Упругодемпферная опора
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИЯЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (i1)1 000557 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 15.09.77 (21) 2524047/24-06 с присоединением заявки № 3292580/24-06 (23) Приоритет— (51) М.К .
F 01 D 25/16
F 16 F 15/12
Гееударстеенный кемнтет
СССР (53) УДК 621.438 (088.8) Опубликовано 28.02.83. Бюллетень № 8
Дата опубликования описания 05.03.83 па делам нзобретеннй н открмтий
1 т,т. " ",,, .; /
Е. М. Коварский и А. С. Куэ4Йин"" :::"-., ..:,с / (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА
Изобретение относится к энергомашиностроению, в частности к упругодемпферным опорам турбомашин.
Известна опора, выполненная в виде установленных друг в друге колец с чередующимися выступами (1).
Недостатком данной конструкции опоры является повышенная погрешность положения вала и сложность изготовления опоры.
Известна также упругодемпферная опора, преимущественно турбомашин, содержащая корпус, подшипник, установленную на нем втулку с упругими элементами и размещенные между корпусом и втулкой демпфирующие элементы (2) .
Недостатком известного выполнения опоры являются повышенные габариты опоры и сложность ее конструкции, обусловленные большим количеством элементов конструкции. Кроме того, упругие элементы сложны в изготовлении, а демпфирующие подвержены температурной нестабильности.
Цель изобретения — уменьшение габаритов и упрощение конструкции опоры.
Указанная цель достигается тем, что в упругодемпферной опоре преимущественно турбомашин, содержащей корпус, подшипник, установленную на нем втулку с упругими элементами и размещенные между корпусом и втулкой демпфирующие элементы, втулка снабжена размещенными на ее торцах выступами с отверстиями, в корпусе выполнены соосные последним отверстия и размещенные между ними пазы соответствующей выступам формы, а упругие и демпфирующие элементы выполнены в виде пальцев, установленнь|х соответственно в отверстиях и пазах.
На фиг. 1 схематично представлен вид на опору спереди; на фиг. 2 — сечение А — А !
5 на фиг. 1.
Упругодемпферная опора содержит корпус 1, подшипник 2, установленную на нем втулку 3 с упругими элементами 4 и размещенные между корпусом I и втулкой 3 цемпфирующие элементы 5.
Втулка 3 снабжена размещенными на ее торцах выступами 6 с отверстиями, а в корпусе выполнены соосные последним отверстия и размещенные между ними пазы 7
1000557
cput f соответствующей выступам 6 формы, IlpHчем упругие и демпфирующие элементы 4 и 5 выполнены в виде пальцев, установленных соответственно в отверстиях и пазах 7.
Для обеспечения натяга демпфирующие эле менты 5 размещены на разрезной втулке 8, внутри которых установлены регулировочные штифты 9. Г!одшипник 2 монтируется на валу 10 турбомашины.
Сборка опоры осуществляется установкой на подшипник 2 втулки 3 выступами 6 1О через пазы 7 корпуса 1 и поворотом ее до совпадения отверстий во втулке 3 и корпусе 1 с последующей установкой в отверстия упругих элементов 4, а в пазы 7 — демпфирующих элементов 5, регулировка натяга которых осуществляется подбором диаметра штифтов 9.
При вращении вала 10 вибрации, обусловленные смещением посадочных мест и неточностью изготовления, передаются через подшипник 2 втулке 3, отсекаются упругими элементами 4 и гасятся демпфирующими элементами 5. Это позволяет существенно уменьшить габариты опоры путем размещения упругих и демпфирующих элементов внутри опоры и упростить конструкцию и технологию изготовления последней.
Формула изобретения
Упругодемпферная опора преимущественно турбомашин, содержащая корпус, подшипник, установленную на нем втулку с упругими элементами и размещенные между корпусом и втулкой демпфирующие элементы, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения габаритов и упрощения конструкции, втулка снабжена размещенными на ее торцах выступами с отверстиями, в корпусе выполнены соосные последним отверстия и размещенные между ними пазы соответствующей выступам формы, а упругие и демпфирующие элементы выполнены в виде пальцев, установленных соответственно в отверстиях и пазах.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе !. Скубачевский Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели. N., «Машиностроение», 1969, с. 382 — 386.
2. Гуров A. Ф. Расчет на прочность и колебания в ракетных двигателях. М., «Машиностроение», 1966, с. 36! †3.
1000557
Ри2. Г
Редактор В. Пилипенко
Заказ 1308/29
Составитель О. Масталыгин
Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Тираж 533 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4


