Устройство для определения неисправных гидротолкателей
Полезная модель относится к области технической диагностики транспортных или тяговых машин, в частности, к устройствам для определения неисправных гидротолкателей, и может быть использовано для объективного определения неисправного состояния гидротолкателей. Технический результат, который может быть достигнут с помощью предлагаемой полезной модели, сводится к повышению точности определения неисправности гидротолкателя, упрощению конструкции и снижению себестоимости. Устройство для определения неисправных гидротолкателей состоит из корпуса 1, выполненного с открытой передней частью, внутри которого вертикально установлены, по крайней мере, три параллельные между собой направляющие 2, расположенные в виде равнобедренного треугольника, при этом все направляющие 2 снабжены втулками 3, к которым перпендикулярно жестко закреплена планка 4, а в центральной части последней жестко закреплено нагружающее устройство, выполненное в виде толкателя 5 для гидротолкателя 6, при этом планка 4 установлена с возможностью свободного перемещения по направляющим 2, а на корпусе 1 в верхней и нижней его частях жестко закреплены гайки 7, расположенные в одной оси с толкателем 5, при этом в гайки 7 вкручены болты 8 и 9, причем болт 8, установленный в нижней части корпуса 1, выполнен с возможностью регулирования расстояния при установке гидротолкателя 6, а болт 9, установленный в верхней части корпуса 1, выполнен с возможностью давления на шарик 10, который установлен на толкателе 5, при этом в середине на верхней открытой передней части корпуса 1 жестко закреплена втулка 11, на которой установлен механизм регистрации 12 с помощью болта 13, с возможностью перемещения механизма регистрации 12 вверх-вниз по втулке 11, при этом механизм регистрации 12 снабжен штоком 14, который закреплен в нижней части механизма регистрации 12 и проходит через втулку 11 и упирается в планку 4, при этом устройство дополнительно снабжено переходниками 15, для фиксации гидротолкателя 6, которые выполнены в виде гайки (на фиг. не обозначена) с резьбой с жестко закрепленной на ней пластиной (на фиг. не показана), выполненной под основание определяемого неисправность гидротолкателя 6, с возможностью сменяемости, причем один переходник 15 установлен на толкателе 5 с шариком 10, а другой на установленном в нижней части корпуса 1 болте 8. ИЛ. 2, 1 ТАБЛ., 1 П.Ф-ЛЫ
Область техники, к которой относится полезная модель
Полезная модель относится к области технической диагностики транспортных или тяговых машин, в частности, к устройствам для определения неисправных гидротолкателей, и может быть использовано для объективного определения неисправного состояния гидротолкателей.
Уровень техники
Известно устройство для измерения износа фрикционных накладок пневматического колодочного тормоза, содержащее чувствительный элемент, подключенный через операционный блок к индикатору, при этом чувствительный элемент выполнен в виде датчика давления, устанавливаемого в контрольном отверстии тормозной камеры, а операционный блок представляет собой последовательно соединенные две дифференцирующие цепочки, фильтр - дискриминатор, схему сравнения с эталонными значениями и измеритель.
Устройство снабжено контрольным самописцем, подключенным к выходу первой дифференцирующей цепочки (см. а.с. SU 914369, МПК В60Т 17/22, G01М 17/00, опубл. 23.03.1982 г.).
Недостатком данного устройства является высокая трудоемкость процесса измерения износа.
Известно устройство для измерения износа детали, содержащее датчик линейного износа, представляющий собой расположенные в детали в плоскости нормального ее сечения контрольные световоды, одни концы которых соединены и все концы выведены на поверхность детали, а в средней части контрольные световоды расположены под контролируемой поверхностью параллельно ей и параллельно друг другу один под другим, источник света, установленный напротив первых концов контрольных световодов, и фотоприемники, связанные оптически с другими концами контрольных световодов, при этом, с целью расширения области использования путем измерения износа вращающейся детали, между источником света и фотоприемниками и световодами установлен экран с дополнительными световодами, через один из которых источник света связан оптически с одними концами первых световодов, а через другие - фотоприемники связаны с другими концами первых световодов, которые расположены друг от друга на расстоянии h, определяемом из соотношения:
h>2R=Ltd Qи
где R - радиус светового пятна;
L - расстояние между экраном и концами световодов;
Qи - угол расходимости излучения.
