Устройство для балансирования рабочего колеса турбомашины
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БАЛАНСИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ , содержащее эакреппёншдй на диске дефлектор с торцовой кольцевой протокой и установленные в ней балансировочные грузы в виде сегментов, зафиксированных головками болтов, о т л и ч а ю щ е е.с я тем, что, с целью по вышёния надежности и технологичности, проточки и сегменть имеют прямоугольное сечение, сегменты расположены между болтами и снабжены торцовыми вьютупами, расположенными под углом к радиусу рабочего колеса.
!
В м тчо сан! !!g, gQ® фрф ие еющ P», -,»!!
СОКИ СОВЕТСНИХ
СОЦЦАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН щр QOlhh, 1/34
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21.) 3336932/24-06 (22-) 02.09.81 (46) 07.05.83г &аз.:Ж 17 (72) М. В. Коротов (53) 621.438 (088.8) (56) 1. Aaropczoe свидетельство СССР
% 627365) кл . -Gi01 M 1130,1976.
2. Колесник Н, В. Статическая и .динамическая балансировка. М-Л, "Машиносгрение, 1954, с. 53, фиг. 49. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ БАЛАНСИРОВАНИЯ.. РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОSU„„1016718 А
МАШИНЫ, содержашее закрепленный на диске дефлектор с торцовой кольцевой . проточкой и установленные в ней балансировочные грузы s виде сегментов, аафик. сированных головками. болтов, î r л и— ч а ю ш е е.с я тем, что, с целью цовышения надежности и технологичности, проточки и сегменты имеют прямоугольное сечение, причем сегменты располож ны между болтами и снабжены торцовыми выступами, расположенними под углом к радиусу рабочего колеса.
1016718
Изобретение относится к проверке статической динамической балансировки машин, а именно к конструкции устройств для балансирования рабочих колес турбомашин путем удаления материала.
Известно устройство для баласирования роторов, содержащее закрепленный на диске цилиндр с выступом в виде по меныпей мере одного спирального витка 1) .
Устройство позволяет выполнять балансировку простой проточкой, при которой снимается часть выступа в нужном для балансировки месте.
Однако данное устройство достаточно
15 сложно в изготовлении и громоздко, а его применение затруднительно при испытании изделий, проходящих стадию экспериментальной доводки с многократными переборками и соответственно повторными балансировками.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для балансирования рабочего колеса турбомашины, содержащее закрепленный на диске дефлектор с торцо
25 вой проточкой и установленные в ней балансировочные грузы в виде сегментов, зафиксированных головками болтов, причем проточки и грузы имеют трапециевидное сечение (2) .
30 . Фиксация окружного положения грузов зашемлением груза в проточке при зазатяжке болтов позволяет производить их окружное перемещение, замену и обработку удалением части материала. 35
Однако изготовление проточки со спе.циальным окном для установки грузов нетехнологично балансировка г перемещения грузов сложна, а фиксация недостаточно надекна в условиях термических 40 и динамических деформаций рабочего колеса.
Uemь изобретения — повышение надежности и технологичности устройства для балансирования рабочего колеса турбома- 45 . шины.
Указанная цель достигается тем, что устройство для балансирования рабочего
I колеса турбомашины содержит закрепленный на диске дефлектор с торцовой кольцевой проточкой и установленные в ней баласировочные грузы в виде сегментов, зафиксированных головками болтов, при .ем проточки и сегменты имеют прямоугошное сечение, причем сегменты расположены между болтами и снабжены торцовыми выступами, расположенными под углом к радиусу рабочего колеса.
На фиг. 1 показано предлагаемое yew ройство, продольный разрез; на фиг, 2вид А на фиг, 1; на фиг. 3 — сечение
Б-Б на фиг. 2.
Устройство содержит закрепленный на диске 1 дефлектор 2 с торцовой кольцевой проточкой 3 и установленные в ней баласировочные грузы в виде сегментов
4, зафиксированных головками болтов 5, причем проточки 3 и сегменты 4 имеют прямоугольное сечение, причем сегменты 4 расположены между болтами 5 и снабжены торцовыми выступами 6, рас-. положенными под углом и, к радиусу рабочего колеса.
В процессе балансировки дисбаланс устраняется удалением части выступов
6, что технологично, так как размеры удаляемой части легко контролируются.
B случае необходимости повторного удаления материала в том месте, где выступ 6 полностью удален, материал снимается с двух соседних выступов
6, концы которых приближены к указанному месту вследствие их наклонного расположения. Сегменты 4 при необходимости меняются местами.
Простая форма проточки и сегментов, возможность поворотной балансировки удалением метериала с нескольких соседних выступов, смена мест располоЖения сегментов, использование для фиксирования сегментов, имеющихся в рабочем колесе стяжных болтов, повышают надежность и технологичность предлагаемого устройства.
1016718
А д/ тираж 873 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР.по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 3378/44
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель К. Алексеев.
Редактор Н. Ковалева Техред М Тапер Корректор И. Шулла


