Шасси военной гусеничной машины

 

Шасси военной гусеничной машины содержит балансиры с выступами и закрепленные на балансирах опорные катки. Над балансирами установлены цапфы с основаниями, на которых размещены устройства для блокирования балансиров, состоящие из упора и подпружиненного рычага. Упор и рычаг снабжены стопорными штифтами для взаимодействия с боковыми опорными площадками профильных пазов по периметру оснований цапф. На внешнем конце цапф выполнены кольцевая проточка и лыски для фиксации устройств для блокирования балансиров. Технический результат - обеспечение возможности изменения клиренса машины путем блокирования балансиров в положении минимального габарита по вертикали. 1 з.п. ф-лы; 6 ил.

Полезная модель относится к транспортным средствам на гусеничном ходу, в частности, к военным гусеничным машинам, а именно, к устройствам, предназначенным для изменения в сторону уменьшения дорожного просвета и вертикальных габаритов гусеничных машин для обеспечения возможности транспортировки их самолетами, железнодорожным транспортом, а также проезда под мостами, в тоннелях и других местах, ограниченных по высоте.

Известны конструкции гусеничных машин с пневмогидравлическими подвесками, позволяющие изменять клиренс. В подвесках такого типа упругим элементом является сжатый газ определенного количества, а звеном переменной величины служит жидкость. При увеличении количества жидкости в системе между катком и баллоном с газом происходит увеличение дорожного просвета, при уменьшении объема жидкости происходит его уменьшение (см. патент РФ 2279371 на изобретение, МПК8 F41Н 7/00, 10.07.2006.).

Недостатком данной конструкции шасси гусеничной машины является сложность, высокая точность и стоимость гидроагрегатов, большое количество трубопроводов и соединений.

Наиболее близким к предлагаемой полезной модели по совокупности существенных признаков является шасси военной гусеничной машины, содержащее корпус с бортами, ходовую часть с подвеской, которая содержит установленные на бортах с возможностью поворота балансиры с выступами, закрепленные на балансирах опорные катки (см. «Гусеничная машина ГМ - 569 и ее модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации», Москва, Военное издательство, 1985 г.).

Известное шасси не обеспечивает возможности изменения клиренса военной гусеничной машины путем блокирования балансиров с рычажной подвеской в положении минимального габарита по вертикали.

Техническим результатом при использовании предлагаемой полезной модели является обеспечение возможности изменения клиренса военной гусеничной машины путем блокирования балансиров с рычажной подвеской в положении минимального габарита по вертикали.

Указанный технический результат достигается тем, что шасси военной гусеничной машины, содержащее корпус с бортами, ходовую часть с подвеской, которая содержит установленные на бортах с возможностью поворота балансиры с выступами, закрепленные на балансирах опорные катки, снабжено цапфами и устройствами для блокирования балансиров, расположенными над балансирами, при этом устройства для блокирования балансиров выполнены в виде двух частей - упора для взаимодействия с выступом балансира и подпружиненного рычага, соединенных между собой с возможностью взаимного углового перемещения и фиксации в исходном и рабочем положениях, причем упор и подпружиненный рычаг снабжены стопорными штифтами для ограничения взаимного углового перемещения, установлены на цапфах с возможностью поворота и съема, при этом цапфы снабжены основаниями, по периметру которых выполнены профильные пазы с боковыми опорными поверхностями для взаимодействия со стопорными штифтами.

Кроме того, на внешнем конце цапф выполнены кольцевая проточка и лыски для предотвращения осевого перемещения устройства для блокирования балансиров.

На фиг.1 изображено шасси военной гусеничной машины, общий вид и схема изменения дорожного просвета;

на фиг.2 - элемент А фиг.1 - исходное положение устройства для блокирования балансиров;

на фиг.3 - элемент А фиг.1 - рабочее положение устройства для блокирования балансиров;

на фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.2;

на фиг.5 - элемент А фиг.1 - балансир в блокированном положении;

на фиг.6 - элемент В фиг.1 с изображением цапфы без устройства для блокирования балансиров.

Шасси военной гусеничной машины содержит корпус 1 с бортами 2. На каждом борту 2 установлены с возможностью поворота балансиры 3 с закрепленными на них опорными катками 4 и размещены ограничители 5 перемещения балансиров 3. Опорные катки 4 находятся в контакте с гусеничной лентой 6. Для взаимодействия с ограничителями 5 на каждом балансире 3 выполнен выступ 7. Над каждым балансиром 3 на бортах 2 корпуса 1 приварены цапфы 8 с основаниями 9. Цапфы 8 предназначены для установки на них устройств 10 для блокирования балансиров 3. Устройства 10 для блокирования балансиров 3 выполнены в виде двух частей - упора 11 и рычага 12. Упор 11 и рычаг 12 соединены с возможностью взаимного углового перемещения и связаны между собой пружиной растяжения 13. Упор 11 и рычаг 12 снабжены стопорными штифтами 14 и 15. В верхней и нижней части периметра основания 9 цапф 8 выполнены профильные пазы - верхний 16 и нижний 17 с боковыми опорными поверхностями 18 и 19 верхнего паза, 20 и 21 нижнего паза. Боковая опорная поверхность 18 верхнего профильного паза 16 служит для взаимодействия со стопорным штифтом 14 рычага 12 и фиксации рычага 12 в крайнем левом положении. Боковая опорная поверхность 19 верхнего профильного паза 16 служит для взаимодействия со стопорным штифтом 14 рычага 12 и фиксации рычага 12 в крайнем правом положении. Боковая опорная поверхность 20 нижнего профильного паза 17 служит для взаимодействия со стопорным штифтом 15 упора 11 и фиксации упора 11 в крайнем левом положении. Боковая опорная поверхность 21 нижнего профильного паза 17 служит для взаимодействия со стопорным штифтом 15 упора 11 и фиксации упора 11 в крайнем правом положении. Крайнее левое положение рычага 12 и упора 11 является для устройства 10 для блокирования балансиров исходным, крайнее правое положение рычага 12 и упора 11 является для устройства 10 для блокирования балансиров рабочим. Устройство 10 для блокирования балансиров кроме упора 11 и рычага 12 содержит еще фиксирующую пластину 22. Рычаг 12 и фиксирующая пластина 22 соединены между собой стопорным штифтом 14. В упоре 11 в верхней его части выполнены отверстие 23 и паз 24, расположенный перпендикулярно осевой линии отверстия 23. Глубина паза 24 превышает величину диаметра отверстия 23. В нижней части рычага 12 также выполнено отверстие для закрепления рычага 12 в пазе 24 упора 11 с возможностью взаимного углового перемещения рычага 12 и упора 11 и фиксации их в исходном и рабочем положениях. Рычаг 12 и упор 11 соединены между собой посредством втулки 25, которая установлена с натягом в отверстие 23 упора 11. Верхняя часть рычага 12 и нижняя часть упора 11 связаны между собой пружиной 13. На внешнем конце цапфы 8 выполнены кольцевая проточка 26 и лыски 27 для установки и фиксации с исключением осевого перемещения устройства 10 для блокирования балансиров 3, для чего в фиксирующей пластине 22 выполнено отверстие, форма которого геометрически подобна форме внешнего конца цапфы 8 с лысками 27. Пружина растяжения 13 закреплена на устройстве 10 для блокирования балансиров при помощи пальцев 29 и 30.

