Буровое шарошечное долото
„„SU„„1030530
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
l 3шЕ 21 В 1026
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВ б
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР.
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2868940/22"03 (22) 15.01.80 (46) 23.07.83. Бюл. и 27 (72) В.С.Травкин (71) Специальное конструкторское бюро
Всесоюзного промышленного объединения
"Союзгеотехника" (53) 622.24,051.55(088.8) (56) 1. Палий П.А., Корнеев К.E. Буровые долота. Справочник. М., "Недра" l971, с. 130, рис. 1V.2, 2. Там же, с,131. рис. IV.3 (прототип). (54) (57) БУРОВОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО для бурения скважин в твердых и крепких породах, содержащее корпус с резь. бовым ниппелем,лапы и шарошки со смещенными осями, о т л и ч в ю щ е ес я тем, что, с целью предотвращения отвинчивания долота flpH подъеме, на наружной поверхности каждой лапы установлены два вертикальных параллель" . ных ребра, скругленные в нижней части и имеющие наклон в сторону смещения оси шарошки, Ю
С4 (Р
Оч
CQ
4. 3
Составитель В.Якимов
Техред Т,Фанта Корректор А.Ильин, Редактор P.Öèöèêà
Тираж 603 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, W-35, Раушская наб. „ д. 4/5
Заказ 5154/35 филиац ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к буровой технике, а именно к буровым шарошечным долотам, диаметр которых не пре" вышает 59 мм, Известно буровое шарошечное долото содержащее корпус с резьбовым ниппелем, лапы и шарошки, не имеющие смещения осей в плане f 1
Недостатком этого долота является малая величина скольжения зубьев, 10 обусловленная отсутствием смещения осей шарошек s плане, в результате чего уменьшается объем породы, раз" рушаемой каждым зубом за одно внедре-. ние, а следовательно, и скорость бу.рения.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является буровое шарошечное долото для бурения сква" жин в твердых и крепких породах, со- gp держащее корпус с резьбовым ниппелем, лапы и шарошки со смещенными осями.
Наличие смещения осей шарошек позволяет увеличить скольжения зубьев, вследствие чего обьем породы разру- д5 шаемый зубьями за каждый единичный акт внедрения, возрастает, т.е. повышается скорость бурения (2, Однако применение смещения осей шарошек в малогабаритных двухшарошеч- зо ных долотах диаметром не более 59, мм,. резьбовой ниппель которых имеет небольшие габариты, приводит к появлению опасности отвинчивания долота при его подъеме с забоя. Объясняетгя это тем, что точки контакта шарашек со стенками скважины смещены относительно оси. долота в направлении смещения. осей шарошек, поэтому при подьеме до-. лота .(особенно при прохождении .заужен ных участков скважины) возникают усилия, создающие крутящий момент, кото. рый стремится вращать долото в сторо" ну, противоположную смещению осей шарошек. Под действием этого момента! ! 45 и происходит отвинчивание долота.
30 2
Кроме того, при бурении двухшарошечными долотами ствол скважины не имеет цилиндрической формы, а приобретает форму овального треугольника с витками, наклоненными по ходу вращения долота, что также. способствует усилению крутящего момента, приводящего к отвинчиванию долота.
Цель изобретения - предотвращение отвинчивания долота при подъеме.
Укаэанная цель достигается тем, что в буровом шарошечном долоте, содержащем корпус о резьбовым ниппелем, лапы и шарошки со смещенными осями, на наружной поверхности каждой лапы установлены два вертикальных па" раллельных ребра, скругленные внижней частц и имеющие наклон в сторону смещения осей шарошки.
На чертеже изображено буровое шарошечное долото для бурения скважин в твердых и крепких породах, общий вид.
Долото содержит корпус 1 с реэьбовым ниппелем 2, лапы 3 и шарошки 4, имеющие смещение S осей относительно оси долота и армированные твердосплавными зубками 5. На наружной поверхности каждой лапы установлены два вертикальных параллельных ребра 6, скругленные в нижней части и имеющие наклон в сторону смещения оси шарошки, При подьеме обработанного долота с забоя скругленные и имеющие наклон в сторону смещения осей шарошек нижwe части ребер 6 вступают в соприкосновение со стенкой скважины и создают момент, компенсирующий момент, возникающий эа счет смещения осей шарошек, чем предовтращается отвинчивание долота.
Применение предлагаемого технического решения позволит сократить аварии, связанные с подъемом отработанных малогабаритных двухшарошечных долот, имеющих смещение осей шарошек., 0

