Уравновешивающее устройство дышла прицепа
УРАВНОВЕШИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЫЩЛА ПРИЦЕПА, содержащее пластинчатую пружину, связанную одним концом с рамой, а другим - с дышлом, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности, оно снабжено жесгкс закрепленным на раме корпусом, размещенными в нем и находящимися в зацеплении шестерней и п 1иводным червяком, прикрепленной к раме поперечной осью, с которой жестко связана указанная шестерня, и установленным на оси кронштейном, к которому прикреплен один конец пластинчатой пружины, paзJмeщeннoй с возможностью опирания на нее дышла прицепа. i (Л о CAD Nj СО со
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„,SU„„1031799 з<51 В 60 В 1/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3405506/27-11 (22) 12.03.82 (46) 30.07.83. Бюл. ¹ 28 (72) В. H. 1Цербинин (71) Тюменский производственный трест автомобильного и водного транспорта (53) 629.113.013,5 (088.8) (56) 1. Краткий автомобильный справочник.
М., «Транспорт», изд. 8-е, 1978, с. 198.
2. Авторское свидетельство СССР
¹ 742171, кл. В 60 Г) 1/14, 1978 (прототип) . (54) (57) УРАВНОВЕШИВАЮЩЕЕ УСТРОЛСТВО ДЫШЛА ПРИЦЕПА, содержащее нластинчатую пружину, связанную одним концом с рамой, а другим — с дышлом, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности, оно снабжено жест<о закрепленным на раме корпусом, размещенными в нем и находящимися в зацеплении шестерней н приводным червяком, прикрепленной к раме поперечной осью, с которой жестко связана указанная шестерня, и установленным на оси кронштейном, к которому прикреплен один конец пластинчатой пружины, размещенной с возможностью опирания на нее дышла прицепа.
1031799
Изобретение относится к прицепным транспортным средствам, а именно к устройствам, уравновешивающим дышло прицепа.
Известно уравновешивающее устройство дышла прицепа, содержащее винтовую пру5 жину, соединенную одним концом с рамой поворотной тележки прицепа, а другим— с дышлом прицепа (1).
Недостатком данного устройства является отсутствие возможности установки дыш- 10 ла прицепа с требуемым наклоном.
Известно также уравновешивающее устройство дышла прицепа, содержащее пластинчатую пружину, связанную одним концом с рамой, а другим — с дышлом (2).
Недостатком указанного устройства является повышенный износ его деталей (шарнира, тяги, пружины) при эксплуатации прицепа. Вызвано это тем, что конец пружины постоянно соединен тягой с дышлом. Кроме 20 того, известное устройство не позволяет устанавливать дышло в вертикальное положение с целью уменьшения габаритов прицепа при транспортировке или хранении, для чего необходимо разбирать его, что-увеличивает трудоемкость обслуживания.
Цель изобретения — повышение долговечности.
Поставленная цель достигается тем, что уравновешивающее устройство дышла прицепа, содержащее пластинчатую пружину, 30 связанную одним концом с рамой, а другим — с дышлом, снабжено жестко закрепленным на раме корпусом, размещенными в . нем и находящимися в зацеплении шестерней и приводным червяком, прикрепленной З5 к раме поперечной осью, с которой жестко связана указанная шестерня, и установленным на оси кронштейном, к которому прикреплен один конец пластинчатой пружины, размещенной с возможностью опирания на нее дышла прицепа.
На фиг. 1 — изображено предлагаемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 — вид А на фиг. 1.
Устройство содержит пластинчатую пружину 1, на один конец которой свободно ложится опора 2 дышла 3, а другим концом она крепится в кронштейне 4, закрепленном жестко на оси 5, которая шарнирно посредством проушин 6 прикреплена к раме тележки прицепа 7. В корпусе 8, жестко закрепленном на раме тележки прицепа 7, размещена шестерня 9, связанная с осью 5, входящая в зацепление с приводным червяком 10, имеющим граненую головку 11 под ключ, фиксирующуюся стопорной пластиной 12.
Устройство работает следующим образом.
В отцепленном положении пластинчатая пружина 1, на которую ложится опора 2 дышла 3 прицепа, деформируется и.поддерживает его в заданном положении, облегчая сцепку прицепа с тягачом. Регулировка положения дышла прицепа осуществляется вращением граненой головки 11 приводного червяка 10, выступающей из корпуса 8, тем самым меняя положение пружины 1 относительно тележки прицепа 7, установленной в кронштейне 4, закрепленном с шестерней 9 червячной передачи на одной оси 5.
После сцепки дышла 3 прицепа с тягачом пружину 1 опускают, выводя ее из соприкосновения с опорой 2 дышла, и фиксируют головку приводного червяка 10 посредством стопорной пластины 12. Это предотвращает износ деталей устройства при эксплуатации.
Использование предлагаемого изобретения позволяет повысить долговечность и надежность уравновешивающего устройства дышла прицепа.
1031799
Вма
Фиа,3
Составитель В. Угорелов
Редактор М. Рачкулинец Техред И. Верес Корректор Г. О га р
Заказ 5301 20 Тираж 675 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4


