Амортизатор
. АМОРТИЗАТОР, содержащий цилиндрический корпус с компенсационной камерой, размещенный в нем лопастной гидравпический демпфер с камерами переменного объема, соединенными через обратньш кпапаны с компенсационной кам&рой , и фрикционный демпфер, включающий пакет фрикшюнных дисков и кольцевой . гидроципиндр с поршнем, взаимодействующим с пакетом фрикционных дисков, подпорщневая полость которого сообщена с одной из камер переменного объема, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности гашения колебаний, он снабжен установленным конце нтрич но основному кольцевому гидроципиндру аналогично выполненным дополнительным , подпоршневая полость которого соединена с другой камерой переменно с го объема. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН ()91 (11) 3(51) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
М I,, )у
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
{ 21 ) 3244560/25-28 (22) 09.02.81 (46) 23.09.83. Бюп. ¹ 35 (72) U. Д. Йонкински, Н. Б. Капейчев, В. Н . Трушкин и В. П. А врамов (71) Харьковский ордена Ленина попитехнический институт им. В. И. Ленина (53) 621-567.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетепьство СССР
N 411245, кп. F 16 F 9/12, 1971.
2. Авторское свидетепьство СССР ¹ 772277990088, кп. F 16 F 9/10, 1977 (прототип), (54) (57) . АМОРТИЗАТОР, содержащий пипиндрический корпус с компенсаиионной камерой, размещенный в нем лопастной гидравпический демпфер с камерами переменного объема, соединенными через обратные клапаны с компенсапионной камерой, и фрикдионный демпфер, вкпючающий пакет фрикпионных дисков и копьиевой гидроиипиндр с поршнем, взаимодействующим с пакетом фрикпионных дисков, подпоршневая попость которого сообщена с одной из камер переменного обьема, отличающийся тем,что,с пепью повышения эффективности гашения колебаний, он снабжен установпенным конде нтрично основному кольцевому гидроиипиндру аналогично выпопненным допопнитепьным, подпоршневая попость которого соединена с другой камерой переменно а го объема.
1 1043
Изобретение относится к машиностроению и может быть испопьзовано дпя гашения копебаний, например, в транспортных средствах, Известен гидравпический демпфер
5 понастного типа, .:îàåðæèèèé корпус с неподвижными перегородками и дрос.селем и распопоженные в нем поворотные попасти И
Однако известный демпфер имеет недостаточную энергоемкость.
Наибопее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому резупьтату явпяетая амортизатор, содержащий ципиндрический корпус с компенсационной камерой, размещенный в нем лопастной гидравпический демпфер с камерами переменного объема, соединенными через обратные клапаны с компен сационной камерой, и фрикционный демпфер, вкпючаюший пакет фрикционных дисков и кольцевой гидроципиндр с поршнем, взаимодействующим с пакетом фрикционных дисков, подпоршневая попость которого сообщена с одной из. камер пере- 25 менного объема (2J .
Недостатком известного. амортизатора явпяется невысокая эффективность (энер1 гоемкость).при гашении колебаний из-<за ограниченного хода попастнога демпфера, что не искпючает пробоя подвески.
11епь изобретения — повышение эффек» тивности гашения колебаний.
Указанная цепь достигается тем, что амортизатор, содержащий ципиндрический
35 корпус с компенсационной камерой, размещенный в нем попастной гидравпический демпфер с камерами переменного объема, соединенными через обратные клапаны с компенсационной камерой; и фрикционный демпфер, вкпючающий пакет фрикционны х дисков и копьцевой гидроципиндр с поршнем, взаимодействующим с пакетом фрикционных дисков, подпоршневая попость которого сообщена с одной из камер
45 переменного объема, снабжен установленным концентрично основному копьцевому гидроципиндру анапогично выпопненным допопнитепьным, подпоршневая полость которого соединена с другой камерой переменного объема.
