Способ определения опасных деформаций борта глубокого карьера

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПАСНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ БОРТА ГЛУБОКОГО КАРЬЕРА, включающий установку автоматических наклономеров и измерение деформаций, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения опасных деформаций, наклономеры размещают на равных расстояниях друг от доуга в штольне , пройденной в нижней части борта карьера вкрест его простирания и пересекающей зону поверхности скольжения борта карьера, и определяют деформации сдвига борта зоне. со с to

„„SU„„1010271 A

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

И((И

PEGflYSJlHH

З(Ю 21 С 39 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3373711/22-03 (22) 25. 12. 81 (46) 07.04.83. Бюл. В 13 (72) Ю.N. Николашин, В.И. Грицаенко и А.В. Руденко (71) Всесоюзный научно-исслЕдовательский и проектно-конструкторский институт по.осушению месторождений полезных ископаемых, специальным горным работам, рудничной геологии и маркшейдерскому делу (53) 622..289(088.8) (56) 1. Инструкция по наблюдению за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработка мероприятий по .обеспечению их устойчивости. Л., ВНИИИ, 1971, с. 119-123.

2. Панюков П.Н. Инженерная геология. М., 1962, с. 335. (54) (57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПАСНЫХ

ДЕФОРМАЦИЙ БОРТА ГЛУБОКОГО KAPbEPAt включающий установку автоматических наклономеров и измерение деформаций, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения опасных деформаций, наклономеры размещают на равных расстояниях друг от друга в штольне, пройденной в нижней части борта карьера вкрест его простирания и пересекающей зону поверхности скольжения борта карьера, и определяют деформации сдвига борта в4!этой зоне.

1010271

Изобретение относится к горному делу и предназначено для определения опасных деформаций борта глубокого карьера и прогнозирования его разрушения.

Известен способ определения деформаций. борта карьера, включающий закладку на борту карьера профильных линий из реперов, проведение маркшейдерских инструментальных наблюдений и расчет величин деформа- 10 ций сдвига, положения поверхности скольжения и ориентировочного времени до наступления критических деформаций по результатам наблюдений (13,. 15

Недостатками данного способа являются его низкая точность и высокая трудоемкость.

Известен способ определения опасных деформаций борта глубокого карьера, включающий установку автоматических наклономеров и измерение деформаций 2).

Недостаток этого способа заключается в том, что он позволяет опреде- . лить толь ко наличие деформаций масси- ва и не может дать с достаточной точностью количественные характеристики протекающего глубинного оползневого процесса, так как на результаты измерений значительное влия- З0 ние оказывают локальные деформации борта, развивающиеся на его контуре.

Целью изобретения является повышение точности определения опасных деформаций. 35

Указанная цель достигается тем, что согласно способу, включающему установку автоматических наклономеров и измерение деформаций, наклономеры размещают на равных расстоя- 40 ниях друг от друга в штольне, пройденной в нижней части борта карьера вкрест его простирания и пересекающей зону поверхности скольжения борта карьера, и определяют деформации 45 сдвига борта в этой зоне.

На фиг. 1:изображен борт карьера до постановки на предельный контур нижних горизонтов карьера.глубиной Н; на фиг. 2 - борт карьера на предельном контуре глубиной Н.

Предлагаемый способ заключается в следующем.

До постановки борта 1 на предельный контур 2 на нижних горизонтах (фиг. 1) вкрест простирания борта проходят штольню длиной не менее половины предельной высоты борта (0,5Н), в штольне 3 примерно на равных расстояниях 2 устанавливают на площадке автоматические накло- 60 номеры 4. После выведения пузырьков высокоточных уровней в нулевое положение, через интервал вре- . мени, например через 1 месяц, сни ают базовые показания наклономеров, относительно которых ведут последующие наблюдения и расчеты.

При оформлении предельного контура 2 борта 1 на нижних горизонтах до глубины Н (фиг. 2 ) начинают возникать деформации сдвига массива горных пород Е a зоне формирования поверхности скольжения

5 с центром вращения в точке О.

Деформацию сдвига борта можно обнаружить и измерить по уходу пузырька уровней наклономеров 4 от нулевого положения.

