Тормоз с компенсацией износа

 

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности, к дисковым гидравлическим тормозам с компенсацией износа и предназначена для использования в объектах авиационной техники для затормаживания и растормаживания колес.

Технический результат от использования предлагаемого технического решения заключается в повышении надежности и увеличении ресурса тормоза для использования его в колесах носового шасси самолета.

Указанный результат достигается тормозом, оснащенным одним поршнем с одной парой фрикционных элементов, один из которых размещен на колесе, а другой - неподвижно в металлической кольцевой обечайке, установленной в цилиндре поршня с возможностью углового и осевого перемещения и кинематически связанной с поршнем посредством элементов зацепления, выполненных на поршне и кольцевой обечайке с фрикционным элементом. 1 ил.

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности, к дисковым гидравлическим тормозам с компенсацией износа и предназначена для использования в объектах авиационной техники для затормаживания и растормаживания колес.

Известен тормоз с компенсацией износа, содержащий корпус и установленные в нем цилиндр, поршень, взаимодействующий с пакетом фрикционных дисков, размещенную в поршне и находящуюся с ним в зубчатом зацеплении цангу с внутренним цилиндрическим выступом, фиксирующим ее зацепление с поршнем посредством штока, закрепленного неподвижно в корпусе, и пружину растормаживания, установленную с возможностью поджатая цанги к корпусу (см. авт. свид. СССР 1773129, кл. F16D 65/54).

Тормоза такой конструкции предназначены для использования преимущественно в колесах основного шасси, которые для обеспечения надежного затормаживания самолета во время посадки на взлетопосадочную полосу (ВПП). оборудованы устанавливаемым на колесе пакетом фрикционных дисков, срабатывающим от формируемого группой поршней (не менее трех) необходимого распорного усилия, передаваемого на весь пакет через невращающийся фрикционный диск.

Для обеспечения же затормаживания раскрученного при взлете колеса носового шасси нет необходимости оборудовать тормоз. устанавливаемым на колесе пакетом фрикционных дисков, поскольку для полной остановки вращающегося ненагруженного носового колеса при уборке шасси в гондолу требуется сосем незначительное усилие, которое может быть достигнуто согласно предлагаемого технического решения с тормозом, оснащенным одним поршнем с одной парой фрикционных элементов, один из которых размещен на колесе, а другой - в тормозе с возможностью обеспечения его свободного проворачивания вокруг своей оси при торможении, что позволяет повысить эксплуатационную надежность тормоза и увеличить его ресурс за счет реализации избирательного положения фрикционных элементов друг относительно друга при их взаимодействии в процессе торможения.

Указанный технический результат достигается за счет того, что фрикционный элемент тормоза размещен неподвижно в металлической кольцевой обечайке, установленной в цилиндре с возможностью углового и осевого перемещения и кинематически связанной с поршнем посредством элементов зацепления, предусмотренных на поршне и кольцевой обечайке с фрикционным элементом. Элементы зацепления выполнены в виде цилиндрической головки, организованной на внешнем торце поршня, и радиальных прорезей на кольцевой обечайке, предназначенных для ее монтажа на цилиндрической головке поршня.

На чертеже представлен тормоз с компенсацией износа в продольном сечении.

Тормоз содержит корпус 1, в расточке 2 которого размещены цилиндр 3 с уплотнительными кольцами 4 и 5, пружина растормаживания 6, поршень 7, взаимодействующий с кинематически связанной кольцевой обечайкой 8.

