Тренажер летчиков морской авиации

 

Полезная модель относится к области авиационного тренажеростроения и может быть использована для обучения летчиков морской авиации технике пилотирования вертолетом при визуальном способе захода на посадку и посадке на корабельную взлетно-посадочную площадку днем в простых метеоусловиях за счет создания условий посадки, максимально приближенных к штатным.

Известен тренажер, который содержит вертолет, тягач, платформу для посадки вертолета, дорогу, по которой движется тягач с прицепом. Недостатком известного тренажера является то, что в нем не обеспечивается имитация качки платформы и ее вертикальное перемещение. Задачей изобретения является устранение указанного недостатка за счет обеспечения качки и вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки.

Техническим результатом предлагаемого решения является повышение уровня соответствия тренажера реальным условиям полета винтокрылого летательного аппарата за счет имитации положения и динамики перемещения взлетно-посадочной площадки.

Технический результат достигается тем, что в тренажер для подготовки летчиков морской авиации, содержащий вертолет, транспортное средство, прицеп, на котором размещена посадочная платформа для винтокрылого летательного аппарата, автомобильную дорогу, по которой может перемещаться транспортное средство с прицепом, автомобильная дорога в вертикальной плоскости выполнена в виде волны с заданными высотой и заданными углами спуска и подъема и в дорогу встроены две колеи, каждая из которых в профиле имеет вид волны, которые смещены по фазе в продольном направлении друг относительно друга на величину, достаточной для имитации бортовой качки взлетно-посадочной площадки корабля.

Высота дороги в профиле изменяется в пределах ±6 м (имитация вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки) и дорога имеет углы спуска и подъема примерно 4°-6° градусов (имитация качки по дифференту).

Амплитуда волны каждой колеи должна быть достаточной для имитации бортовой качки в диапазоне ±15° с периодом 7-12 сек.

Технико-экономический эффект полезной модели позволяет радикально повысить уровень подготовки летных экипажей безопасной посадке винтокрылого летательного аппарата на имитирующую подвижную взлетно-посадочную площадку.

Причем стоимость тренировок с использованием данного тренажера существенно ниже, чем стоимость тренировок на действующем корабле.

Полезная модель относится к области авиационного тренажеростроения и может быть использовано для обучения летчиков морской авиации технике пилотирования вертолетом при визуальном способе захода на посадку и посадке на корабельную взлетно-посадочную площадку днем в простых метеоусловиях за счет создания условий посадки, максимально приближенных к штатным.

Известно множество различного типа тренажеров для подготовки летчиков пилотированию летательными аппаратами, причем наиболее сложными являются тренажеры, в которых кабина летательного аппарата и система визуализации внешней обстановки устанавливаются на подвижную шестистепенную платформу, с помощью которой имитируются нагрузки, действующие на летчика при маневрировании летательного аппарата.

С помощью системы визуализации летчику предъявляется картинная информация наблюдаемой им внешней обстановки при полете, которая, как правило, создается с помощью вычислительной техники методами компьютерной графики. Одновременно моделируется работа всех систем летательного аппарата в соответствии с профилем его полета, причем, чем точнее моделируются условия полета и работа систем, тем легче и быстрее летчик адаптируется к условиям реального полета на штатном летательном аппарате.

Общим недостатком такого типа тренажеров является неадекватная имитация движения посадочной площадки и деятельности летчика.

Известно транспортное средство с вертолетной площадкой (см., патент RU 72665, МПК В60Р 09/00, публикация от 27.04.2008), содержащее прицеп-модуль транспортный, установленный на раме шасси, причем прицеп выполнен в виде двухосного "Фургона" типа МАЗ-837810-012, при этом в передней части прицепа вплотную к высокому переднему и откидному левому бортам стационарно установлен модуль рабочего места оператора, основа конструкции которого - герметичный металлический контейнер, выполняемый из стального профилированного листа толщиной 1,5 мм, в модуле рабочего места оператора установлены УКВ радиостанция, устройство отображения метеорологической обстановки, пульт управления светотехническим оборудованием, а для подключения УКВ антенны и внешнего метеорологического оборудования предусмотрен кабельный ввод в стене контейнера, на крыше модуля рабочего места оператора установлены посадочные места для прожектора и приводного маяка, а между модулем рабочего места оператора и правым бортом прицепа размещены два дизель - генератора, установленные друг за другом вдоль борта и подключенные кабелем к щитку электропитания, в походном положении и при работе они закреплены на прицепе съемными хомутами, причем вертолетная площадка в разобранном виде размещена в задней части платформы прицепа в непосредственной близости от задних дверей с запорами контейнерного типа, при этом элементы вертолетной площадки симметрично располагаются по ширине прицепа и скомпонованы в секции по видам элементов конструкции, а в промежутках между секциями и вдоль бортов прицепа установлены вертикальные разборные стойки, ограничивающие боковое перемещение элементов платформы при транспортировке.