На фиг. 1 изображен предлагаемый амортизатор, поперечный разрез; на фиг. 2 - разрез Л-Л на фиг. 1.
Лмортизатор содержит ципиндрнческий корпус, выпоппенный из двух частей 1 и
2, в которых распопожены соответственно гидравлический и фрикционный деипферы.
Часть 1 корпуса илн.ет перегородку 3 и
385 2 припивы 4 дпя креппения амбртнзатора к машине (не показана). Гидравлический демпфер состоит из установпенного в части 1 корпуса на подшипниках 5 и 6 вапа 7, соединенного рычагом 8 с опорными колесами машины, На валу 7 закреппена попасть 9, которая раздепяет внутренний объем гидравлического демпфера на камеры 10 и 11 переменного объема. Фрикционный демпфер состоит из пакета фрикционных дисков 12 и 13, установпенных соответственно на шпицах вала 7 и части 2 itopnyca, и основного и допопнитепьного копьцевы х концентричных гидроципиндров, выпопненных в виде расточек в части 1 корпуса, в которых установлены поршни 14 и 1 5, при этом ппощадь поршня 14 меньше ппощади поршня 15. Подпоршневые полости основного и допопнитепьного гидроцилиндров, сообщаются каналами 16 и 17 с камерами 10 и 11 переменного объема. Попость части 2 корпуса, в которой распопожен фрикционный демпфер, сообщена с камерами 10 и 11 переменного объема гидравпического демпфера с одной стороны посредством ряда поспедоватепьно перекрываемых попастью 9 дроссепирующих отверстий 18 и 19, а с другой стороныпараппепьно посредством отверстий 20, канапов 21 и 22 и обратных кпапанов 23 и и 24. В части 1 корпуса выпопнена компенсационная камера 25, соединенная отверстием 26 и обратными клапанами 23 и 24 с камерами 10 и 11, На торцовых поверхностях фрикционных дисков 12 и
13 выпопнены канавки 27 дпя циркупяции жидкости в подости части 2 корпуса. В торцовой части лопасти 9 установпено уппотнение 28, а утечки жидкости через разгрузочную канавку 29 и отверстие 30 попадают в компенсационную камеру 25, Лмортизатор работает спедующим образом.
При возникновении колебаний корпуса машины лопасть 9 совершает движения, синхронные с перемещением корпуса машины, поочередно вытесняя рабочую жидкость из камер 10 и 11 переменного объема через дроссепирующие отверстия
18 в попость фрикциоцного демпфера.
При прямом ходе объем камеры 10 уменьшается, а обратный кпапан 24 закрывается, и давление v ней через кацап
16 передается к поршню 1.4, вызывая сжатие пакета фрикционных дисков 12 и
1 3. Одновременно объем камеры 1 1 увепичивается и рабочая жидкость з» с ет падения павпения в камерс. запопняе;
3 1.О освободившийся объем, поступая через отверстия 20, каналы 21 и 22, обратный клапан 23, а также-через дросселирующие отверстия 18 из полости фрикционного цемпфера, а через отверстие 26 и обратный клапан 23 — из компенсационной камеры 25. И, наоборот, при обратном ходе клапан 23 закрывается, давление в камере 11 увеличивается и передается через канал 17 поршню 15. Одно-, временно открывается клапан 24, обес-.
43385 4 печлвая заполнение камеры 10 рабочей жидкостью, Таким образом, предлагаемый аморти-затор, благодаря своему конструктивному решению, обеспечивает высокую плавность хода, облацая значительной энергоемкостью за счет получения различного сопротивления при прямом и обратном ходе, и уменьшает вероятность пробоя подвески
ig за счет резкого повышения сопротивления в конце динамического хода.
) 043385
22 2 И 20 ,7
Фиг. 2
Составитель Л. Машкин
Редактор О. Черниченко Техред Итайпу Корректор С. Б)екмар
Заказ 7308/30 Тираж 925 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и огкрнтий
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская иао., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Г1роектная, 4



