Устройство для защиты шин
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ШИН, содержащее пусковые органы и органы направления мощности, установленные на каждом присоединений, первый логический элемент ИЛИ,- элементы И, входы каждого из которых подключены к выходам пускового органа и органа направления мощности одного из присоединений, а выходы через второй элемент ИЛИ - к инверсному входу элемента ЗАПРЕТ, выход которого подключен к входу блока выдержки времени, выход которого предназначен для подключения к отключающим цепям выключателей систем шин. отли чающееся тем, что, с целью расширения фyнкциoнaльVlыx /возможностей, а и1менно защиты двойной систе шин, в него дополнительно введены третий и четвертый эле- . менты ИЛИ, два элемента НЕ и два элемента И, причем выходы пусковых органов, установленных на присоединениях первой системышин, подклю-. чены к входам первого элемента ИЛИ, а выходы пусковых органов, установленных на присоединениях второй системы шин, - к входам третьего элемента ИЛИ, выход которого вместе с выходом первого элемента ИЛИ через четвертый элемент ИЛИ подключен к прямому входу элемента ЗАПРЕТ, при (Л чем выходы первого и третьего элементов ИЛИ подключены также через элементы НЕ соответственно к первым входам первого и второго элементов И, к вторым входам которых подключен выход блока выдержки времени, причем выход блока выдержки времени предназначен для подключения к от4 ключающей цепи шиносоединительного 00 :л выключателя, а выходы первого и вто-{ рого элементво И предназначены для iji «i подключения к отключающим цепям соответственно выключателей всех присоединений второй и первой систем шин.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (191 (11) др Н 02 Н 7/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВ ГОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСВ ВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
r1O WnAu ИЗОБРЕТЕНИЙ е ОТКРЫТИЙ (21) 3252322/24-07 (22) 18 .02.81 (46) 15.10.83. Ьюл. И 38 (72) Е.Г.йтейнфер и В.Е.Поляков (71) Производственное предприя гие. по наладке, совершенствованию тех« нологии и эксплуатации электричес" ких станций и сетей нуралтехэнерго" (53) 621.316.825(088.8)
{56) 1. Чернобровое Н.В. Релейная
° ° ащита. И., "Энергия", 1971, с. 5915 2, рис. 19-6.
2. Федосеев А.И. Основы релейной защиты. И., Госэнергоиздат, 1961,- с. 393-394, рис. 11-4. (54)(57) УСТРОЙСТВО аЛЯ ЗАЩИти аИН, содержащее пусковые органы и органы направления мощности, установленные на каждом из присоединений, первый логический элемент ИЛИ; элементы
И, входы каждого из которых подключены к выходам пускового органа и органа направления мощности одного из присоединений, а выходы через второй элемент ИЛИ - к инверсному входу элемента ЗАПРЕТ, выход которого подключен к входу блока выдержки времени, выход которого предназначен для подключения к отключающим цепям выключателей систем шин, отли чающееся тем, что, .с целью расширения функциональных
1ВОЗМОжНОСтви, а ИМЕННО ЗаЩИтЫ ДВОйной системы шин, в него дополнительно введены третий и четвертый элементы ИЛИ, два элемента НЕ и два элемента И, причем выходы пусковых органов, установленных на присоединениях первой системы шин, подклю-. чены к входам первого элемента ИЛИ, а выходы пусковых органов, установленных на присоединениях второй системы шин, - к входам третьего элемента ИЛИ, выход которого вместе с выходом первого элемента ИЛИ через четвертый элемент ИЛИ подключен к прямому входу элемента ЗАПРЕТ, при чем выходы первого и третьего элементов ИЛИ подключены также через элементы НЕ соответственно к первым входам первого и второго элементов
И, к вторым входам которых подключен выход блока выдержки времени, причем выход блока выдержки времени ! предназначен для подключения к отключающей цепи шиносоединительного выключателя, а выходы первого и вто рого элементво И предназначены для подключения к отключающим цепям соответственно выключателей всех при" соединений второй и первой систем шин.
1 1а48
Изобретение относится к электротехнике, конкретно к релейной защите шин электростанций и подстанций.
Известно устройство дифференциальной защиты шин, содержащее датчики тока, установленные на каждом из присоединений, пусковые и избирательные органы, блок логики. При повреждении на шинах защита отключает все присоединения поврежденной системы 10 шин и шиносоединительный выключатель (1) .
Недостатком этого устройства является его относительная сложность и громоздкость. t5
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство направленной защиты шин со сравнени" ем знаков мощности на элементах, при- щ соединяемых к шинам, содержащее установленные на каждом из присоединений пусковые органы и органы направления мощности, срабатывающие в случае направления мощности от шин в линию, первый логический элемент
ИЛИ, к входам которого подключены выходы пусковых органов, элементы И, к входу каждого из которых поДключены выходы пускового органа и органа направления мощности каждого присоединения, второй элемент ИЛИ, к входам которого подключены выходы элементов
И, элемент ЗАПРЕТ, к прямому входу которого подключен выход первого
35 элемента ИЛИ, а к инверсному - выход второго элемента ИЛИ, причем выход элемента ЗАПРЕТ через блок выдержки времени подключен к отключающим цепям выключателей всех присоединений.
В качестве пусковых органов и органов направления мощности могут быть использованы пусковые органы направления мощности защит линий, что упрощает конструкцию защиты )2) .
