Центробежный насос
ЦЁНТРОБ.ЕЖННЙ НАСОС coflepwta щий корпус с зонами всас 1вания и нагнетания и установленное ;в нём на валу рабочее колесо, с наружной стороны ведущего диска которого расположен лопато14ный импеллер, размещённый на втулке, отличающийся тем, что, с целью расширения диападрна регулирования уравновешивания осевых сил и повышениянад&кности, втулка импеллера установлена на валу с возможностью осевого перемещения и подпружинена со стороны рабочего колеса, при этом на валу жестко за- , креплена вtopaя втулка, образующая с втулкой импеллера гидроцилиндр, полость которого соединена с зоной .нагнетания каналом, сна&кенным регулируемым дроссельным клапаном.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
Э ))Р04 Ь) 0
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ю
Cb
CR
4Ь
М (21) 3396975/25-06 (22) 18.02.82 ("6 ) 07.05.83. Бюл. й" 17 (72) С.Л. Александров и А.А. Быковский (53) 62).671(088.8) (56) 1. Авторское-свидетельство .СССР
И 681217, кл. F 04 D )/00, 1978.
2. Авторское. свидетельство СССР
V 775387, кл. 1 В4 В )/00, 1979.
0 (54)(57) ЦЕНТРОБЕЖНЦЙ НАСОС, содержа, щий корпус с.зонами всасйвания и на. гнетания и установленное .в нем на валу рабочее колесо, с наружной сто„.,SU„„,1016562, A роны ведущего диска которого располо" жен лопаточный импеллер, размещенный на втулке, отличающийся тем, что, с целью расширения диапаэо" на регулирования уравновешивания осевых сил и повышения надежности, втулка импеллера установлена на валу с воэможностью осевого перемещения и подпружинена со стороны рабочего колеса, при этом на валу жестко закреплена вторая втулка, образующая с втулкой импеллера гидроцилиндр, полость которого соединена с зоной нагнетания каналом, снабженным регулируемым дроссельным клапаном.! 016562!
Указанная цель достигается тем, что в центробежном насосе, содержащем корпус с зонами всасывания и нагнетания и установленное в нем на валу рабочее колесо, с наружной стороны ведущего диска которого расположен лопаточный импеллер, размещенный на втулке, втулка импеллера установлена на валу с возможностью осевого перемещения и подпружинена со стороны рабочего колеса, при этом на валу жестко закреплена вторая втулка, 55 образующая с втулкой импеллера,гидроцилиндр, полость которого соединена с зоной нагнетания каналом, снабженИзобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в центробежных насосах.
Известен центробежный насос, содержащий корпус, закрепленное жестко на валу рабочее колесо с ведущим диском, на наружной поверхности которого выполнены пазы с размещенны" ми в них лопатками импеллера, установленными на втулке, расположен-. ной в подшипнике в корпусе, в котором регулирование неуравновешенных осевых сил осуществляется при осевом перемещении ротора за счет выдвижения лопаток импеллера иэ пазов, вы- !5 зывающего изменение их ширины (! 1.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является центробежный насос, содержащий корпус с зонамй 20 всасывания и нагнетания и установленное в нем на валу рабочее колесо, с наружной стороны ведущего диска которого расположен лопаточный импеллер, размещенный на втулке с ло- 25 патками, перемещающимися в радиальном направлении (? j.
Недостатками указанных конструкций являются ограниченный диапазон уравновешиваемых разгрузочным устрой- З0 ством осевых сил, определяемый соотношением значений осевых перемещений ротора с величиной перемещения лопаток, низкая надежность разгрузочного устройства, обусловленная наличием
35 подшипников вблизи лопаток импеллера, что усложняет их смазку и охлаждение, и отсутствие возможности регулирования уравновешивающей осевой силы при изменении.
Цель изобретения - расширение диапазона регулирования уравновешивания осевых сил и повышение надежности. ным регулируемым дроссельным клапаном.
На фиг. 1 изображен центробежный насос с ручным регулированием дроссельным клапаном и лопатками импеллера, перемещающимися в радиальном направлении; на фиг. 2 - то же, с автоматическим- регулированием дроссельного клапана и лопатками импеллера., перемещающимися в осевом направлении.
Центробежный насос содержит корпус 1 с зонами 2 и 3 всасывания и нагнетания и установленное в нем на валу 4 рабочее колесо 5, с наружной стороны 6 ведущего диска 7 которого расположен лопаточный импеллер 8, размещенный на втулке 9, втулка 9 импеллера 8 установлена на валу 4 с возможностью осевого перемещения и подпружинена со стороны рабочего ко" леса 5, при этом на валу 4 жестко закреплена вторая втулка 10, образующая с втулкой 9 импеллера 8 гидроцилиндр, полость 11 которого соединена с зоной 3 нагнетания каналом 12, снабженным регулируемым дроссельным клапаном 13.
В центробежном насосе с автоматическим регулированием дроссельного клапана насос дополнительно содержит датчик осевой силы (не показан) и систему 14 регулирования от датчика.
Предлагаемая конструкция работает следующим образом.
При работе центробежного насоса на расчетном режиме на рабочем колесе 5 возникает осевая сила, которая уравновешивается импеллером 8.
При изменении режима работы насоса, например подачи на рабочем колесе 5, возникает неуравновешенная осевая сила, для уравновешивания которой производится регулирование давления в полости 11 гидроцилиндра путем изменения положения дроссельного клапана 13, в результате чего происходит изменение положения лопаточного. импеллера 8.
Применение для регулирования уравновешивающих осевых сил гидроцилиндра позволяет обеспечить любые перемещения. втулки 9 лопаточным импеллером
8 и тем самым расширить диапазон изменения его геометрических параметров.
При автоматическом регулировании от датчика поступает сигнал на систему 14 регулирования и производится
Составитель Т. Куликова
Техред О.Неце Корректор А. Тяско
Редактор. Р. Цицика
Заказ 335 /37 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r Ужгород, ул. Проектная, 3 10 изменение положения дроссельного клапана 13 изменяющего в свою. очередь положение лопаточного импеллера 8.
Такое выполнение центробежного насоса позволит повысить его надежность эа счет расширения диапазона уравновешиваемых устройством разгруз ки осевых сил, обеспечения равномер-ного износа опорных подшипников насоса путем циклической перекладки рото16562 ф ра из одного крайнего положения в другое, а также исключения иэ конст" ° рукции дополнительных подшипников, на которых была установлена втулка с импеллерными лопатками, и необходимости обеспечения значительных осевых перемещений ротора в корпусе, что расширяет диапазон регулирования уравновешивания осевых сил и повы-!
О шает надежность.


