпусе планетарныи редуКтор, коронная шестерня которого связана по крайней мере с одним приводным элементом, водило с сателлитами снабжено тормозом и связано .с валом отбора мощности, а солнечная шестерня снабжена другим тормо зом, и дополнительный вал отбора мощности (1) .
Однако известныи механизм характеризуется сложностью конструкции, что определяется необходимостью в дополнительном редукторе между солнечной шестерней и дополнительным хвостовиком, не унифицированным с основным планетарным редуктором,"
><овышенными габаритами и материало.емкостью дополнительного редуктора, а также тормоза водила, тормознои момент которого выше тормозного момента солнечной шестерни на передаточное число между ними; низкой долговечностью, связанной с изменением координаты расположения валов отбора 30 мощности по высоте, что приводит к увеличению угла излома приводного вала и повышению нагрузок на детали как транспортного средства, так и приводимой машины, и низкой безопас- 35 ностью, связанной с изменением включенного положения рычага управления при изменении. скоростного режима.
Цель изобретения - повышение долговечности и безопасности. 40
Поставленная цель достигается тем, что механизм двухскоростного привода вала отбора мощности транспортного средства, содержащий размещенныи в корпусе планетарный Редуктор корОн 45 ная шестерня которого связана по край. ней мере с одним приводным элементом, водило с сателлитом снабжено тормозов н связано с валом отбора мощности.
/ а солнечная шестерня сйабжена другим . тормозом, и дополнительный вал отбора мощности снабжен дополнительным планетарным редуктором, водило с са3. Механизм по п.1, о т л и ч а.— ю щ и и с я тем, что основной и дополнительныи валы отбора мощности выполнены в виде переставного хвостовика. венно с водилом с сателлитами основного редуктора, коронная шестерня связана с дополнительным валом отбора мощности, а солнечная шестерня — с корпусом.
При этом предпочтительно основнои и дополнительный валы Отбора мощности выполнять в виде сменных хвостовиков или в виде переставного хвостовика.
На чертеже изображена .схема предлагаемого механизма привода вала отбора мощности транспортного средства.
Устройство содер><ит основной п.>анетарныи редуктор 1, коронная шестер- ня 2 которого связ ана по краиней мере с одним приводным элементом, например двигателем (не показан1, водило
3 с сателлитами 4 снабжено тормозом
5, а солнечная шестерня 6 — другим тормозом 7, дополнительныи планетарный редуктор 8, унифицированныи с основным планетарным редуктором 1, водило 9 с сателлитами 10 и солнечная шестерня 11 которого связаны соответственно с водилом 3 основного редуктора 1, с корпусом 12, основной вал 13 отбора мощности, связанныи с водилом 3, и дополнительныи вал 14 отбора мощности, связанныи с короннои шестернеи 15. Передаточное число основного 1 и дополнительного 8 планетарных редукторов равно отношению требуемых скоростей.. Тормоза 5 и управляются рычагом 16.
Основной 13 и дополнительныи 14 валы отбора мощности могут быть выполнены или в виде сменных хвостовиков,.связывающихся соответственно с водилом 3 или короннои шестерней
15, или в виде переставного хвостовика, в одном положении которого он связан с водилом 3 и в другом поло1062038
Составитель С. Белоусько
Редактор С. Саенко Техред С.Легеза Корректор й.Ильин
Заказ 10133/17 Тираж 675 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытии
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 водило 3, передающее крутящий момент на основной вал 13 отбора мощности или через водило 9 и коронную шестерню 15 — на дополнительный вал
14 отбора мощности. При нахождении рычага 16 управления в положении?1 (показано пунктирной линией) тормоз
7 выключен, а тормоз 5 включен, при этом вращается солнечная шестерня 6 а водило 3, а с ним и основной вал
13 отбора мощности или дополнительный вал 14 отбора мощности остановлены.
Таким образом, снабжение механизма двухскоростного привода вала от- 15 бора мощности транспортного средства,. дополнительным планетарным редуктором, водило с сателлитами которого связано соответственно с водилом с сателлитами основного редуктора, коронная шестерня связана с дополнительным валом отбора мощности, а солнечная шестерня — с корпусом, обеспечивает упрощение его конструкции, так как дополнительный редуктор полностью унифицирован с основным, снижает его габариты и материалоемкость, так как снижаются габариты и материалоемкость дополнительного редуктора и тормоза водила (не являющегося в данном случае рабочим, а только служащим для исключения вращения валов отбора мощности при выключенном механизме ), повышает долговечность, так как координата расположения валов отбора мощности по высоте неизменима, а также повышает безопасность работы, так как включенное положение рычага управления постоянно.