(см. а.с. SU 1787839, МПК В60Т 17/22, В61L 25/02, опубл. 15.01.1993 г.).
Недостатком данного устройства является сложность конструкции и невысокая точность измерения.
Известно проверочное устройство роликового тормозного стенда, например, тарировочное устройство стенда КИ-4998, которое обеспечивает проверку силоизмерительных узлов стенда с помощью нагружающего устройства, выполненного в виде рычага с контрольными грузами, закрепляемого на корпусе балансирного редуктора (см. Спичкин Г.В. и др. Диагностика технического состояния автомобилей. М., «Высшая школа», 1975, с.108, 112).
Недостатком данного устройства является то, что условия передачи нагрузки на силоизмерительный узел отличаются от реальных. Тарирование в данном случае осуществляется непосредственным воздействием нагрузки (контрольных грузов) и силоизмерительный узел, в то время как в реальных условиях передача тормозного момента происходит от ролика стенда к балансирному редуктору, а затем уже к силоизмерительному узлу. При этом тарировании не учитываются действующее передаточное число от ролика силоизмерительному узлу, а также фактические потери на трение под нагрузкой цепной передачи, опор, редуктора, т.е. не учитавется КПД стенда.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому положительному эффекту и принятое автором за прототип является устройство для оценки технического состояния плунжерных пар, содержащее корпус с испытываемой плунжерной парой, дополнительной плунжерной парой, гидравлически подключенной к испытываемой паре, создающей с последней замкнутый переменный объем, заполненный дизельным топливом, при этом, корпус снабжен центральным каналом и вспомогательными каналами, соединяющими ценральный канал с надплунжерными полостями обеих плунжерных пар, при этом во вспомогательных каналах установлены обратные клапаны, и кинематическим нагружающим устройством, выполненным в виде толкателя, шарнирно соединенного с механизмом регистрации, включающим в себя штангу с жестко закрепленным на ней указателем и шкалу (см. пат. RU 2244152, МПК F02М 65/00, опубл. 10.01.2005 г.).
Недостатком данного устройства является невысокая точность оценки технического состояния плунжерных пар, сложность в обслуживании.
Раскрытие полезной модели
Задачей предлагаемой полезной модели является разработка устройства для определения неисправных гидротолкателей, обладающего высокой точностью определения неисправного гидротолкателя, упрощенной конструкцией, простотой в обслуживании, невысокой себестоимостью.
Технический результат, который может быть достигнут с помощью предлагаемой полезной модели, сводится к повышению точности определения неисправности гидротолкателя, упрощению конструкции и снижению себестоимости.
Технический результат достигается с помощью устройства для определения неисправных гидротолкателей, содержащего корпус, нагружающее устройство, механизм регистрации, при этом оно дополнительно снабжен, по крайней мере, тремя направляющими с втулками, планкой, гайками с болтами и переходниками, причем нагружающее устройство выполнено в виде толкателя с шариком для гидротолкателя, а корпус выполнен с открытой передней частью, внутри которого вертикально установлены, три параллельные между собой направляющие, расположенные в виде равнобедренного треугольника, при этом все направляющие снабжены втулками, к которым перпендикулярно жестко закреплена планка, а в центральной части последней установлен толкатель с шариком для гидротолкателя, причем планка установлена с возможностью свободного перемещения по направляющим, а на корпусе в верхней и нижней его частях жестко закреплены гайки, расположенные в одной оси с толкателем, в которые вкручены болты, причем болт, установленный в нижней части, выполнен с возможностью регулирования расстояния при установке гидротолкателя, а болт, установленный в верхней части корпуса выполнен с возможностью давления на шарик, установленный на толкателе, при этом в середине, на верхней открытой передней части корпуса закреплена втулка, на которой установлен с помощью болта механизм регистрации, с возможностью перемещения вверх - вниз по втулке и снабжен штоком, который закреплен в нижней части механизма регистрации, проходит через втулку и упирается в планку, а переходники, установленные с возможностью фиксации гидротолкателя и сменяемости, выполнены в виде гайки с резьбой с жестко закрепленной на ней пластиной, выполненной под основание определяемого неисправность гидротолкателя, причем один переходник установлен на толкателе с шариком, а другой на болте, установленном в нижней части корпуса.
