Термостатирующее устройство
ТЕРМОСТАТИРУЮВДЕЕ УСТРОЙСТВО отопительной системы транспортного средства, содержащее корпус свходным и выходным патрубками линии, подающей теплоноситель из рубашки системы охлаждения двигателя а радиатор отопителя, и входным и выходным патрубками возвратной линии, возвращающей теплоноситель из радиатора отопителя в рубашку двигателя, термочувствительный элемент, расположенный в зоне подающей линии, и запорный элемент, находящийся в зоне возвратной 1инии, р т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения его функциональных возможностей путем автоматического регулирования р ежимов работы и повышения эксплуатационной надежности, между подающей и возвратной линиями смонтирована перегородка с клапаном одностороннего, действия, перепускающим теплоноситель, из подающей линии в возвратную, причем в запорной элеi менте -имеются дросселирующие отверстия . со со ю fta./
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ; PECflYEiflHH Э 5„В 60 Н 3/00; G 05 О, 23/13
ГОСУДАРСТВЕННЬЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ м ид@.
1 . "=- 4Й„,1 „ .
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН Ь-::::::::::,. 3!
МВЩ0 ц
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3422087/27-11 (22) 09.04.82 (46) 07.09.83. Бюл. Р 33 (72) Л,С.Самохвалов (71) Горьковский автомобильный завод (53) 621.555.621(088.8) (56) 1. Патент СССР Н 597349, кл. G 05 0 23/13, опублик. 1978 (прототип). (54А(57) ТЕРМОСТАТИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО отопительной системы транспортного средства, содержащее корпус с вход" : ным и выходным патрубками линии, по= дающей теплоноситель из рубашки сис" . темы охлаждения двигателя в радиатор отопителя, и входным и выходным патрубками возвратной линии, возвращающей
„„SU„„1039742 A теплоноситель из радиатора отопителя в рубашку двигателя, термочувствительный элемент, расположенный в зоне подающей линии, и запорный элемент, находящийся в зоне возвратной линии, О т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения его функциональных воэможностей путем автоматического регулирования режимов работы и повышения эксплуатационной надежности, между подающей и возвратной линиями смонтирована перегородка с клапаном одностороннего: действия, перепускающим теплоноситель из подающей линии в возвратную, причем в запорном элементе -имеются дросселирующие отверс- Я тия.
1039742
20
45
Изобретение относится к конструкциям регулирующих устройств гидросистем, преимущественно систем отопления, а именно к системам, снабженным подводящим и отводящим трубопроводами, где по условиям эксплуатации требуется полный слив теплоносителя из обоих трубопроводов.
Наиболее близким к изобретению по своей технической сущности является термостатирующее устройство отопительной системы транспортного средства, содержащее корпус с входным и выходным патрубками линии, подающей теплоноситель из рубашки системы охлаждения двигателя в радиатор отопителя, и входным и выходным патрубками возвратной линии, возвращающей теплоноситель иэ,радиатора отопителя в рубашку двигателя, термочувствительный элемент, расположенный в зоне подающей динии, и запорный элемент, находящийся в зоне возвратной линии fl) Недостатками указанного устройства являются необходимость ручного управ" ления его работой."и отсутствие слива теплоносителя.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем автоматического регулирования режимов работы и повышения эксплуатационной надежности.
Указанная цель достигается тем, что в термостатирующем устройстве отопительной системы транспортного средства, содержащем корпус с входным и выходным патрубками линии, .подающей теплоноситель из рубашки системы охлаждения двигателя в радиатор отопителя, и входным и выходным патрубками возвратной линии, возвращающей теплоноситель из радиатора отопителя в рубашку двигателя, термочувствительный элемент, расположенный в зоне подающей линии, и запорный элемент, нахо" дящийся в зоне возвратной линии, между подающей и возвратной линиями дополнительно смонтирована перегородка с клапаном одностороннего действия, перепускающим теплоноситель из по" дающей линии в возвратную, причем в запорном элементе имеются дросселирующие отверстия.