В поршне 7 установлена цанга 9 с наружными зубьями 10, взаимодействующая с поршнем 7 через ответные элементы зацепления, выполненные на внутренней цилиндрической поверхности 11 поршня 7 в виде кольцевой зубчатой нарезки 12. На внутренней поверхности цанги 9 выполнен цилиндрический выступ 13, фиксирующий зацепление цанги 9 с поршнем 7 с помощью штока 14, закрепленного неподвижно в корпусе 1 цилиндром 3 резьбовым соединением 15. Цанга 9 через свой фланец 16 поджата к дну расточки 2 корпуса 1 через фланец 17 штока 14 пружиной растормаживания 6. Поршень 7 соединен цилиндрической головкой 18 с радиальными прорезями 19 кольцевой обечайки 8, в которую запрессован кольцевой фрикционный элемент 20, взаимодействующий во время торможения с фрикционным диском 21, закрепленным на колесе 22. Длина L 1 внутреннего цилиндрического выступа 13 цанги 9 выполнена равной заданной исходной величине суммарного зазора L 2 между фрикционным элементом 20 кольцевой обечайки 8 и фрикционным диском 21. Кольцевая обечайка 8 с запрессованным кольцевым фрикционным элементом 20 имеет возможность вращаться в кольцевой выточке 23 цилиндра 3 и смазывается соответствующей смазкой, заполняющей кольцевые канавки 24 кольцевой обечайки 8.

Тормоз с компенсацией износа работает следующим образом. В процессе затормаживания вращающегося носового колеса при уборке шасси в гондолу самолета поршень 7 под действием давления рабочей жидкости выдвигается из корпуса 1 на величину L 2, прижимается через фрикционный элемент 20 к закрепленному на колесе 22 фрикционному диску 21 и останавливает вращение колеса 22. Одновременно на эту же величину вместе с поршнем 7 смещается выступ 13 цанги 9 по штоку 14 до границы его цилиндрической поверхности. При сбросе давления поршень 7 с цангой 9 под действием усилия пружины растормаживания 6 возвращается в первоначально исходное положение. Происходит растормаживание.

При износе фрикционного элемента 20 на величину, равную шагу зубьев кольцевой зубчатой нарезки 12 поршня 7, выступ 13 цанги 9 переместится в заторможенном положении по штоку 14 за границу его цилиндрической поверхности и даст возможность разжаться лепесткам цанги 9, которая от усилия пружины растормаживания 6 переместится на один зуб кольцевой зубчатой нарезки 12 поршня 7 вглубь корпуса 1. После этого зубья 10 цанги 9 снова фиксируются штоком 14 в кольцевой зубчатой нарезке 12 поршня 7. При дальнейшем износе фрикционного элемента 20 цикл повторяется. Из-за разницы радиусов трения фрикционного элемента 20 по его ширине происходит разной величины износ рабочей поверхности фрикционного элемента 20 за каждое затормаживание, что может привести к заклиниванию тормоза на фрикционном диске колеса и поломке корпуса тормоза. Кольцевая обечайка 8 с запрессованным фрикционным элементом 20, свободно проворачиваясь в цилиндре 3, обеспечивает равномерный износ фрикционного элемента 20, что исключает заклинивание, позволяя тем самым повысить эксплуатационную надежность тормоза и увеличить его ресурс.

1. Тормоз с компенсацией износа, содержащий корпус и установленные в нем цилиндр, поршень, взаимодействующий с фрикционным элементом, размещенную в поршне и находящуюся с ним в зубчатом зацеплении цангу с внутренним цилиндрическим выступом, фиксирующим ее зацепление с поршнем посредством штока, закрепленного неподвижно в корпусе, и пружину растормаживания, установленную с возможностью поджатия цанги к корпусу, отличающийся тем, что фрикционный элемент тормоза размещен неподвижно в металлической кольцевой обечайке, установленной в цилиндре с возможностью обеспечения углового и осевого перемещения и кинематически связанной с поршнем посредством элементов зацепления, предусмотренных на поршне и кольцевой обечайке с фрикционным элементом.

2. Тормоз по п.1, отличающийся тем, что элементы зацепления, обеспечивающие кинематическую связь кольцевой обечайки с фрикционным элементом с поршнем, выполнены на поршне в виде цилиндрической головки, организованной на его внешнем торце, и на кольцевой обечайке в виде радиальных прорезей, предназначенных для ее монтажа на цилиндрической головке поршня.



 

Похожие патенты:
Наверх