Краткое описание чертежей
На фиг.1 дано устройство для определения неисправных гидротолкателей, вид спереди.
На фиг.2, то же, пример определения неисправности гидротолкателя в 4-х цилиндровом 12-и клапанном двигателе с 12-ю гидротолкателями.
Осуществление полезной модели
Устройство для определения неисправных гидротолкателей состоит из корпуса 1, выполненного с открытой передней частью, внутри которого вертикально установлены, по крайней мере, три параллельные между собой направляющие 2, расположенные в виде равнобедренного треугольника, при этом все направляющие 2 снабжены втулками 3, к которым перпендикулярно жестко закреплена планка 4, а в центральной части последней жестко закреплено нагружающее устройство, выполненное в виде толкателя 5 для гидротолкателя 6, при этом планка 4 установлена с возможностью свободного перемещения по направляющим 2, а на корпусе 1 в верхней и нижней его частях жестко закреплены гайки 7, расположенные в одной оси с толкателем 5, при этом в гайки 7 вкручены болты 8 и 9, причем болт 8, установленный в нижней части корпуса 1, выполнен с возможностью регулирования расстояния при установке гидротолкателя 6, а болт 9, установленный в верхней части корпуса 1, выполнен с возможностью давления на шарик 10, который установлен на толкателе 5, при этом в середине на верхней открытой передней части корпуса 1 жестко закреплена втулка 11, на которой установлен механизм регистрации 12 с помощью болта 13, с возможностью перемещения механизма регистрации 12 вверх-вниз по втулке 11, при этом механизм регистрации 12 снабжен штоком 14, который закреплен в нижней части механизма регистрации 12 и проходит через втулку 11 и упирается в планку 4, при этом устройство дополнительно снабжено переходниками 15, для фиксации гидротолкателя 6, которые выполнены в виде гайки (на фиг. не обозначена) с резьбой с жестко закрепленной на ней пластиной (на фиг. не показана), выполненной под основание определяемого неисправность гидротолкателя 6, с возможностью сменяемости, причем один переходник 15 установлен на толкателе 5 с шариком 10, а другой на установленном в нижней части корпуса 1 болте 8.
Устройство для определения неисправных гидротолкателей эксплуатируется следующим образом.
Корпус 1 устройства закрепляют к верстаку (на фиг. не показан) или в тисках (на фиг. не показаны), устанавливают гидротолкатель 6 на пластину переходника 15, установленного на болт 8 и на переходник 15, установленный на толкатель 5, причем пластина выполнена под основание определяемого неисправность гидротолкателя 6, а болт 8, расположен в нижней части корпуса 1 на гайке 7, при этом с помощью болта 8 регулируют расстояние, необходимое для установки на него гидротолкателя 6, причем перед эксплуатацией предварительно перекрывают отверстие (на фиг. не показано) подачи масла в гидротолкатель 6 при помощи хомута (на фиг. не показан), затем планку 4, выполненную с возможностью свободного перемещения по направляющим 2, расположенных в виде равнобедренного треугольника, расположение в виде которого, дает точное перемещение планки 4, с втулками 3, опускают по направляющим 2 до гидротолкателя 6, закрепляют механизм регистрации 12, установленный на втулке 11, с помощью болта 13, с возможностью перемещения вверх-вниз по втулке 11, при этом шток 14 механизма регистрации 12 упирается в планку 4, выставляют на механизме регистрации 12 нулевое положение и затем затягивают динамометрическим ключом (на фиг. не показан) выставленный на величину, например, 5 нМ до характерного щелчка, при этом болт 9, установленный в верхней части корпуса 1, выполненный с возможностью давления на шарик 10, установленный на толкателе 5, давит на шарик 10, снимают показания механизма регистрации 12, затем ослабляют болт 9, вынимают гидротолкатель 6 и устанавливают следующий гидротолкатель 6, причем механизм регистрации 12 и болт 8 находятся в первоначальном выставочном положении, а также динамометрический ключ, затем цикл повторяют до окончания проверки технического состояния всех гидротолкателей 6, таким образом, очевидно, что иммитируя данным устройством надавливание толкателем 5 с шариком 10 на гидротолкатель 6, оценивают работу гидротолкателй 6 в двигателе транспортного средства, по разнице высот после надавливания видят какой гидротолкатель 6 работает неточно, следовательно находится в неисправном состоянии.
