Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ, содержащее блок ввода ответных действий обучаемого, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого подключен к выходу блока ввода учебной информации, и последовательно соединенные генератор, распределигелв импульсов, эдёменгы И,, элемент ИЛИ, счетчик и блок регистрации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены поснедовательно включенные преобразователь код-аналог, формирователь уровней напряжения и элементы сравнения, выходь которых соединены с вторыми входами соответствующи 1 элементов И, а вторые входы - с выходом блока сравнения, вход преобразователя код-аналог подключен к выходу элемента ИЛИ. с &
„„SU„„1042064
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
3(5l) G 09 В 7/02
1 г
I; !
t, (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3403544/18-24 (22) 11.01.82 .(46) 15.09.83, Бюл. М 34 (72) Г.В. Бондарчук, К.И. Грицук и и Л.И. Сенцова (53) 681.3.071 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Ж 408366, кл. 5 09 В 19/00, 19.72.
2. Авторское свидетельство СССР
No 853645, кп. G 09 В 7/02 (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЬИ,: содержащее блок ввода ответных действий обучаемого, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого подключен к выходу блока ввода учебной информации, и последова- тельно соединенные генератор; распреде литель импульсов, элемент ы И,. элемент ИЛИ, счетчик и блок регистрации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактическ ж возможностей устройства, в него введены после довательно включенные преобразователь код-аналог, формирователь уровней напряжения и элементы сравнения, выходы которых соединены с вторыми входами соответствующих элементов И, а вторые входы — с выходом блока сравнения, вход преобразователя код-аналог подключен к выходу элемента ИЛИ. та ИЛИ.
1 104
Изобретение относится к инженерной психологии и может быть использовано для объективной оценки работоспособности операторов при работе на имитаторах и тренажерах, а также для оценки работоспособности оператора при управлении реальным объектом. В частности, изобретение может найти применение для интенсификации процесса обучения и оценки работоспособности пилотов гражданской авиации, при профотборах курсантов летных училищ, а также для определения их степени обучаемости.
Известное устройство, содержашее блок сравнения, блок ввода печати, блок ввода номера билета, генератор импульсов и блок индикации (1 j.
Недостатком данного устройства является то, что оценка деятельности оператора производится путем сравнения отве- рд та, закодированного в устройстве, с отвеТоМ, набранным .оператором, т.е. сравнение происходиг с одной или несколькими дискретными величинами. Устройство не позволяет получить оценку работоспособ- zs ности при работе. оператора на сложных устройствах управления со многими ана логовыми параметрами.
Наиболее близким к изобретению является устройство, предназначенное для оценки профессиональной пригодности оператора an оматиэированной системы управления и содержащее блок ввода ответных действий оператора, блок сравнения, коммутатор, распределитель импульсов, ре гистратор, блок индикации, блок оценки работоспособности оператора, включакнций первый элемент И и последовательно включенный формирователь импульсов, инвертор, второй элемент И (2 3.
Однако известное устройство не позво40 ляет изменить условие решения задачи управления в зависимости от качества решения (величины ошибки) и времени, затраченного оператором на нахождение этого решения, что снижает точность оценки
45 деятельности оператора и исключает возможность его самообучения.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет автоматической регулировки нормативных оценочных уровней деятельности оператора в зависимосж От величины ошибки управления и времени удержания э гОй Ошибки.
Цель достигается тем, что в устройство дпя обучения и контропя знаний обучаемых, содержашее блок ввода отвегных действий Обучммого, выход которого сое064 б 2 динен с первым входом блока сравнения, второй вход которого подключен к выходу блока ввода учебной инфоркгации, и по.следовательно соединенные генератор, распределитель импульсов, элементы И, элемент ИЛИ, счетчик и блок регистрации, введены последовательно включенные преобразователь код-.аналог, формирователь уровней напряжения и элементы сравнения, выходы которых соединены с вторыми входами соответствукицих элементов И, а.вторые входы — с выходом блока сравнения, вход преобразователя код-аналог подключен к выходу элемен
На чертеже изображена сгруктурная схема предлагаемого устройства .
Устройство содержит блок 1 ввода . ответных действий обучаемого, блок 2 сравнения, выделяюший интеграл модуля ошибки, блок 3 ввода учебной информации (задачи оператора), блок 4 оценки (работоспособности оператора), генератор 5 (тактовых импульсов), распределитель 6 импульсов, блок 7 регистра ции, преобразователь 8 код-аналог и формирователь 9 уровней напряжения (нормативов), Блок 4 оценки содержит элементы 10 сравнения, элементы 11 И, элемент 12 ИЛИ и счетчик 13.
Принцип действия предлагаемого устройства заключается в следуюшемм.
Аналоговый сигнал с блока 3 и сигнал слежения с блока 1 поступают,на соответствующие входы блока 2 для выделения интеграла модуля ошибки; С вы хода блока 2 модуль сигнала поступает одновременно на входы элементов 10, на вторые входы которых поступают с выхода формирователя 9 уровни напряжения, вепичины которых пропорциональны обобшенной оценке величины ошибки оператора в данный момент времени. Число элементов 10 cоvлmжaно o сoоoо твaеeт с твaоoвaаaт ь к оoличеству уровней оценочных нормативов.
С выхода каждого элемента 10 потен-- циал "0" или 1" поступает на один из входов соответствуюшего элемента 11.
На вторые входы элементов 11 поступа б ют гактовые импульсы с распределителя 6, причем на каждый вход поступают импульсы по своей шине. В распределителе 6 формируются последовательности импульсов таким образом, что большей величине ошибки соответствует большая частота следования импульсов, причем тактовые импульсы каждой последовательности сдвинуты один относительно другого на один такт. На вход распределите
3 .10420 ля 6 тактовые импульсы поступают с генератора 5. С выходов элементов 11 импульсы, частота следования которых пропорциональна величине ошибки и времени нахождения сигнала за зонами оценочных нормативов, поступают на вычитаюший вход счетчика 13 и в преобразователь 8. С выхода счетчика 13 информация о качестве работы оператора поступает в блок 7. о
Оценка работы оператора производится по методу вычитания от исходного числа, записанного в счетчик 13 и приня- того за оценку "Оглично, числа, пропорционального величине интеграла ошибки ;
В преобразователе происходит преоб разование последовательности импульСов, характеризуюших величину ошибки опера-. тора, в аналоговый сигнал, который поступает на вход формирователя 9, .с вы64 4 хода которого уровни напряжений поступают соответственно на элементы 10 сравнения.
Таким образом, устройство позволяет облегчить" решение задачи в начальный период обучения (при большой ошибке оператора) и ставить более жесткие условия по мере обучения оператора путем изменения величин уровней нормативов, что расширяет дидактические возможнос ти устройства.
Кроме того, предлагаемое устройство позволяет оценить работоспособность оператора как но величине ошибки., так и по времени нахождения ошибки за зонами нормативных уровней. Для целей re бора нормативные уровни устанавливаются постоянными для данного контингента операторов.
Составитель А. Карлов
Р
Редактор М. Дылын Техред И.Метелева Корректор Л.Вокшан
Заказ 7133/51 Тираж 488 . Подписное
ВНИИПИ .Государственного комитета СС:СР по делам изобретений и открьггий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г..Ужгород, ул. Проектная, 4


