Установка для низкотемпературных испытаний материалов к испытательным машинам
1. УСТЛ1 ОПКА ДЛЯ НИЗКОТСМПЕРАТУРННХ ИСПЫТАНИЙ МАТЕРИАЛОВ К ИСПЫТАТЕЛЬНЬ М МАШИНАМ, содержащая криостат, жестко закрепленный при испытании на подвижной траверсе испытательной машины, размещенные в нем соосно опорную трубу, закрепленную на этой же траверсе, и тягу, через динамометр шарнирно закрепленную на неподвижной траверсе испытательной машины, и закрепленные на опорной трубе и тяге захваты для крепления образца, отличающаяся тем, что, с целью расширения номенклатуры используемых совместно с установкой испытательных машин, опорная труба и тяга выполнены по длине каждая из двух частей, соединенных между собой с помощью соосных цилиндрических шарниров, а установка снабжена замковым устройством, размещенным на опорной трубе в месте разъема ее частей. 2. Установка поп.1,отяичаю щ а я с я тем, что замковое устройство выполнено в виде двух пар выступов, размещенных на диаметрально противоположных боковых поверхностях обращенные друг к другу мастей опорной трубы у их тррцов таким образом, что при соосном положении частей опорной трубы два из них контактируют друг с другом, а между двумя другими имеется зазор, и винта установленного в зазоре между вь ступами с возможностью регулирования величины последнего. DO СП 4i а о
(1% (11}
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
31511 G 01 и 3/18 э
В> .
4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ!;
Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3416915/25-28 (22) 02.04.82 (46) 15.08.83. Бюл. М 30 (72) И,Д.Лбушенков, 8.К.Чернецкий и 8.Я.Ильичев (71) Физико-техни еский институт низких температур АН Украинской ССР (53) 620. 172.251. 1(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
1 611133, кл. G 01 N 3/18, 1975. с (54)(57) 1. УСТИ!ОВКА ДЛЯ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ МАТЕРИАЛОВ К
ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ, содержащая криостат, жестко закрепленный при испытании на подвижной траверсе испытательной машины, размещенные в нем соосно опорную трубу, закрепленную на этой же траверсе, и тягу, через динамометр шарнирно закрепленную на неподвижной траверсе испытательной машины, и закрепленные на опорной трубе и тяге захваты для крепления образца, о т л и ч à ю щ ая с я тем, что, с целью расширения номенклатуры используемых совместно с установкой испытательных машин, опорная труба и тяга выполнены по длине каждая из двух частей, соединенных между собой с помощью соосных цилиндрических шарниров, а установ-. ка снабжена замковым устройством, размещенным на опорной трубе s месте разъема ее частей.
2. Установка по и. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что замковое устройство выполнено в виде двух пар выступов, размещенных на диаметрально противоположных боковых поверхностях обращенных друг к другу частей опорной трубы у их торцов таким образом, что при соосном положении частей опорной трубы.два из них контактируют друг с другом, а между двумя другими имеется зазор, и винта установленного в зазоре между выступами с возможностью регулирова. ния величины последнего.
Изобретение относится к испытательной .технике, а именно к установкам для низкотемпературных испыта" ний материалов к испытательным машинам., 5
Известна установка для низкотемпературных испытаний материалов к испытательным машинам, содержащая криостат, жестко закрепленный при испытании на подвижной траверсе ис" 10 пытательной машины, размещенные в нем соосно опорную трубу, закрепленную на этой же траверсе, и .тягу че.рез динамометр шарнирно закрепленную на неподвижной траверсе испытатель ной машины, и закрепленные на опор" ной трубе и тяге захваты для крепления образца. Для съема криостата без значительной разборки испытательной машины каждая колонна подвижной траверсы выполйена по длине составной из двух частей, соединенных между собой шарниром и снабжена приспособлением для взаимной фиксации этих частей. Перед съемом криостата необходимо предварительно расфиксировать обе части каждой из колонн, а затем повернуть подвижную силовую траверсу вместе с криостатом относительно шарнирного соединения колонн (13.
Недостатком этой. установки является то, что она не может быть использована на мощных испытательных машинах, у которых подвижная траверса имеет большие массу и габариты, а также на машинах, у которых подвижная -траверса имеет лишь одну сте пень подвижности - вдоль колонн, а поворот траверсы относительно какойлибо оси недопустим из-за высоких требований к жесткости и точности испытательной машины.
Цель изобретения - расшйрение номенклатуры используемых совместно с установкой испытательных машин.
Поставленная цель достигается тем, что в установке для низкотемпературных испытаний материалов к испытательным машинам, содержащей криостат, жестко закрепленный при ис- 50 пытании нв подвижной траверсе испытательной машины, размещенные в нем соосно опорную трубу, закрепленную на этой же траверсе, и тягу, через динамометр шарнирно зак- 55 репленную на неподвижной траверсе испытательной машины, и закрепленные на опорной трубе и тяге захваты
10 460 2 для крепления образца, опорная труба и тяга выполнены по длине каждая из двух частей, соединенных между собой с помощью соосных цилиндрических шарниров, а установка снабжена замковым устройством, размещенным на опорной трубе в месте разъема ее частей.