Цикл повторяется после смены пластины, выполненной под основание другого гидротолкателя 6.
В таблице приведен пример оценки технического состояния гидротолкателей 4-х цилиндрового 12-и клапанного двигателя с 12-ю гидротолкателями с помощью предлагаемого устройства для определения неисправных гидротолкателей.
В приведенном примере видно, что причиной неправильной работы гидротолкателя 6 под 5 может служить засорение клапана подачи масла в камеры высокого и низкого давления, а гидротолкателе 6 под 12 причиной неправильной работы может служить выработка между рабочими поверхностями плунжерной пары, либо попадание воздуха в камеры низкого и высокого давления в гидротолкателе 6, остальные гидротолкатели имеют нормальное техническое состояние.
Вывод: замене подлежат гидротолкатели 6 под 5 и 12.
Предлагаемая полезная модель по сравнению с прототипом и другими известными техническими решениями имеет следующие преимущества:
- высокая точность определения неисправности гидротолкателя;
- упрощение конструкции;
- снижение себестоимости;
- простота в обслуживании устройства.
Таблица | ||||||||||||
Номер гидротолкателя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Величина момента усилия затяжки болта, Nm | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Начальная высота просадки гидротолкателя, мм | 0,00 | 0,02 | 0,01 | 0,03 | 0,19 | 0,00 | 0,03 | 0,02 | 0,00 | 0,03 | 0,01 | 0,02 |
Высота просадки гидротолкателя после срабатывания динамометрического ключа, мм | 0,20 | 0,20 | 0,21 | 0,23 | 0,15 | 0,22 | 0,27 | 0,21 | 0,25 | 0,21 | 0,22 | 1,50 |
Устройство для определения неисправных гидротолкателей, содержащее корпус, нагружающее устройство, механизм регистрации, отличающееся тем, что устройство для определения неисправных гидротолкателей дополнительно снабжено, по крайней мере, тремя направляющими с втулками, планкой, гайками с болтами и переходниками, при этом нагружающее устройство выполнено в виде толкателя с шариком для гидротолкателя, а корпус выполнен с открытой передней частью, внутри которого вертикально установлены три параллельные между собой направляющие, расположенные в виде равнобедренного треугольника, причем все направляющие снабжены втулками, к которым перпендикулярно жестко закреплена планка, а в центральной части последней установлен толкатель с шариком для гидротолкателя, при этом планка установлена с возможностью свободного перемещения по направляющим, а на корпусе в верхней и нижней его частях жестко закреплены гайки, расположенные в одной оси с толкателем, в которые вкручены болты, причем болт, установленный в нижней части, выполнен с возможностью регулирования расстояния при установке гидротолкателя, а болт, установленный в верхней части корпуса, выполнен с возможностью давления на шарик, установленный на толкателе, при этом в середине, на верхней открытой передней части корпуса закреплена втулка, на которой установлен с помощью болта механизм регистрации с возможностью перемещения вверх-вниз по втулке и снабжен штоком, который закреплен в нижней части механизма регистрации, проходит через втулку и упирается в планку, а переходники, установленные с возможностью фиксации гидротолкателя и сменяемости, выполнены в виде гайки с резьбой с жестко закрепленной на ней пластиной, выполненной под основание определяемого неисправность гидротолкателя, причем один переходник установлен на толкателе с шариком, а другой - на болте, установленном в нижней части корпуса.