Насос масляный

 

Полезная модель относится к автомобилестроению, в частности, к системам смазки двигателя внутреннего сгорания.

Масляный насос содержит корпус (1) и крышку (2), соединенные стяжными болтами (3). В расточках корпуса (1) расположены ведущая шестерня (9), ведомая шестерня (10) и регулятор давления (11), выполненный в виде подпружиненного золотника. Крышка (2) выполнена с бобышкой (4), имеющей сквозной отверстие (5), а корпус (1) в месте расположения бобышки (4) выполнен с заниженным участком (6), в котором выполнено седло (7). Предохранительный клапан выполнен в виде шарика (12), прижатого посредством пружины (13) к седлу (7). Пружина (13) размещена в отверстии (5) бобышки (4) и зафиксирована шплинтом (14). Технический результат заключается в простоте и надежности конструкции масляного насоса. 4 ил.

Полезная модель относится к автомобилестроению, в частности, к системам смазки двигателя внутреннего сгорания.

Известен масляный насос, содержащий сборный посредством резьбовых элементов корпус с крышкой, имеющей резьбовое отверстие для подключения штуцера и с патрубком, имеющим насадку с фильтром, размещенные в корпусе шестерни, установленные на валах, один из которых приводной, и переходную втулку, жестко закрепленную в корпусе и являющуюся опорой одного из валов, сборные части корпуса выполнены фасонными, имеющими внутренние полости, в одной из которых выполнен выступ с установленным в нем редукционным клапаном. В корпусе закреплена металлическая прокладка, имеющая отверстия, а вторая часть корпуса, в которой установлен редукционный клапан сообщена отверстием с патрубком, имеющим конический участок, сужающийся в направлении движения потока масла (см. патент РФ 2166147, МПК7 F16N 13/20, опубл. 27.04.2001).

Недостатком известного технического решения является сложность конструкции.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является масляный насос, содержащий корпус и крышку, соединенные стяжными болтами, ведущую и ведомую шестерни, расположенные в расточках корпуса, регулятор давления, выполненный в виде подпружиненного золотника, предохранительный клапан, пружина которого размещена в отверстии пробки (см. Автомобили КамАЗ типа 6×6, Руководство по эксплуатации, Москва, Машиностроение 1991 г. стр.30, рис.22).

Недостатком известного технического решения является сложность конструкции и недостаточная надежность в работе из-за возможности заклинивания предохранительного клапана.

Была поставлена задача, создать простую и надежную в работе конструкцию масляного насоса.

Поставленная задача решается тем, что в насосе масляном, содержащем корпус и крышку, соединенные стяжными болтами, ведущую и ведомую шестерни, расположенные в расточках корпуса, регулятор давления, выполненный в виде подпружиненного золотника, предохранительный клапан, крышка выполнена с бобышкой, имеющей сквозной отверстие, а корпус в месте расположения бобышки выполнен с заниженным участком, предохранительный клапан выполнен в виде шарика, прижатого посредством пружины к седлу, выполненному на заниженном участке корпуса, при этом пружина размещена в отверстии бобышки и зафиксирована шплинтом.

Отличительные признаки, заключающиеся в том, что крышка выполнена с бобышкой, имеющей сквозной отверстие, а корпус в месте расположения бобышки выполнен с заниженным участком, позволили образовать зазор между крышкой и корпусом, который является каналом для выхода смазывающей жидкости и позволяет сбросить давление, обеспечивая тем самым более надежную работу масляного насоса.

Выполнение предохранительного клапана в виде шарика, прижатого посредством пружины к седлу, выполненному на заниженном участке корпуса, а также размещение пружины в отверстии бобышки и фиксация ее шплинтом позволило упростить конструкцию и исключить заклинивание в процессе работы масляного насоса.

В совокупности вышеуказанные признаки позволили обеспечить простоту и надежность конструкции масляного насоса.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

фиг.1 - насос масляный, общий вид;

фиг.2 - насос масляный, вид сверху;

фиг.3 - сечение А-А на фиг.1;

фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.1.

Масляный насос содержит корпус 1 и крышку 2, соединенные стяжными болтами 3. Крышка 2 выполнена с бобышкой 4, имеющей сквозной отверстие 5. Корпус 1 в месте расположения бобышки 4 выполнен с заниженным участком 6, в результате чего обеспечивается зазор между крышкой 2 и корпусом 1, который является каналом для выхода смазывающей жидкости. В заниженном участке 5 выполнено седло 7, которое через отверстие 8 сообщается с нагнетательной полостью насоса.

В расточках корпуса 1 расположены ведущая шестерня 9, и ведомая шестерня 10. В крышке 2 размещен регулятор давления 11, выполненный в виде подпружиненного золотника.

Предохранительный клапан выполнен в виде шарика 12, прижатого посредством пружины 13 к седлу 7. Пружина 13 размещена в отверстии 5 бобышки 4 и зафиксирована шплинтом 14.

Масляный насос работает следующим образом.

При вращении ведущей шестерни 9 и ведомой шестерни 10 масло из полости всасывания насоса перекачивается в нагнетательную полость. При достижении определенного давления в полости, усилие, действующее на шарик 12, может превысить силу, с которой пружина 13 прижимает его к седлу 7 и он, перемещаясь, открывает выход маслу через зазор в картер двигателя, при этом происходит снижение давления в полости нагнетания. Это необходимо для снижения нагрузок на привод масляного насоса и деталей смазки. Величина давления срабатывания (перемещения) шарика 12 определяется характеристикой пружины 13.

Заявляемое техническое решение позволяет обеспечить простоту и надежность конструкции масляного насоса.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

Насос масляный, содержащий корпус и крышку, соединенные стяжными болтами, ведущую и ведомую шестерни, расположенные в расточках корпуса, регулятор давления, выполненный в виде подпружиненного золотника, предохранительный клапан, отличающийся тем, что крышка выполнена с бобышкой, имеющей сквозное отверстие, а корпус в месте расположения бобышки выполнен с заниженным участком, предохранительный клапан выполнен в виде шарика, прижатого посредством пружины к седлу, выполненному на заниженном участке корпуса, при этом пружина размещена в отверстии бобышки и зафиксирована шплинтом.



 

Наверх