В предлагаемом техническом решении не обеспечивается имитация бортовой, килевой качки и вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки (ВППл).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является тренажер для посадки винтокрылого летательного аппарата на подвижную автомобильную открытую платформу, изображенный на фиг.1, 2 (см., Г.И.Кузнецов, 1999, ОКБ Н.И.Камова 50 лет 1948-1998, Москва, Центр авиации и космонавтики, стр.31-34; 155-159), который содержит тягач, колесный прицеп с установленной на нем посадочной платформой, на которую осуществляется посадка винтокрылого летательного аппарата, как при остановке движения тягача -имитация посадки на "стопе" корабля, так и при движении по автодороге -имитация посадки винтокрылого летательного аппарата днем на подвижную платформу при отсутствии качки по автодороге.

Таким образом, на тренажере возможна имитация хода корабля по спокойной воде и обучение летчика визуальной посадке на взлетно-посадочную площадку на "стопе" корабля и на ходу, при хороших метеоусловиях днем.

К недостаткам этого тренажера следует отнести отсутствие вертикального перемещения и качки взлетно-посадочной площадки.

Задачей изобретения является устранение указанного недостатка за счет обеспечения качки и вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки.

Техническим результатом предлагаемого решения является повышение уровня соответствия тренажера реальным условиям полета винтокрылого летательного аппарата за счет имитации положения и динамики перемещения взлетно-посадочной площадки.

Технический результат достигается тем, что в тренажер для подготовки летчиков морской авиации, содержащий винтокрылый летательный аппарат, транспортное средство, прицеп, на котором размещена посадочная платформа для винтокрылого летательного аппарата, дорогу, по которой может перемещаться транспортное средство с прицепом, причем вертикальный профиль автомобильной дороги реализован в форме волны в диапазоне ±6 м и углами спуска и подъема, равными 4°-6° градусов.

Кроме того, в дорожное покрытие автомобильной дороги встроены две колеи, каждая из которых в профиле имеет вид волны, смещенные по фазе в продольном направлении относительно друг друга на величину, достаточной для имитации бортовой качки взлетно-посадочной площадки в диапазоне ±15°.

Сравнение предлагаемого решения с известными техническими решениями показывает, что оно обладает новой совокупностью существенных признаков, которые совместно с известными позволяют успешно реализовать поставленную цель.

Сущность изобретения поясняется чертежами:

На фиг.1, 2 приведены фотография тренажера и состав прототипа.

На фиг.3 изображена форма дороги с вертикальным профилем в виде волны.

На фиг.4 показаны встроенные в дорогу колеи, а на фиг.5 изображена форма одной из колей дороги.

Состав тренажера для подготовки летчиков морской авиации:

1. Транспортное средство - тягач;

2. Колесный прицеп;

3. Посадочная платформа;

4. Вертолет;

5. Автомобильная дорога;

6. Колесные колеи, встроенные в автомобильную дорогу;

Работа тренажера осуществляется следующим образом.

Тренажер, содержащий автомобильный тягач 1, колесный прицеп 2, присоединяемый к тягачу 1, посадочную платформу 3, размещаемую на колесном прицепе 2, автомобильную дорогу 5 для движения тягача 1 с прицепом 2, винтокрылый летательный аппарат 4.

Автомобильная дорога 5 выполнена в виде волны, в которую встроены колеи 6, по которым перемещаются колеса прицепа 2.

Колеи 6 выполнены также в виде волны (см. фиг.5), которые по продольной оси имеют смещение относительно друг друга.

Форма волны дороги выбирается такой, чтобы на этапах спуска с гребня волны или подъема с впадины волны обеспечивалась имитация килевой качки (угловое перемещение корабля по дифференту) в заданных пределах, например ±4°, а высота волны обеспечивала имитацию вертикального перемещения корабля, например±6 м, т.е. высоты, при которой допустима посадка винтокрылого летательного аппарата 4 на качающуюся посадочную платформу 3.

Колея выполнена в виде волны (см., фиг.5). При этом для имитации бортовой качки (качка по крену) волны колей имеют амплитуду и смещение по продольной оси друг относительно друга такие, чтобы обеспечивались имитация заданных величин бортовой качки по углу, например, ±15°.

Технико-экономический эффект полезной модели позволяет радикально повысить уровень подготовки летных экипажей безопасной посадке винтокрылого летательного аппарата на имитирующую подвижную ВППл.

Причем стоимость тренировок с использованием данного тренажера существенно ниже, чем стоимость тренировок на действующем корабле.

1. Тренажер летчиков морской авиации, содержащий винтокрылый летательный аппарат, транспортное средство, прицеп, на котором размещена посадочная платформа для винтокрылого летательного аппарата, дорогу, по которой может перемещаться транспортное средство с прицепом, отличающийся тем, что вертикальный профиль автомобильной дороги реализован в форме волны в диапазоне ±6 м и углами спуска и подъема, равными 4-6°.

2. Тренажер летчиков морской авиации по п.1, отличающийся тем, что в дорожное покрытие автомобильной дороги встроены две колеи, каждая из которых в профиле имеет вид волны, при этом волны смещены по фазе в продольном направлении относительно друг друга на величину, достаточную для имитации бортовой качки взлетно-посадочной площадки в диапазоне ±15°.



 

Наверх