Бифуркационный кондуит легочной артерии

 

Полезная модель относится к медицине, а именно к сердечнососудистой хирургии, и может быть использована при протезировании клапанов сердца.

Протезирование предложенным бифуркационным кондуитом легочной артерии позволяет обеспечить равномерный кровоток в обеих ветвях легочной артерии при врожденных пороках сердца, при которых стенозирована не только область клапана легочной артерии, но и ее бифуркация. Равномерный кровоток в обеих ветвях легочной артерии достигается за счет того, что бифуркационный кондуит легочной артерии из биологического или синтетического материала, состоящий из трубки, имитирующей ствол легочной артерии, с двумя диаметрально противоположно подшитыми к ней на разных уровнях моностворками, дополнительно имеет трубку, имитирующую ветви легочной артерии, причем трубка, имитирующая ствол легочной артерии, расположена таким образом, что образует с трубкой, имитирующей ветви легочной артерии, Т-образную форму кондуита.

Полезная модель относится к медицине, а именно к сердечнососудистой хирургии, и может быть использована при протезировании клапанов сердца.

Известны кондуиты для коррекции легочного ствола, у которых трубка сформирована из одной или из двух заплат. В одной из заплат расположена моностворка, служащая запирательным элементом, обеспечивающим однонаправленное движение крови из правого желудочка в ветви легочной артерии. Трубку имплантируют одним концом в область разреза выводного отдела правого желудочка, а другим концом в область бифуркации легочной артерии или в одну из ветвей легочной артерии (Зеленкин М.А., Прасолов С.Ю., Зубкова Г.А. и др. Грудная и сердечно-сосудистая хирургия, 1993, 5, с.77-80).

Недостатком данных кондуитов, выполненных в виде трубки, является то, что при врожденных пороках сердца, при которых стенозирована не только область клапана легочной артерии, но и ее бифуркация, имплантацию в область стенозированной бифуркации легочной артерии необходимо проводить с увеличением объема хирургического вмешательства за счет вшивания заплаты из биологического или синтетического материала. При этом сложно точно рассчитать размеры заплаты. В местах наложения швов развивается рубцовая ткань, которая деформирует (суживает) область бифуркации и снижает эффект операции, не создавая равномерный кровоток в обеих ветвях легочной артерии. Если имплантацию трубки проводят в одну из ветвей легочной артерии, это также создает неравномерное распределение кровотока в ветвях легочной артерии. Кроме того, запирательный элемент в виде моностворки не обеспечивает полноценную запирательную функцию.

Наиболее близким техническим решением, взятым в качестве прототипа, является кондуит в виде ксеноперикардиальной трубки с двумя идентичными ксеноперикардиальными створками, расположенными на разных уровнях и диаметрально противоположных сторонах трубки таким образом, что свободный край нижней створки при открытии достигает основания нижней створки (Свидетельство на ПМ РФ 7850, А61F 2/24, 1998). Прямую трубку имплантируют одним концом в область разреза выводного отдела правого желудочка, а другим концом в область бифуркации легочной артерии или в одну из ветвей легочной артерии. При прохождении крови по трубке, имитирующей ствол артерии, от правого желудочка сердца клапаны прижимаются током крови к стенкам трубки, а при обратном кровотоке клапаны раскрываются и перекрывают просвет трубки, препятствуя обратному кровотоку, обеспечивая тем самым полноценную запирательную функцию.

Недостатком данного кондуита является то, что при стенозированной области бифуркации имплантация кондуита одним концом в область разреза выводного отдела правого желудочка, а другим концом в область бифуркации легочной артерии или в одну из ветвей легочной артерии не обеспечивает равномерный кровоток в обеих артериях.

Техническим результатом данной полезной модели является обеспечение равномерного кровотока в обеих ветвях легочной артерии при стенозировании области бифуркации.