Кроме того, замковое устройство выполнено в виде двух пар выступов, размещенных на диаметрально противоположных боковых поверхностях обращенных друг к другу частей опорной трубы у их торцов таким образом, что при соосном положении частей опорной трубы два из них контактируют друг с другом, а между двумя другими имеется зазор, и винта, установленного в зазоре между выступами с воэможностью регулирования величины последнего.
На фиг. 1 схематически изображена установка для низкотемпературных испытаний материалов к испытательным машинам; на фиг. 2 — разрез А-А на
eMr.1.
Установка содержит криостат 1, в ,котором соосно размещены опорная труба, состоящая иэ верхней 2 и нижней
3 частей, и тяга, состоящая иэ верхней 4 и нижней 5 частей, снабженные захватами 6 и 7 для крепления образца 8. Верхняя часть 4 тяги шарнирно закреплена на пальце 9 через динамометр 10 на неподвижной траверсе 11 испытательной машины 12. Опорная труба и криостат 1 жестко закреплены на подвижной траверсе 13 испытательной машины 12. Верхняя и нижняя части 4 и 5 тяги соединены между собой цилиндрическим шарниром
14. Верхняя и нижняя части 2 и 3 опорной трубы соединены между собой ци.линдрическим шарниром, состоящим из двух пальцев 15 и 16, расположенных соосно цилиндрическому шарниру 14 тяги. Верхняя и нижняя части 2 и 3 опорной трубы соединены, замковым устройством, удерживающим обе части опорной трубы в соосном положении от« носительно друг друга. Замковое устройство выполнено в виде двух пар выступов 17 и 18, 19 и 20 (фиг.2), размещенных на диаметрально противоположных боковых поверхностях обращенных друг к другу частей опорной трубы, и винта 21, установленного в зазоре между выступами l9 и 20.
Винт 21 размещен таким образом. что
3 1035460 4 нижний его конец может взаимодейство- бы был зазор а, равный 2-3 мм. 3аватв с .выступом 20, а верхний выведен тем раэьединяют замковое устройство, из криостата 1 через подвижное гер- которое удерживает верхнюю и НижнюЮ метичное уплотнение 22, выполненное части 2 и 3 опорной трубы в соосном в траверсе 13. 5 сОстОянии. Для этОГО вывинчивают
Подвижное соединение верхней час- винт 21 (фиг.2), после чего нижнюю ти 4 тяги и траверсы 13 герметизо" часть 3 опорной трубы вместе с нижвано подвижным уплотнением 23, Tpa- . . ней частью 5 тяги поворачивают вокверса 13 сопряжена с приводными вин- руг их шарниров 14 и 15, 16 в гюлотами 24 и 25 (йиг.1) и с-направляю- 10 жение 6 (показанное на Фиг.2 пункщими колонками 26 и 27, На неподвиж тиром). Криостат 1 устанавливают снаной траверсе ll установлена шкала 28, чала в положение а (фиг.2 ), а затем а на подвижной траверсе 13 - указа- надевают его на опорную трубу и тель 29. присоединяют к траверсе 13, после .
Замковое устройство может быть 1 чего винт 21 ввинчивают,вниз до конвыполнено в виде двух цилиндрических такта выступа 18 с выступом 17..Посшарниров (не показаны), размещенных ле этого включают рабочий ход подвижна диаметрально:противоположных бо- ной траверсы 13 вниз и нагружают обковых поверхностях обращенных друг к . раэец 8. другу частей 2 и 3 опорной трубы. 2О Таким образом, обеспечивается раэУстановка для низкотемпературных мещениф криостата на подвижной траиспытаний материалов к испытательным версе беэ предварительноГО поворота машинам работает следующим образом. последней вокруг какой-либо оси.
По шкале 28 и указателю 29 ус- Это дает возможность применять предтанавливают подвижную траверсу 13. gg лагаемые установки на серийно вы" вместе с опорной трубой в положение, пускаемых испытательных машинах, у при котором пальцы 15 и 16 устанав- которых подвижная траверса имеет ливаются соосно с пальцем 1я. 0 3а лищь одну степень подвижности (вдоль ват 7 вкручивают образец 8, на ниж- направляющих колонн) и лишена, в ний хвостовик которого навинчивают целях достижения высокой жесткости затеи захват 6 так, чтобы между ним и точности, возможности поворота оти торцом нижней части 3 ОпорнОЙ тру- носительно какой-либо оси.
1035460
Ю . г)
Составитель Г.Алехов
Редактор И.Касарда Техред М.Гергель Корректор И.Ватрушкина
Заказ 5817/42 Тираж 873 Подписное
ОНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, М-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4




