Способ сборки электрических машин
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСГ)УБЛИН (5П t» 02 К 15/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИ1ЕТ G." 3ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И О ) 4-(РЫ".;:::! (21) 3366884/24-07
° °
22) 18. 12. 82
46) 07. 10. 83. Бюл. Р 37 (72) П.И.Демьянов и В.A.Øóëèêà (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт технологии электромашиностроения "ВНИИТэлектромаш" (53) 621.313.04(088.8 2 (56) 1. Патент США Р 3538598, кл. 29-596, 1970.
2. Технологический процесс сборки электродвигателей серии 4АН-280, 315, 355, Р 14-1, ТПС-7, 1974. 154) (57) СПОСОБ СБОРКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
МАШИН, включающий установку сердечника статора на посадочные поверхности замк... корпуса, введение рото„„И) „„1046854 А ра в сердечник и установку его на поверхность расточки сердечника, установку подшийниковых щитов, центрирование ротора относительно расточки сердечника и крепление подшипниковых узлов, отличающийся тем, что, с целью повышения точности сборки путем исключения перекоса подшипников, центрирование ротора относительно расточки .сердечника производят путем подъема сердечника на величину, превышающую рабочий зазор машины, после чего сердечник опускают до соприкосновения его с посадочными поверхностями замков корпуса, при этом установку подшипниковых щитов производят после подъема Ж сердечника.
1046854
Изобретение относится к технологии сборки электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.
Известен способ сборки электрических машин, включающий установку статора с введенным в него ротором в приспособление, установку в рабочий зазор машины пластин для фиксации положения ротора в статоре и удаление . пластин после установки подшипниковых 10 щитов (1 ).
Недостаток данного способа - сложная технология сборки, требующая специальной технологической оснастки.
Известен также способ сборки электрических машин, включающий установку сердечника статора на посадочные поверхности замков корпуса, введение ротора в сердечник и установку его на поверхность расточки сердечника, установку подшипниковых щитов, центрирование ротора относительно расточки сердечника и крепление подшипниковых узлов 2 ).
Недостатком известного способа является низкая точность сборки из-за перекоса подшипников при центрировании ротора с помощью крепления крышек-капсул затяжкой технологических болтов. Неравномерная затяжка болтов при.значительной массе ротора приво30 дит к перекосу подшипников, Цель изобретения — повышение точности сборки путем исключения перекоса подшипников.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу сборки электрических машин, включающему установку сердечника статора на посадочные поверхности замков корпуса, введение ротора в сердечник и установку его 40 на поверхность расточки сердечника, установку подшипниковых щитов, центрирование ротора относительно расточки сердечника и крепление подшипниковых узлов, центрирование ротора отно-45 сительно расточки сердечника производят путем подъема сердечника на. величину, превышающую рабочий зазор машины, после чего сердечник опускают до соприкосновения его с посадочными 50 поверхностями замков корпуса, при этом установку подшипниковых щитов производят после подъема сердечника.
На фиг. 1 показан сердечник статора, установленный на посадочной поверхности замков корпуса; на фиг. 2 сердечник статора с введенным в него ротором, поднятьй на величину, превышающую рабочий зазор машины; на фиг. 3 — установка подшипниковых щитов на вал ротора при поднятом сердечнике статора на фиг. 4 — собранная электричеокая машина; на фиг. 5 — то же с крышкой-капсулой.
Способ осуществляют следующим образом.
Сердечник статора 1 устанавливают в корпус 2 на посадочные поверхности его замков, наживляют болты 3, вводят ротор 4 в отверстие сердечника статора 1, устанавливают его на поверхность расточки сердечника и монтируют на вал ротора с двух сторон внутренние крышки 5, подшипники б, диски 7 и стопорные кольца 8. Указанные детали можно монтировать и до введения ротора в сердечник. Затем сердечник ставора 1 совместно с ротором 4 смещают, например, с помощью технологических болтов 9 (либо технологических мерных прокладок 10, устанавливаемых между планками сердечника статора и корпуса в процессе установки сердечника) относительно замков корпуса в плоскости, перпендикулярной оси машины, на величину, превышающую величину одностороннего воздушного зазора не менее чем на 0,3 мм, Устанавливают подшипниковые щиты
11 на подшипники б до упора в торцовые по верхи о ст и корпу с а, н аживляют болты
12 крепления щитов к корпусу и опускают сердечник статора с ротором и подшипниковыми щитами до соприкосновения посадочных поверхностей щитов с посадоч ными поверхностями под щиты корпуса, затем опускают далее сердечник статора до соприкосновения его с посадочными поверхностями замков корпуса и таким образом производят центрирование ротора. Затем сердечник статора 1 и подшипниковые щиты 11 крепят к корпусу соответственно болтами 3 и 12. Устанавливают наружные крышки
13 и крепят их болтами,14.
Процесс сборки электрических машин с подшипниковыми узлами, включающими крышку-капсулу 15 (фиг. 5), отличается от описанного тем, что перед установкой щитов 11 и крышеккапсул 15. они сочленяются как одно целое, а затем устанавливаются на подшипники б ротора 4. Разборка электрических машин производится в обратной последовательности.
Изобретение позволяет повысить точность сборки электрических мамин.
1046854
1046854
Заказ 774б/52 Тираж 687
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", F. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель В. Воскобойников
Редактор Л. Филь Техред Ж. Кастелевич Корректор Р- Ференц



