Двигатель с внешним подводом теплоты
1. ДВИГАТЕЛЬ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛОТЫ, содержащий горячую и холодную газовые камеры, сообщенные между собой в верхней части через регенератор , а в нижней части - через дополнительную камеру, заполненную жидкостью,источники подвода и отвода теплоты, камеру привода , подключенную к холодной газовой камере в ее верхней части, и привод, отличающийся тем, что, с целью повыщения его мощности, дополнительная камера выполнена в виде цилиндра, снабженного поршнем , размещенным в нем с возможностью перемещения между крайними его положениями , причем каждая из газовых камер подключена при помощи пучка труб к цилиндру в зоне одного из крайних положений поршня, а источники подвода и отвода теплоты подключены к пучкам труб, соответственно примыкающим к горячей и холодной газовым камерам.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(51) F 02 G 1/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3290212/25-06 (22) 07.05.81 (46) 07.11.83. Бюл. № 41 (72) Н. Ф. Ржевский (53) 621.4 (088.8) Hl7 денае
/О
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (56) 1. Патент Великобритании № 1329567, кл. F 1 25, опублик. 1973. (54) (57) 1. ДВИГАТЕЛЬ С ВНЕШНИМ
ПОДВОДОМ ТЕПЛОТЫ, содержащий горячую и холодную газовые камеры, сообщенные между собой в верхней части через регенератор, а в нижней части — через дополнительную камеру, заполненную жидкостью, источ„„SU„„1052696 A ники подвода и отвода теплоты, камеру привода, подключенную к холодной газовой камере в ее верхней части, и привод, отличающий/ся тем, что, с целью повышения его мощности, дополнительная камера выпопнена в виде цилиндра, снабженного поршнем, размещенным в нем с возможностью перемещения между крайними его положениями, причем каждая из газовых камер подключена при помощи пучка труб к цилиндру в зоне одного из крайних положений поршня, а источники подвода и отвода теплоты подключены к пучкам труб, соответственно примыкающим к горячей и холодной газовым камерам.
1052696
2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что газовые камеры выполнены цилиндрическими и снабжены пластинами, установленными в камерах параллельно их осям и с зазором одна относительно другой.
3. Двигатель по пп. 1 и 2„отличающийся тем, что верхняя часть холодной газовой
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях с внешним подводом теплоты.
Известны двигатели с внешним подводом теплоты, содержащие горЪ чую и холодную газовые камеры, сообщенные между собой в верхней части через регенератор, а в нижней части — через дополнительную камеру, заполненную жидкостью, источники подвода и отвода теплоты, камеру привода, подключенную к холодной газовой камере в ее верхней части, и привод (1).
Однако известным двигателям присущи низкие мощности.
Цель изобретен ия — повышение мощности двигателя.
Поставленная цель достигается тем, что в двигателе дополнительная камера выполнена в виде цилиндра, снабженного поршнем, размещенным в нем с возможностью перемещения между крайними его положениями, причем каждая из газовых камер подключена при помощи пучка труб к цилиндру в зоне одного из крайних положений поршня, а источники подвода и отвода теплоты подключены к пучкам труб, соответственно примыкающим к горячей и холодной газовым камерам.
Газовые камеры выполнены цилиндрическими и снабжены пластинами, установленными в камерах параллельно их осям и с зазором одна относительно другой.
Верхняя часть холодной газовой камеры сообщена при помощи трубки с нижней частью горячей газовой камеры.
Камера привода снабжена гибкой перегородкой, а привод выполнен в виде винтовой пары, причем винт жестко связан с гибкой перегородкой.
На фиг. 1 изображен предлагаемый двигатель, поперечный разрез; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — вариант двигателя для сервопривода; на фиг. 4— разрез Б-Б на фиг. 3.
Двигатель содержит горячую 1 и холодную 2 газовые камеры, сообщенные между собой в верхней части через регенератор 3, а в нижней части — через дополнительную камеру 4, заполненную жидкостью 5. камеры сообщена при помощи трубки с нижней частью горячей газовой камеры.
4. Двигатель по пп. 1 — 3, отличающийся тем, что камера привода снабжена гибкой перегородкой, а привод выполнен в виде винтовой пары, причем винт жестко связан с гибкой перегородкой.
Дополнительная камера 4 выполнена в виде цилиндра, снабженного поршнем 6, размещенным в нем с возможностью перемещения между его крайними положениями.
