Устройство сопряжения железнодорожного колеса с рельсом
УСТРОЙСТВО СОПРЯЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЮ КОЛЕСА С РЕЛЫ СОМ, содержащее выпуклую поверхность трповки рельса, взаимодействующую с вогнуто-конической поверхностью катания копеса, а профили внутренней боковой поверхности головки репьса и рабочей поверхности реборды копеса описаны кривой . ГСо„ 2 -5чп о6-С2 cos oi - , отличающееся г&л, что, с цепью снижения трения н износа сопр женных поверхностей, вогнутая часть осевого профиля поверхности катания копеса и выпуклая -часть поперечного сечения головки репьса выполнены по кривой GX - oL С, - 1 COS of, -€2 s где X и - прямоугольные коорцина ты профилей сопряжения;§ об - угол наклша касательной к кри (Л , вым относительно мгновенной оси каташш С, CQ С - постоянные вегасчис: ны.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
09) (111
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сох =2 Ып с — 51п О -С2
Co = со5 at -coo at
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3329004/27 11 (22) 20.08.81 (46) 15.09.83. Бюп. Ns 34 (72) В. B. Шупьц (71) Ленинградский ордена Трудового
Красного Знамени инженерно-строительный институт. (53) 629.4.027,11 (088.8) (56) 1. Геометрическая оптимизация изнашивающихся кинематических пар. Дис»
Л., 1978. (54) (57) УСТРОЙСТВО СОПРЯЖЕНИЯ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА С РЕЛЬ
CON, соцержашее выпуклую поверхность гоповки рельса, взаимоцействуюшую с вогнуто-конической поверхностью катания колеса, а профипи внутренней боковой .поверхности головки рельса и рабочей поверхности реборцы колеса описаны кривой
3(5g В 60 В 17/00 В 60 В 21/02 о т и и ч а ю ш е е с я тем, что, с цепью снижения трения и износа сопря женных поверхностей, вогнутая часть осевого профипя поверхности катания копеса и выпуклая часть поперечноr0 сечения гоповки рельса выполнены по кривой
Сх - 540 j6 9(П gt,- С
С "2GosN -сО5 at,-С где х и у - прямоугопьные координаты профипей сопряжения; а
0 - угоп накпонакасатепьной к кривым относитепьно мгновенной оси катания
С, Со C è С - постоянные вепичиные
1 104
Изобретение относится к криволинейным сопряженным поверхностям кинематичео» ких пар, например жепезноцорожное копе со-рельс.
Известно устройство, сопряжения жепезпоцорожного колеса с репьсом, соцержашее выпуклую поверхность головки репьса, взаимоцействующую с вогнуто-конической поверхностью катания колеса, а профили внутренней боковой поверхности головки рельса и рабочей поверхности p86oppb K01IBOB описаны кривой
Са „= 2 e . .n ñÑ вЂ” Э (n K - С
1»
Со -ceo -со Ъ, Ii)„
131S 2 контакта, лежащих в плоскостях, прохоцящих через мгновенную ось катания..
Пусть имеется плоская линия контакта КД (фиг. 1 и 2), уравнение котоРой ) = f (х) неизвестно. . Опрецепяем его иэ условия ми-;нимума момента трения и скорости из» носа вцопь оси при вращательном цвижении с частотой <д вокруг
О оси х и нагружении внешней силой g направленной вертикапьно.
Нормальная нагрузка по линии К4
Нецостатком известного технического решения является повышенный износ ра бочих поверхностей.
Бень изобретения - снижение трения и износа сопряженных. поверхностей.
ilemü цостигается тем, что в устройся ве сопряжения жепезноцорожного колеса с репьсом, соцержашем выпуклую поверх 2» ность гоповки рельса, вэаимоцействук » шую с вогнуто-конической поверхностью катания колеса, а профили внутренней боковой поверхности гоповки рельса и рабочей поверхности реборцы колеса описаны кривой
СОХ =2&ЮОС- S nÇÑÑ вЂ” С2
ro> = сои -СОЬ е вогнутая часть осевого профипя поверх ности катания копеса и выпуклая часть поперечного сечения головки репьса вы попнены по кривой
Сх= B nd s n (X С1 3 40 (q =, СОБ(6-С05 К-Cg
Г) 3
Используя поцстановку =1 с4 попучаем
=2СОЬСС -СО k, ф» l
В сипу параметриэации л
9 Ч А
»» Ь Х = - 2 5 П С „+3 & n ф. (б) Si д <Х. — 5 < и К t С
1 гце к и $ - прямоугопьные коорцина ты профипей сопряжения;
<, - угон накпона касатепьной к кри» вым относитепьио мгновенной оси катанияt
С Со,C„ > - постоянные величины.
На фиг. 1 изображен жепезноцорожный рельс с прецпагаемой формой головки поперечное сечение на фиг. 2 - профипь прецпагаемого обоца жепезноцорожного колеса, Уравнения прецпагаемых кривых попучены иэ теоретических построений, исхоцяких иэ того, что ппошацка упругоro контакта межцу колесом и репьсом является семейством плоских пиний
cos с6 (1)
Момент трения при коэффициенте трения
1 1у
IA Eр) Х 3Х (Х(Хк) (Й
11 (" прямопропорционален скорости износа .
Уравнение равновесия вертикапькых сип
CODON ц-5
Кы
d Х. (3)
К IC
Из (3) вицно, что при оцинаковой нагруэке Д скорость износа g зависит от величины интеграла. g д х интеграла соответствует М п скорости износа и момента трения (2).
Для опрецепения МО х интеграпа испопь зовано вариационное уравнение Эйпера
ОЧ д Х = = — -2 COS К ЭСОП 0 &ПС ), 1 о С
С d x = 2СОЬiХ ЗСО (x,7, откуца после интегрирования получаем
Исспецование цостаточных условий JIeжан цра (4)
F ) 3 х(4 (ф ) показывает, что экстремапь (5) и (6) цает Ма Х интеграпа при
Оа) -t(M с —1
"Г2
Это значит, 0 а < с 5,2 44
Постоянная опрецепяет масштаб, 1 а С и С2 нахоцятся из условия прохож цения экстремапи через зацанные точ1041318 4 ки К н А что нахоцит свое отражение в величине предельных углов К
Уравнение профиля а Ь нахоцят из аналогичных рассужцений.
Найденные формы мгновенных линий контакта межцу рабочими поверхностями колеса и рельса теоретически соответствуют абсолютному минимуму трения и износа в направлении действующих
10 сил при совместной работе сопряженных поверхностей и не зависят от материала, коэффициента трения ипи pssMOpoB кинематическик пар.
Выполнение рельсов и обоцьев копес
15 в соответствии с прецпагаемой формой значитепьно увеличивает срок их спуж бы и позволяет сэкономить бопьшое количество металла.
411.1
Редактор Г. Гербер
Составитель Т. Попова
Текрец A.Üàáèíåö Корректор А. Повх
Заказ 7033/14 Тиршк 675 Поцписнсе
БНИИПИ Госуцарственного комитета .СССР по цепам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., ц. 4/5
Филиал ППП "Патент, г, Ухто)хц, ул. Проектная, 4