Недостатком данного устройства является ограниченная воэможность его применения (только для одинарной системы шин).
Цель изобретения - расширение
50 функциональных воэможностей путем защиты двойной системы шин.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство для защиты шин, содержащее пусковые органы и органы 55 направления мощности, установленные на каждом из присоединений, первый логический элемент ИЛИ, элементы
544 2
И, входы каждого из которых подключены к выходам пускового органа и органа направления мощности одного из присоединений, а выходы через второй элемент ИЛИ - к инверсному входу элемента ЗАПРЕТ, выход которого подключен к входу блока выдержки времени, выход которого предназначен для подключения к отключающим цепям выключателей систем шин, подключен ко входу блока выдержки времени, дополнительно введены третий и четвертый элементы ИЛИ, два элемента НЕ и два элемента И, причем выходы пусковых органов, установлен1 ных на присоединениях первой системы шин, подключены к входам первого элемента ИЛИ, а выходы пусковых органов, установленных на присоединениях второй системы шин, - к входам третьего элемента ИЛИ, выход которого вместе с выходом первого элемента
ИЛИ через четвертый элемент ИЛИ подключен к прямому входу элемента ЗАПРЕТ, причем выходы первого и третьего элементов ИЛИ подключены также через элементы НЕ соответственно к первым входам первого и второго элементов И, к вторым входам которых подключен выход блока выдержки времени, причем выход последнего предназначен для подключения к отключающей цепи шиносоединительного выключателя, а выходы первого и второго элементов И предназначены для подключения к отключающим цепям соответственно выключателей всех присоеди.нений первой и второй системы шин.
На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит пусковые органы 1 и органы 2 направления мощности (на чертеже показано только по одному присоединению íà первую и вторую системы шин), первый элемент ИЛИ 3 и третий элемент ИЛИ 4, к входам которых подключены выходы пусковых органов, установленных на присоединениях соответственно первой и второй систем шин, элементы
И 5, к входам каждого из которых подключены выходы пускового органа и органа направления мощности одного из присоединений, второй элемент
ИЛИ б, четвертый элемент ИЛИ .7, элемент ЗАПРЕТ 8, прямой вход которого соединен с выходом четвертого элеi
1.048544
3 мента ИЛИ, а инверсный - с выходом второго элемента ИЛИ, блок 9 выдержки- времени, дающий небольшую задержку на срабатывание, элементы НЕ 10, .первый и второй элементы И 11 и 12, режимные накладки 13 и 14, позволяющие отключать обе системы шин при их обьединении.
Выходы элементов И 11 и 12 подключены к отключающим цепям выключа- щ телей присоединений соответственно первой и второй систем шин, а выход блока 9 выдержки времени через накладку 14 - к отключающим цепям шиносоединительного выключателя {ШСВ). 15
Пусковые органы 1 присоединений одной из систем шин отстраиваются от короткого замыкания на другой системе шин при отключенном ШСВ с учетом их коэффициента возврата.
Органы 2 направления мощности сраба-, тывают при направлении мощности короткого замыкания от шин в линию.
B нормальном режиме сигналы на выходах элементов 3, 4, 7, 5, 11, l2, 8 и 9 отсутствуют, на выходах элементов 10 - присутствуют. Сигналы на выходах 3 и 4 появляются при срабатывании хотя бы одного из подключенных к ним пусковых органов. Сигнал на выходе элемеята 6 появляется при одновременном срабатывании пус" кового органа и органа направления мощности хотя бы одной линии. Сиг" нал на выходе элемента 8 появляется при наличии сигнала на выходе элемента 7 и отсутствии сигнала на выходе элемента 6. Сигнал выхода элемента 11 (12) появляется по истече-, нии времени с момента появления сигнала на выходе элемента 8 при условии отсутствия сигнала на выходе элемента 4 (3).
Устройство работает следующим образом.
При возникновении повреждения на шинах, например на первой системе шин (ШСВ при этом включен),срабатывают пусковые органы защит присоединений обеих систем шин и не срабатывают ни один из органов направления мощности. Появляются сигналы на выхо" де блоков 3, 4, 7 и 8, исчезают сигналы на выходах блоков 10; а спустя время t появляется сигнал на выходе элемента 9 с действием на отключение ШСВ. После отключения ШСВ пусковые органы присоединений второй системы шин возвращаются в исходное состояние, исчезает сигнал на выходе элемента 4, появляется сигнал на выходе элементов 10 и 11, действующий на отключение выключателей присоединений первой системы а ин.
Аналогичным образом устройство работает при возникновении повреждения на второй системе шин (ШСВ включен), действуя на отключение ШСВ и выключателей присоединений второй системы шин.
При возникновении повреждения на системе шин при отключенном ШСВ срабатывают пусковые органы защит присоединений только поврежденной системы шин и не срабатывает ни один из органов направления мощности.
При внешнем повреждении на присоединениях срабатывает пусковой орган и орган направления мощности защит соответствующего присоединения, появляется сигнал на инверсном входе элемента 8, который .выводит защиту из действия.
Предлагаемое устройство может найти широкое применение для защиты двойной системы шин - как основная защита шин (простая в эксплуатации и наладке), и в качестве резервной к основной дифференциальной системе шин.
1048544
ВНИИПИ Заказ 7943/58 Тираж 617 Подписное филиал ППП "Патент", r. Ужгород," ул. Проектная, 4