Шасси военной гусеничной машины работает следующим образом.

При необходимости уменьшения вертикальных габаритных размеров гусеничной машины, производят следующие операции.

Предварительно очищают от грязи цилиндрические поверхности цапф 8 и профильные пазы 16 и 17 основания 9. Устройство 10 для блокирования балансиров 3 устанавливают на цапфу 8, для чего совмещают отверстие в фиксирующей пластине 22 с лысками 27 на цапфе 8 и перемещают по цапфе в осевом направлении до совмещения концов стопорных штифтов 14 и 15 с профильными пазами 16 и 17 основания 9. Усилием руки движением по часовой стрелке переводят рычаг 12 в крайнее правое положение. Под воздействием пружины 13 упор 11 и рычаг 12 перемещаются во встречном направлении, при этом штифт 14 рычага 12 входит в соприкосновение с опорной площадкой 19 верхнего профильного паза 16, а штифт 15 упора 11 входит в соприкосновение с опорной площадкой 21 нижнего профильного паза 17. Устройство 10 для блокирования балансиров 3 занимает рабочее положение.

По ходу движения вперед гусеничной машины размещают под каждой гусеничной лентой 6 в непосредственной близости от первых ходовых катков 4 технологические препятствия 28, высота которых примерно равна требуемой величине уменьшения клиренса.

При движении гусеничной машины вперед производят наезд последовательно каждым катком 4 на препятствие 28. Ходовой каток 4 перемещается вверх, при этом выступ 7 балансира 3 скользит по упору 11 и отжимает его в левую сторону. При дальнейшем перемещении гусеничной машины выступ 7 балансира 3 проходит всю длину упора 11, при этом упор 11 под действием пружины 13 перемещается в крайнее правое положение, входит в соприкосновение с площадкой выступа 7 и блокирует балансир 3 на достигнутой высоте.

Данную операцию повторяют последовательно на всех ходовых катках.

Для разблокирования балансиров 3 и возврата гусеничной машины к прежним значениям клиренса производят следующие операции.

По ходу движения гусеничной машины вперед размещают под каждой гусеничной лентой 6 в непосредственной близости от ходовых катков 4 технологические препятствия 28. Устройство 10 для блокирования балансиров 3 приводят в исходное положение, для чего усилием руки движением против хода часовой стрелки переводят рычаг 12 в крайнее левое положение, при этом стопорный штифт 14 рычага 12 входит в соприкосновение с опорной площадкой 18 верхнего профильного паза 16.

При перемещении ходового катка 4 вверх выступ 7 балансира 3 выходит из соприкосновения с упором 11. Упор 11 под действием пружины 13 перемещается в крайнее левое положение до соприкосновения стопорного штифта 15 с опорной площадкой 20 нижнего профильного паза 17. Устройство 10 для блокирования балансиров 3 занимает исходное положение, при этом балансир 3 возвращается в рабочее положение.

Данную операцию повторяют на всех ходовых катках.

1. Шасси военной гусеничной машины, содержащее корпус с бортами, ходовую часть с подвеской, которая содержит установленные на бортах с возможностью поворота балансиры с выступами, закрепленные на балансирах опорные катки, отличающееся тем, что оно снабжено цапфами и устройствами для блокирования балансиров, расположенными над балансирами, при этом устройства для блокирования балансиров выполнены в виде двух частей - упора для взаимодействия с выступом балансира и подпружиненного рычага, соединенных между собой с возможностью взаимного углового перемещения и фиксации в исходном и рабочем положениях, причем упор и подпружиненный рычаг снабжены стопорными штифтами для ограничения взаимного углового перемещения, установлены на цапфах с возможностью поворота и съема, при этом цапфы снабжены основаниями, по периметру которых выполнены профильные пазы с боковыми опорными поверхностями для взаимодействия со стопорными штифтами.

2. Шасси по п.1, отличающееся тем, что на внешнем конце цапф выполнены кольцевая проточка и лыски для предотвращения осевого перемещения устройства для блокирования балансиров.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к комплектации семейств бронированных гусеничных машин Сухопутных войск или бронированных гусеничных машин на танковых шасси гражданского назначения, а также их выполнению
Наверх