Способ укладки обмотки в пазы статора электрической машины
СПОСОБ УКЛАДКИ ОБМОТКИ В ПАЗЫ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, включающий намотку .катушечных групп на многопазовые шаблоны, установку шаблонов в расточку статора и переталкивание катушечных групп в соответствующие пазы ртатора, о т л и чающийся тем, что с целью улучшения электрических характеристик . путем увеличения коэффициента заполнения паза статора, после переталкивания первой катушечной группы с шаблона в пазы статора в них вводят зубья клиновой оправки, чясло которых не менее одного на каждую катушку катушечной группы, а перед Г1ереталкива1даем последующей катушечной группы оправку «извлекгиот из пазов статора. IND о го СХ)
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН .
g(5II Н 02 К 15/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3 355866/24-07 (22) 23.11.81 .(46) 30.05.83. Бюл. Р 20 (72) В.A. Яблоков (71) Куйбышевский ордена Ленина завод автотракторного электрооборудования им. A.È. Тарасова (53) 621.318.44(088.8) (56) 1..Козлов Е.М. Конструирование и расчет .обмоточных приспособлений электрических машин. М., Энергия
2968, с. 80-92.
2. Патент США Ф 3192961, кл. 140-92 .1, опублик, 1966. (54)(57) СПОСОБ УКЛАДКИ ОБМОТКИ В. ПАЗЫ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ NABIHHbl
„„SU„„1 0928 A включающий намотку, катушечных группна многопазовые шаблоны, установку шаблонов в расточку статора и переталкивание катушечных групп в соот.ветствукщие пазы статора, о т л и—
-ч а ю шийся тем, что1 с целью улучшения электрических характеристик- путем увеличения коэффициента заполнения паза статора, после переталкивания первой катушечной группы с шаблона в пазы статора в. них вводят зубья клиновой оправки, число которых не менее одного на какдую катушку катушечной группы, а перед переталкиванием последующей катушечной группы оправку извлекают из пазов статора. е
10209 28
Изобретение относится к технологии производства электрических машин переменного тока и. может быть использовано в электротехнической и автомобильнбй промышленности.
Известны способы укладки одно- и двухслойных обмоток статоров, согласно которым намотка катушек производится в пазы шаблона в один ряд, затем шаблон с намотанной катушкой вдвигается в расточку статора, а катушки укладываются в соответствующие пазы Г1).
Недостатками этих способов является низкая производительность и малый коэффициент заполнения паза. 15 .Известен и другой способ укладки обмотки в статор электрической маажны, согласно которому намотка ведется с применением многопазового шаб-. лона, в пазы которого наматывается 7(1 целая катушечная .группа. После установки шаблона в расточку пакета статора вся катушечная группа одновремен но переталхивается в соответствующие пазы статора f2).
Однако в этом способе витки катушечных групп после переталкивания удерживаются в пазах статора самопроизвольно, что не позволяет увеличить коэффициент заполнения паза проводниковым материалом, тем самым ухудшая электрические характеристики маши ны.
Цель изобретения - улучшение эле ктрических характеристик за счет увеличения коэффициента заполнения паза статора.
Поставленная цель достигается тем, что в способе укладки обмотки в пазы статора электрической маажны, включающем намотку катушечных групп на многопаэовые шаблоны, установку шаблбнов в расточку статора и переталкивание катушечных групп :-.в соответствующие пазы статора, после пере" талкивания первой катушечной группы 45 с шаблона в пазы статора в.них вводят зубья клиновой оправки, число которых не менее одного иа каждую катушку катушечной группы, а перед переталкиванием последующей катушеч- 50 ной группы оправку извлекают из пазов статора.
На фиг. 1 изображен статор в сборе с многопазовым шаблоном; на фиг. 2 показана операция намотки 55 на многопазовый шаблону на фиг. 3 ,клиновая оправка.
Способ на примере укладки двухслойной равнокатушечной трехфазной обмотки в пазы статора автомобиль.— ного генератора осуществляется следующим образом.
В статоре тридцать шесть пазов, шесть катушечных групп, в катушечной группе по шесть катушек.
На многопазовый шаблон 1 с помощью трапецеидального шаблона 2 наматывается шесть катушек. 3, образующих катушечную группу. Катушки располагаются в пазах 4 шаблона 1 в один ряд.
Далее шаблон 1 с первой катушечной группой вводится во внутреннюю расточку 5 пакета статора б таким образом, чтобы пазы 4 с катушками первой катушечной группы располагались против пазов 7 пакета статора б и все катушки первой катушечной группы одновременно переталкиваются на дно пазов 7 статора б (переталкиватели не показаны).
Затем в пазы статора вдвигаются зубья (клинья) 8 клиновой оправки
9, которая удерживает витки катушек от выпадения из пазов и уплотняет их в пазу, располагая их напротив лобовых частей катушек 3. Оправка
9 имеет шесть зубьев. Далее в расточку статора помещают другой много. пазовый шаблон 1 с второй катушечной группой, клиновую оправку 9 из-. влекают из пазов и переталкивают катушки в пазы статора. После переталкивания катушек второй катушечной группы в пазы статора вновь вставляют клиновую оправку, но уже располагая клинья 8 напротив лобовых частей катушек второй катушечной группы.
Для того, чтобы клиновая оправка не мешала вдвиганию в расточку статора очередного шаблона с новой ка. тушечной группой, в многопазовом шаблоне прорезаны дополнительные пазы, в которые проходят зубья клиновой оправки в процессе вдвигания многопазового шаблона с очередной катушечной группой.
После установки последней катушечной группы для закрепления обмотки в пазы статора устанавливают клинья или двенадцати- или двадцатичетырехклиновую оправки и передают на следующие операции.
Применение клиновой оправки при укладке многослойных обмоток улучшает электрические характеристики электрической маажны, так как зубья оправки отжимают витки катушки в зоне лобовых частей,и уплотняют их, увеличивая коэффициент заполнения паза статора.
1020928
Составитель И. Белая
Техред -И. Тепер Корректор Г. Огар
Редактор Е. Папп
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Закаэ 3911/46 Тирам б87 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


