Устройство для уравновешивания вертикально перемещающегося рабочего органа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УРАВНО.ВЕШИВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНО ПЕРЕМЕЩАЮЩЕГОСЯ РАБОЧЕГО ОРГАНА, содержащее привод/У гг ной вал, муфту свободного хода с обоймой и тормозное устройство, о тл ич ающе е с я тем, что с целью уменьшения, габаритов устройства и упрощения его конструкции путем сокращения площади торможения тормозного устройства, последнее выполнено в виде подпружиненной втулки с конической наружной поверзсностью, расположенной в расточке приводного вала с возможностью осевого перемещения и зафиксированной от поворота на направляющей, причем обойма выполнена с конической внутренней поверхностью , предназначенной для взаимодействия с конической поверхностью втулки. Ш W со ;о 05 СП 00 Йхг/
3 А
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИ4ЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11), (51) В 23 В 47 26
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕНЙЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3467449/29-08 . (22) 09.07.82 (46) 07. 09. 83. Бюл. Ф 33 (72) В.Б. Малиновский (71) Ордена трудового красного знамени. вильнюсский станкостроительНый завод Жальгирис (53) 621.935.02(088.8)(56) 1. Кучер И.M. Металлорежущие . станки. Д., Машиностроение, 1969, с. 628, рис. 1У. 45.
2. Авторское свидетельство СССР .
В 660788, кл. В 23 В 47/26, 1976., (прототип) . (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УРАВНОВЕШИBAHHR BEPTHKAJIbHO ПЕРЕМЕЩАЮЩЕГОСЯ
РАБОЧЕГО ОРГАНА, содержащее приводной вал, муфту свободного хода с обоймой и тормозное устройство, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что с целью уменьшения. габаритов устройства и упрощения его конструкции путем сокращения площади торможения тормозного устройства, последнее выполнено в виде подпружиненной втулки с конической наружной поверхностью, расположенной в расточке приводного вала с возможностью осевого перемещения и зафиксированной от поворота на направляющей, причем обойма выполнена с конической внутренней по, верхностью, предназначенной для взаимодействия с конической поверхностью втулки. е
1039653
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для ураэновешивания вертикально перемещающихся рабочих станков, например, шпиндельных гильз.
Известно устройство для уравновешивания вертикально перемещающегося рабочего органа — шпиндельной гильзы включающее пружину сжатия, рейку и шестерню. Пружина сжатия служит для удержания шпиндельной гильзы в уранновешенном состоянии fl) .
К недостаткам такого устройства относятся неравномерное распределение усилий пружины для перемещения шпиндельной гильзы, а также разность усилия прямого и обратного хода и увеличенные габариты, зависящие от длины хода шпиндельной гильзы.
Известно также устройство для уравновешивания вертикально перемещающегося рабочего органа станка, содержащее муфту свободного хода с обоймой и тормозное устройство с накладками, размещенными в масляной ванне. В этом устройстве при опускании рабочего органа ступица обгонной муфты, связанная жестко с приводным валом, через ее ролики вращает обойму, преодолевая силы трения на торцах тормозных дисков и накладок, а смазка иэ маслянной ванны захватывается пазами, предусмотренными на обойме муфты и накладках. При прекращении вращения приводного вала масляный клин исчезает и к нему прик ладывается тормозной момент )2
Недостатком известного устройства являетея то, что оно сложно по своей конструкции и имеет увеличенные габариты.
Цель изобретения — уменьшение габаритов и упрощение его конструкции путем .сокращения площади торможения тормозного устройства.
Укаэанная цель достигается тем, что в устройстве для уравновешивания вертикально перемещающегося органа, содержащем приводной вал, муфту свободного хода с обоймой и тор.— мозное устройство, последнее выполнено в виде подпружиненной втулки с конической наружной поверхностью, расположенной в расточке приводного вала с возможностью, осевого перемещения и зафиксированной от поворота на направляющей, причем обойма вы- . полнена с конической внутренней поверхностью, предназначенной для взаимодействия с конической поверхностью втулки °
На фиг.1 изображено устройство, общий вид, продольный разрез; на фиг.2 - разрез й-A на фиг.1.
Устройство включает приводной вал
1, соединенный зубчатой передачей 2, например шестерней, с рейкой вертикально перемещающегося рабочего органа — шпиндельной гильзы 3. На приводном валу 1 установлена обгонная муфта, содержащая ступицу 4, жестко
5 связанную с приводным валом 1 шарики 5, подпружиненные пружинами 6, и обойму 7, внутренняя поверхность которой выполнена конической и сопрягается с соответственной наружной конической поверхностью втулки 8, 10 выполненной, например, из текстолита тормозного устройства, расположенной внутри приводного вала 1. Втулка 8 .посажена на направляющей 9 с возможностью осевого перемещения вдоль
15 нее. Направляющая 9 размещена.в расточке приводного вала, жестко связана с корпусом 10 и на участке осевого перемещения по ней втулки 8 для предотвращения ее от радиального перемещения выполнена в виде, например, шестигранника. Внутри направляющей 9 имеется резьба, с которой сопрягается регулировочный элемент, например, винт 11 тормозного устройства. С торцовой стороны втулка 8 прижимается к обойме 7 пружиной 12 и фиксируется винтом 11.
Устройство работает следующим образом.
При вращении приводного вала 1 по чааовой стрелке, что соответствует.опусканию рабочего органа, вращается ступица 4 обгонной муфты, производя заклинивание шариков 5, сообщающих вращение обойме 7, внутренняя коническая поверхность которой взаимодействует с конической по1верхностью втулки 8, создавая момент трения торможения, а пружина 12, создающая постоянный натяг,способст40 вует при этом образованию одинакового момента трения на конических поверхностях тормозного устройства, в результате чего к приводному валу прикладывается тормозной момент, 45 уравновешивающий подвижный орган шпиндельную гильзу.
При этом должно быть соблюдено следующее условие: где Р— усилие, создаваемое массой. рабочего органа;
R — радиус шестерни;
P — усилие пружины 12;
f — коэффициент трения; половина угла конуса;
r — средний радиус конической тормозной втулки.
При вращении приводного вала против часовой стрелки прикладывается приводной момент P, P, что соответствует подъему рабочего органа, ступица 4 будет вращаться в ту же
1039653
Составитель L . Никогосова
Редактор Л. Повхан Техред T.Ìàòî÷êà КоРРектоР Ю. Макаренко
Тираж 1106 Подписное
ВИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-.35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 6794/10
Филиал ППП Патент, г. ужгород, ул. Проектная, 4 сторону, что и приводной вал, при этом происходит расклинивание шариков 5 и прекращается вращение обоймы
7, в результате чего тормозного момента не будет.
Основным преимуществом предлагаемого устройства является упрощение конструкции эа счет исключения сложных тормозных дисков с накладками и выполнения в нем тормозной втулки, что.позволяет также разместить тормозное устройство в основном внутри приводного вала, и сократить его габариты.