Эти показания "ухода пузырька" автоматически записываются на фоточувствительную бумагу, сняв которые, определяют угол наклона площадки д, который соответствует углу перемещения радиуса r по поверхности скольжения 5.

Для определения величины деформации сдвига борта после снятия показаний в каждом цикле наблюдений анализируют их с целью уточнения положения поверхности скольжения и, используя расчетное значение ее радиуса, производят вычисление абсолютной величины деформации сдвига по формуле

Ем= д r, (1) где Ем — абсолютная величина деформации сдвига борта, м;

r - расчетный радиус поверхности скольжения борта, м; д — средневзвешенное значение наклона измерительных площадок в штольне, в радианах, определяемое по формуле где Д вЂ” длина линии в штольне, на которую распространяются ре зуль т аты измерений наклономерами, м. ,Х вЂ” длина линии, на которую распространяется результат измерения одним наклономером, м; . д; — величина угла наклона площадки i-го наклономера.

После этого определяют относительную деформацию сдвига борта по формуле м

Зм где у „- относительная деформация сдвига борта;

L — расчетная длина поверхности скольжения борта, м.

Степень опасности деформации сдвига борта оценивается величиной равной 2 по формуле.

1010271 где

Фиг.Г

Составитель Л. Березкина

Редактор В. Иванова Техред O.Неце»

Корректор A. Повк

Заказ 2432/20 Тираж 601

ВНИИПИ. Государственного коМитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г."Ужгород, ул. Проектная, 4 где п — коэффициент запаса устойчивости борта; уя — предельная отнсительная деформация сдвига горных пород, установленная в лабораторных условиях известным способом. 5

При периодическом выполнении заме. ров на наклономерной станции в штоль не определяют время до наступления разрушающих деформаций борта по формуле время до наступления разруша- 5 ющих деформаций борта, год; предельная величина деформации сдвига борта; сумма абсолютных деформаций сдвига борта за m периодов наблюдений, м;

20 установившаяся скорость деформаций сдвига, м/год.

Таким образом; предложенный способ позволяет количественно оценить состояние устойчивости борта и дать прогноз периода безопасной эксплуатации карьера, который в дальнейшем может быть уточнен другими периодическими наблюдениями на наклономерных станциях.

Использование изобретения повышает точность и дает воэможность определить время появления оползневых процессов в бортах глубоких карьеров, так как измерения наклонов в штольне, позволяет количественно охарактеризовать и оценить деформации сдвига борта, а также определить степень их опасности и. время до наступления разрушающих борт деформаций. Это да ет возможность управлять оползневым процессом, предотвратить катастрофическое обрушение борта и тем самым улучшить условия безопасного ведения горных работ на глубоких горизонтах.

Способ определения опасных деформаций борта глубокого карьера Способ определения опасных деформаций борта глубокого карьера Способ определения опасных деформаций борта глубокого карьера 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и предназначено для определения прочности грунтов на сдвиг на оползневых склонах при проведении крупномасштабных инженерно-геологических (оползневых) съемок на ранних стадиях проектирования для обоснования схем инженерной защиты территории от опасных геологических явлений с прогнозами оползней

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к устройствам для измерения деформаций в массиве горных пород

Изобретение относится к годному делу и может быть использовано для решения различных геомеханических задач, в частности, прогнозирования статической и динамической устойчивости горных выработок, пройденных, главным образом, в горных породах осадочного происхождения

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности и позволяет решить задачу осуществления долговременного контроля за прочностью твердеющей смеси, оптимизации ведения горных работ с одновременным упрощением конструкции датчика и методики измерений

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к способам определения количества полезного ископаемого в массиве горных пород

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано в области лабораторных исследований процесса цементации трещиноватых горных пород

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для непрерывного контроля с дневной поверхности состояния массива горных пород

Изобретение относится к строительству, горному делу и экологии, в частности к регулированию процессов изменений механического состояния массивов грунтов и горных пород

Изобретение относится к сейсмологии и может быть использовано для выявления потенциальных очагов мелкофокусных поверхностных землетрясений на площадках предполагаемого строительства или в населенных пунктах
Наверх