Каждая из газовых камер 1 (или 2) подключена к камере 4 в зоне одного из крайних положений поршня 6 при помощи пучка труб 7 (или 8) .
Источники подвода 9 и отвода 0 теплоты подключены к пучкам труб 7 (или 8), соответственно примыкаюшим к горячей 1 и холодной 2 газовым камерам.
Газовые камеры 1 и 2 выполнены цилиндрическими и снабжены пластинами 11, установленными в камерах параллельно их осям и с зазором одна относительно другой.
Верхняя часть холодной газовой камеры 2 сообщена при помощи трубки 12 с нижней частью горячей газовой камеры l.
Двигатель содержит также камеру 13 привода, жестко соединенную с камерой 4 и подключенную к холодной газовой камере 2 в ее верхней части при помощи трубки 14, и привод 15. Камера 13 привода снабжена гибкой перегородкой 16, а привод выполнен в виде винтовой пары 17 и 18, размещенной в буферной полости 19. Винт 17 жестко связан с перегородкой 16, а гайка 18 с помощью вилки соединена со стержнем 20, внешний конец которого жестко и неподвижно закреплен. Стержень 20 заключен в эластичный рукав 21, который герметично
З0 закреплен с одной стороны на жестко закрепленном конце стержня 20, а с другой— на штуцере 22 буферной полости 19.
В качестве рабочего газа может быть использован любой газ, в том числе и воздух.
В качестве жидкости возможно применение
35 воды, фреона, эфира, а также органических высокотемпературных теплоносителей и т. д.
В варианте двигателя для сервопривода поршень снабжен штоком 23, который уплотняется на выходе из дополнительной
4п камеры 4 с двух сторон скатывающейся уплотнительной диафрагмой 24.
Двигатель работает следующим образом.
Если к двигателю, заполненному сжатым рабочим газом, подводить тепло от внешнего
1052696 источника 9 к поверхностям соединительных трубок 7 горячей стороны двигателя и охлаждать поверхности соединительных трубок 8 холодной стороны, то в результате конвективной циркуляции жидкости с горячей стороны двигателя рабочий газ в горячей газовой камере 1 нагревается, насыщается парами жидкости, и давление его возрастает.
Повышенное давление рабочего газа через регенератор 3 воздействует на гибкую перегородку 16 и, преодолевая давление в буферной полости 19, воздействует на винт 17 привода механизма преобразования поступательного движения во вращательное. Поскольку гайка 18 упомянутого механизма через стержень 20 соединена с неподвижным основанием двигателя, то в результате взаимодействия частей механизма привод 15 и связанные с ним камера 4, газовые камеры 1 и 2 и регенератор 3 поворачиваются вокруг оси вращения в другое положение с приподнятым холодным концом камеры 4.
При этом поршень 6 под действием силы тяжести перемещается на горячий конец камеры 4. Уровень жидкости в горячей газовой камере 1 поднимается, вытесняя газ рез регенератор 3 в холодную газовую камеру 2. Температура и давление газа понижаются за счет соприкосновения его с развитой поверхностью камеры 2 (пластинок заполняющих газовую камеру 4). При этом давление в буферной полости 19 оказывается большим, чем давление в газовых камерах 1 и 2. Гибкая перегородка 16 действует на механизм в обратном направлении и возвращает все части двигателя в исходное положение. Сжатый газ в буферной полости 19 играет роль пружины. При перемещении гибкой перегородки в сторону буферной полости 19 повышается давление в ней. При
10 обратном ходе энергия этого давления возвращается обратно.
Понижение давления рабочего газа при переходе его в холодную газовую камеру 2 связано не только с понижением его температуры, но и с тем, что происходит конденсация паров жидкости, что обеспечивает более глубокое изменение давления в цикле, с чем и связана значительно большая мощность двигателя.
20 В случае применения двигателя для сервопривода (фиг. 3) дополнительная камера 4 неподвижна. Перемещение поршня 6 производится с помощью штока 23. При перемещении поршня 6 рабочий газ перемещается в горячую 1 или холодную 2 газовые камеры, в результате чего и изменяется давление в системе, а привод передает усилие рабочему органу.
1052696 бигЗ
Составитель С. Амандыков
Редактор Н. Стащишина Техред И. Верес Корректор А. Тяско
Заказ 8820/27 Тираж 550 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 I3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4



