Подшипниковый узел
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ, содержащий установленный на валу в корпусе плавающий подшипник, упругий элемент для поджатия наружного кольца, регулятор для сбрасывания избыточной смазки в виде диска . и приемник отработанной смазки, отлич-ающийся тем, что, с целью повышения ресурса и надежности узла путем сохранения постоянства размера шели для сбрасывания смазки, он снабжен охватывающей упомянутый диск и установленной между упругим элементом и торцом наружного кольца втулкой с кольцевым выступомна ее внутренней поверхности, образующим с торцом диска кольцевую щель,.сообщающуюся с полостью приемника отработанной смазки, а наружный диаметр втулки равен наружному диаметру подшипника О СП 4 01 D
СОКИ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (П) 3(5)) Г 16 С 33/66
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯI
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВ, Г
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬГГИЙ (21) 3329356/25-27 (22) 21.07.81 (46) 15.11.83. Бюл. Р 42 (72) В.В.Александровский, Е.М.Коварский, В.В.Евланов, В.В.Матюхина и А.П.Бобриков (71) Всесоюзный научно-исследоваг,Teëüñêaé институт электромеханики (53) 621.822.6(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 147646, кл. Р 16 С 33/66.
2. Главный каталог фирмы ))Ю
1977, с. 105, рис. 5 (прототип)., (54)(57) ПОДШИППНИКОВЬA УЗЕЛ, содержащий установленный на валу в корпусе плавающий подшипник, упругий элемент для поджатия наружного кольца, регулятор для сбрасывания избыточной смазки в sage диска н приемник отработанной смазки, о т л и ч.а ю шийся тем, что, с целью повышения ресурса йнадежности узла путем сохранения постоянства размера шелн для сбрасывания смазки, он снабжен охватывакщей упомянутый диск и установленной между упругим элементом и торцом наружного кольца втулкой с кольцевым выступом на ее внутренней поверхности, образукв(им с торцом диска кольцевую щель, сообщающуюся с полостью приемника отработанной смазки, а наружный диаметр втулки Е равен наружному диаметру подшипника.
054590
Составитель В. Баклыков
Редактор М.Келемеш Техред М,Тепер Корректор A Тяска.
Заказ 9070/42 Тираж 776 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужт ород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции подшипниковых узлов, и может быть использовано в подшипниковых опорах электромашин.
Известен подшипниковый узел, имеющий маслосбрасыватель в виде диска, установленного на валу и встроенного в камеру подшипниковой крашки (1) .
Недостатком известногб устройства является невозможность сохранения постоянного размера щели для . сбрасывания смазки.
Наиболее близким но технической сущности к изобретению является подшипниковый узел, содержаций установленный на валу в корпусе плавающий подшипник, упругий элемент для поджатия наружного кольца, регулятор для сбрасывания избыточной смазки в виде диска и приемник отработанной смазки. Отработанную смазку и излишки, появляющиеся при ее замене, регулятор в виде диска через щель эа счет центробежных сил сбрасывает в полость приемника отработанной смазки (2) .
Однако из-эа большого перепада температур вала и корпуса размер цели может изменяться, что затрудняет своевременный сброс смазки и может вызывать длительный перег рев подшипника, а иногда в случае больших перепадов температур заклинивание.
Цель изобретения — повышение ресурса и надежности подшипйиково;
ro узла эа счет сохранения постоянства размера цели для сбрасыва- ° ния в случае смазки и обеспечения оптимального удаления излишков смазки при ее замене.
Поставленная цель достигается тем, что подшипниковый узел, содержаций установленный на валу в корпусе плавающий подшипник, упругий элемент для поджатия наружного кольца, регулятор для сбрасывания избыточной смазки в виде диска и приемник отработанной смазки,,снабжен охватывающей упомянутый диск и установленной между упру,гим элементом и торцом наружного
:кольца втулкой с кольцевым выступом на ее внутренней поверхности, образующим с торцом диска кольцевую щель, сообщающуюся с полостью приемника отработанной смазки, а наружный диаметр втулки равен наружному диаметру подшипника.
На чертеже изображено предлагаемое устройство, разрез.
Подшипниковый узел содержит подшипник 1 качения, смонтированный на валу 2 и установленный в корпу10 се 3. В корпусе закреплены подшипниковые крышки 4 и 5. В крышке 5 расположены упругие элементы б для поджатия наружного кольца, количество и характеристика которых
15 определяется нагрузками и режимом работы подшипниковой опоры, приемник отработанной смазки 7 и на валу установлен регулятор для сбрасывания наружного кольца в виде диска 8.
Между упругими элементами и наружным кольцом подшипника размещена втулка 9, имеющая внутренний кольцевой выступ и образующая между торцом выступа и торцом диска, обращенного к подшипнику, щель, перпендикулярную оси вращения °
Щель соединена посредством паза во втулке с приемником смазки.
В корпусе имеется канал с заглушкой 10, соединяющий внешнее устройство подачи смазки с камерой крышки 4.
Устройство работает следующим образом.
Через канал 10 в корпусе 3 свежая смазка принудительно подается в камеру подшипниковой крышки 4, попадает в полость подшипника 1, вытесняет отработанную смазку в щель, образованную торцами кольцевого вы40 ступа втулки 9 и диска 8, отработан. ная смазка сбрасывается вращающимся диском в кольцевую канавку втулки и через паэ выщавливается в полость приемника отработанной
45 смазки 7.
При относительных изменениях длины вала 2 происходит одновременное перемещение диска 8 и втулки 9, при этом размер щели остает50 сЯ ПОстОЯнным
Применение предлагаемого узла позволяет значительно повысить надежность подшипника и ресурс работы всего узла при работе с боль55