На фиг. 1 показано устройство перепускного клапана; продольный разрез; на фиг.2 - место установки клапана на машине; на фиг. 3- схема работы клапана при сливе теплоносителя из трубопроводов.
Термостатирующее устройство состоит из впускного патрубка 1> корпусов 2-4 термосилового элемента 5, крышки 6 корпуса, выходного патрубка
7, верхнего клапана 8, в котором имеется центральное сливное отверстие 9 и три отверстия для заделки ограничителей 10, перегородки 11, имеющей три сливных отверстия (диаметром 6 мм) и три гнезда для установки пружин 12, штока 13, входного патрубка !4, гнезда 15 термосилового клапана 16, в котором имеются два отверстия диаметром 2 мм, пружины 17, сливного патрубка 18, днища 19 корпуса 4 и гайки 20 крепления штока к термосиловому клапану 16, Корпус клапана разбит на три камеры: входная А, промежуточная Б и сливная В.
Система отопления состоит из впускного краника 21, установленного на двигателе 22, трубопроводов 23 и
24, сливного краника 25 системы охлаждения двигателя, теплообменника 26 отопителя.
Система отопления работает следующим образом.
При включенном кранике 21, который обеспечивает подачу теплоносителя иэ охлаждающей рубашки двигателя в шланги теплотрассы, нагретый теплоноситель попадает во входной патрубок 1 термостатирующего устройства, дальше во входную камеру А, где, обтекая термосиловой элемент 5, проходит в выпускной патрубок 7, дальше попадает в теплообменник 26 отопителя, затем во входной патрубок
14 нижней ветви. Пока теплоноситель не прогрелся до температуры срабатывания термосилового элемента, клапан 16 плотно поджимается к гнезду 15 пружиной 17, гем самым препятствуя ° циркуляции теплоносителя.
В то же время верхний клапан 8 под давлением теплоносителя прижимается к перегородке 11 и не допускает циркуляцию тейлоносителя в корпусах
2-4 термостатируащаго устройства.
При прогревании термосилового элемента до порога срабатывания, клапан
16, связанный через аток 13 с термосиловым элементом, открывает нижнюю ветвь теплотрассы. Теплоноситель начинает циркулировать через теплообменник.
При остановке двигателя в приемной.входной камере А давление надает>
3 10397 клапан под действием трех тружин 12 поднимается над перегородкой 11, при этом между корпусом термосилового элемента и краями центрального отверстия клапана 8 образуется широкий канал для прохода жидкости. Три отверстия в перегородке 11 обеспечи" вают прохождение жидкости,в промвжуточную камеру Б. В этом положении все три камеры А Б В сообщаются между 10 собой. .Если при этом открыть сливной краник 25, то теплоноситель из верхней и нижней ветвей направится в сливной краник. 1S
При летней эксплуатации краник 21 на двигателе 22 закрыт и, следовательно, теплоноситель не попадает во в>Ьдную камеру А, термосиловой элемент не работает, клапан 16 закрыт, тепло" 20 обмен между сливной ветвью и теплообменником отсутствует.
Если слив жидкости производится в условиях низких температур задолго после выкпючения двигателя, что соответствует закрытому положению клапана 16, то аварийный слив происходит через два отверстия диаметром 2 мм в клапане 16.
В изобретении отсутствие приводов облегчает монтаж в производстве, в эксплуатации исключает возможность течи краников и следовательно повышает надежность, отсутствие рукояток, указательных табличек улучшает рабочее место водителя, отсутствие отверстий в моторных перегородках улучшает герметичность кабины. Применение предлагаемого устройства со" крацает количество подготовительных работ при запуске двигателя в холодное время, автономный .режим работы обеспечивает своевременную и оптимальную по температуре подачу теплоносителя в теплообменник отопителя, уменьшает количество операции лри обслуживании.
Составитель Е.Сердюк
Ведактор М.Товтин Техред К.Иыцьо Корректор А.Дэятко
Ъ
Заказ 6804/15 Тираж- 675 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-.35, Раушская наб,, д. 4/5 Л ч в ее юю м
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


