Способ определения прочности сцепления слоев соединения
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ СЛОЕВ СОЕДИНЕНИЯ, выполненного из подложки и нанесенного на нее покрытия, заключающийся в том, что вьтолняют в покрытии поперечный надрез до подложки, располагают соединение на стержне таким образом, чтобы надрез находился .снаружи и располагался параллельно оси стержня, изгибают испытуемое соединение вокруг стержня а при оценке прочности учитывают угол изгиба соединения, при котором произошло его разрушение , отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения , в покрытии выполняют, второй надрез, параллельный первому, расстояние между надрезами выбирают 1,0-4,0 толщины соединения, а изгиб соединения проводят до отслоения по- i крытия между надрезами. (Л 4 о: а: 05
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) ЗС59 6 01 14 19 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
:й, йФ к
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИИ
Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3452973/25-28 (22) 15.06.82. (46) 07.10.83. Бюл. Р 37 (72) A.В.Шапарев, И.И.Ошеверов, П.Н.Смирнов и A.È.Êðûëîâ (71) Магнитогорский горно-металлургический институт им. Г.И.Носова (53) 620.179.4(088 ° 8) (56) 1 ° Лаки и краски. Метод определения прочности пленок при изгибе вокруг цилиндрического стержня.
ИСО 1519-73, 2. Авторское свидетельство СССР
1 по заявке Р 3236005/25-28
1 .кл. С 01 и 19/04, 1981 (прототип} (54)(57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТИ
СПЕПЛЕНИЯ СЛОЕВ СОЕДИНЕНИЯ, выполненного из подложки и нанесенного на йее покрытия, заключающийся в том, что выполняют в покрытии поперечный надрез до подложки, располагают соединение на стержне таким образом, чтобы надрез находился снаружи и располагался параллельно оси стержня, изгибают испытуемое соединение вокруг стержня, а при оценке прочности учитывают угол изгиба соединения, при котором произошло его разрушение, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения, в покрытии выполняют. второй надрез, параллельный первому, расстояние между надрезами выбирают
1,0-4,0 толщины соединения, а изгиб соединения проводят до отслоения по- у
Ф крытия между надрезами.
104ббб0
Составитель В.Свиридов
Редактор О.Бугир ТехредМ.Гергель Корректор О. Билак
Заказ 7721/43 Тираж 873 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, r.Óæãoðoä, ул.Проектная,4
Изобретение относится к испытательной технике, а именно, к спосо- . бам определения прочности сцепления слоев соединений.
Известен способ определения прочности сцепления слоев соединений., 5 заключающийся в том, что подложку с нанесенным на нее покрытием изгибают вокруг цилиндрического стержня до разрушения соединения и определяют угол изгиба, при котором 10 произойдет разрушение P1).
Наиболее близким к изобретению по технической. сущности и достигаемому результату является способ определения прочности сцепления слоев f5 соединения, выполненного из подложки и нанесенного на нее покрытия, 1 заключающийся в том, что выполняют в покрытии поперечный надрез до подложки, располагают соединение на 20 стержне таким образом, чтобы надрез находился снаружи и располагался параллельно оси стержня, изгибают иснытуемое соединение вокруг стержня, а при оценке прочности учитывают.угол 5 изгиба соединения, при котором произошло его разрушение 21.
Недостатком известных способов является низкая точнОсть определения иэ-за невозможности точного определения площади отслоившейся части покрытия, Пель изобретения — повышение точности определения прочности сцепления.
Поставленная цель достигается темД З5 что согласно способу определения прочности сцепления слоев соединения, выполненного из подложки .Н нанесенного на нее покрытия, заключающемся в том, что выполняют в 40 покрытии поперечный надрез до подложки, располагают соединение на стержне таким образом, чтобы надрез на ходился снаружи и располагался парал.лельно оси стержня, иэгибают испытуе- 45 мое соединение вокруг стержня, а при оценке прочности учитывают угол изгиба соединения, при котором произошло его разрушение, в покрытии выполняют второй надрез, параллельный первому, расстояние между надрезами выбирают 1,0-4,0 толщины соединения, а изгиб соединения проводят до .отслоения покрытия между надрезами.
На чертеже изображена схема испытания соединения., Способ осуществляют следующим образом.
На одну из поверхностей подложки
1 наносят одним из известных способов испытуемое покрытие 2 и доводят его до отверждения. В покрытии 2 выполняют два поперечных параллель- ных надреза 3 и 4 до подложки 1. .Расстояние между надрезами 3 и 4 выбирают в пределах 1,0-4,0 толщины соединения. В том случае, когда расстояние между надрезами менее толщины соединения, незначительная непараллельность надрезов .3 и 4 приводит к .неравномерному отслоению. Участка
5 покрытия 2 при изгибе соединения.
В случае, когда расстояние между надрезами 3 и 4 более 4,0 толщины соединения, возникают неравномерные деформации покрытия 2 на участке 5 при изгибе соединения. Соединение располагают на цилиндрическом стержне б. таким образом, чтобы покрытие 2 с надрезами 3 и 4 находилось снаружи, а надрезы 3 и 4 бь1ли параллельны оси 7 стержня б. Изгибают испытуемое соединение вокруг стержня б до полного отслоения покрытия 2 на участке 5 между надрезами Зли 4.
Измеряют угол изгиба соединения, при котором произошло отслоение покрытия 2, и определяют количест венно адгеэионную прочность сцепления покрытия 2 с подложкой 1 в процентном отношении этого угла изгиба к максимальному углу изгиба соединения вокруг стержня б, равному 180
Отсутствие отслоения участка 5 покрытия
2 между надрезами 3 и 4 при изгибе соединения на 180 характеризует о адгезионную прочность соединения, равную 100%.
Предлагаемый способ позволяет повысить точность определения прочности сцепления слоев соединений за счет обеспечения заданной площади отслаивания участка покрытия путем выполнения двух параллельных надрезов в покрытии.

