Способ регулирования скорости движения судна
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ СУДНА путём изменения cкpp6c a вращения регулирумяцей .электромашины , связанной посредством дифференциала с гребиым винт(ж, отличающийся тем, чго, с целью расширения дигшазона регулирования скорости движения за.счет бесступенчатого перехода от передшего к заднему ходу скорость врасаения регулирующей электромашины изменяют :поворотом лопастей, установленных на подводной части судна.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
UW
PECflVSJI4K
3Щ) В 63 Н 23/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
fO ДЕЛАМ ИЗ06РЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
OllHGAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н *RTOPCNOMV СЗИДЕТЕ/ЬСТВ5(Ф (21) 2945273/27-11 (22) 23.06.80 (46) 07.04.83.. Бюл. Р 13 .(72) Е.С. Лапатин ..)(53) 629.12-8(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
В 600030, .кл. В 63 Н 23/12, 1976 (прототип). (54) (57) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ СУДНА путем изменения
SU.„1009900 A скорости вращения регулирующей злектромашииы, связанной посредством дифференциала с гребным винтом, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования скорости движения эа.счет Ьесступенчатого перехода от переднего к saaнему ходу, скорость вращения регулирующей злектромашины изменяют
:поворотом лопастей, установленных на подводной части судна.
1009900
Изобретение относится к судостроению, в частности к способу регулирования скорости движения судна.
Известен, способ регулирования скорости движения судна путем изменения скорости вращения регулирующей электромашины, связанной посредством дифференциала с гребным винтом 1).
Недостаток данного способа состоит в том, что между наименьшими 10 скоростями переднего и заднего хода судна имеется промежуток (ступень), где скорость не регулируется.
Для переключения хода временно разрывают кинематическую связь между двигателями и гребным винтом выключением одной муфты. Затем„ погасив инерцию хода судна, включают вторую муфту, чем изменяют направление хода.
Итак, диапазон скоростей судна складывается из плавнорегулируемых участков скоростей переднего и заднего, хода и нерегулируемого промежутка между ними. Эта ступень — нерегулируемый промежуток уменьшает диапазон скоростей движения судна, ограниченный наибольшими скоростями переднего и заднего хода.
Цель изобретения — расширение диапазона регулирования скорости движения за счет бесступенчатого перехода от переднего к заднему ходу.
Поставленная цель достигается . тем, что согласно способу регулирования скорости движения судна путем изменения скорости вращения регулирующей электромашины, связанной посредством дифференциала с гребным винтом, скорость вращения регулирующей электромашины изменяют поворотом лопастей, установленных на подводной части40 судна.
На фиг. 1 представлена схема установки поворотных лопастей на подводной части судна; на фиг. 2. — нагрузочная характеристика Регулирую- 45 щей электромашины в прямоугольных координатах М и и, .где М вЂ” крутящий момент; n — - число оборотов; ; 0(М0,пб)— разделительная точка переднего и заднего хода. 50
Судно содержит электростанцию . с главным двигателем 1 и генератором 2, регулирующую электромашину 3 с питанием от генератора 2, например электрический двигатель постоянного тока с последовательным возбуждением, характеристика которого представлена на фиг. 2, механическую передачу с шестернями 4-7.и дифференциалом с ведущими шестернями
8 и 9, сателлитами 10 и водилом 11, соединенным с гребным винтом 12, а также поворотные лопасти 13, ус- тановленные на подводной части корпуса 14 судна, расположенные вдоль бортов. Вращение шестерен 8 и 9 дифференциала осуществляется соответственно главным двигателем 1 и регулирующей электромашиной 3 в противоположных направлениях через шестерни 4-7. При осуществлении переднего хода скорость вращения шестерни
9 выше скорости шестерни 8.
Сложение этих направленных противоположно скоростеи через сател.читы 10 заставляет водило 11 с гребным винтом 12 вращаться в направлении более быстрой шестерни 9 °
Скорость шестерни 8 постоянна *o.
;величине при постоянной скорости вращения главного двигателя и (фиг. 2), тогода как скорость шеетерни 9, кинематически связанной с регулирующей электромашиной 3, можно изменять по величине. При повороте лопастей 13 увеличивается нагруз-. ка на.двигатель 1 и регулирующую электромашину 3, при этом уменьшается скорость только регулирующей электромашины 3, согласно нагрузочной характеристике (фиг. 2). Скорость вращения шестерни 9 уменьшается и соответственно уменьшается скорость переднего хода судна.
Когда скорость регулирующей электромашины 3 уменьшается .настолько, что противоположно направленные ско- рости шестерен 8 и 9 сравниваются по величине, происходит остановка вращения водила 11 и винта 12 остановка судна при работающих двигателях силовой установки. При дальнейшем повороте лопастей 13, еще больше увеличивающем гидродинамическое сопротивление корпуса 14 судна, скорость вращения шестерни 9 становится ниже скорости шестерни 8, и при сложении этих скоростей водило
11 с винтом 12 вращаются в противоположном направлении — в направлении вращения шестерни 8. Осуществляется задний ход судна.
Данный способ регулирования скорости движения судна дает возможность бесступенчато регулировать скорость в широком диапазоне, включающем передний ход, остановку и задний ход, т.е. во всем диапазоне скоростей от наибольшей скорости переднего хода до наибольшей скорости заднего хода.
1009900 юг. 2
Составитель Л. Мусилович
Редактор И. Митровка Техред И.Гайду Корректор.Ю.Макаренко
Заказ 2380/2 Тираж 458 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.; д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4