Технический результат достигается тем, что бифуркационный кондуит легочной артерии из биологического или синтетического материала, состоящий из трубки, имитирующей ствол легочной артерии, с двумя диаметрально противоположно подшитыми к ней на разных уровнях створками, дополнительно имеет трубку, имитирующую ветви легочной артерии, причем, трубка, имитирующая ствол легочной артерии, расположена таким образом, что образует с трубкой, имитирующей ветви легочной артерии, Т-образную форму кондуита.

Выполнение кондуита в виде трубок, имитирующих ствол и ветви легочной артерии, расположенных таким образом, что они образуют Т-образную форму кондуита, позволяет обеспечить возможность имплантировать кондуит в обе ветви легочной артерии, достигая при этом равномерного кровотока в обеих ветвях легочной артерии при стенозированной области бифуркации.

На фиг.1 представлен бифуркационный кондуит легочной артерии. Кондуит состоит из ствола (1) кондуита, ветвей кондуита (2) и запирательного элемента в виде двух створок (3), расположенных в стволе кондуита (1).

Для изготовления бифуркационного кондуита легочной артерии берут пластину из биологического или синтетического материала, складывают вдвое и вырезают Т-образную заготовку. Раскрой заготовки производят по размерам, полученным путем расчета в зависимости от веса и возраста пациента.

На фиг.2 представлена развертка Т-образной заготовки кондуита с расположенными створками в стволе бифуркационного кондуита легочной артерии. Для более точного раскроя и подбора створок на основании расчетов составлена таблица. В таблице указаны размеры бифуркационных кондуитов, полученные в результате расчетов и приведенные в соответствие с типоразмерами выпускаемых клапаносодержащих кондуитов, типоразмер которых определяется диаметром ствола кондуита.

Таблица.
Размеры бифуркационных кондуитов при различных диаметрах кондуита.
Диаметр кондуита, ммА ВС DЕ FG HI J
1018 1355 3120 130 101 16
1221 1660 3420 130 131 19
1424 1864 3822 130 151 22
1627 2166 4022 130 162 25
1830 2473 4524 130 192 28
2034 2477 4826 130 202 32
2237 2481 5028 130 202 35

Оставляя место для шва (F) в каждой половине ствола кондуита (1), имитирующих ствол легочной артерии, подшивают створку (3) размером в соответствии с таблицей, но таким образом, чтобы после сшивания верхний край одной из створок (3), расположенной на одной из половин ствола кондуита (1), находился на уровне нижнего края другой створки (3), расположенной на другой половине ствола кондуита (1). Затем заготовку сшивают по краям обвивным швом с оставлением незашитых концов кондуита для адаптации к конкретным анатомическим параметрам каждого пациента.

Имплантация кондуита осуществляется следующим образом (Фиг.3).

Выбирается подходящее место на ветвях легочной артерии (4) пациента для имплантации ветвей кондуита (2) в зависимости от расположения места стеноза и данных ангиографического обследования. При этом осуществляют подкраивание концов ветвей кондуита (2), имитирующих ветви легочной артерии, иссекая избыток тканей, адаптируя кондуит для каждого пациента. Затем накладывают дистальные анастомозы с ветвями легочной артерии (4).

Проксимальный анастомоз выполняют с разрезом в выводном отделе правого желудочка после адаптации нижнего края ствола кондуита (1) к области разреза. При этом дополняют боковые швы. Выполнение кондуита в виде трубок, имитирующих ствол и ветви легочной артерии, расположенных таким образом, что они образуют Т-образную форму кондуита, позволило обеспечить возможность имплантировать кондуит в обе ветви легочной артерии, достигая при этом равномерного кровотока в обеих ветвях легочной артерии.

Кондуит работает следующим образом. При сокращении сердца кровь устремляется в ствол кондуита (1), а затем в его ветви (2), равномерно распределяясь в обеих ветвях, обходя область стенозированной бифуркации. При этом створки (3) открываются, прижимаясь к стенкам ствола кондуита (1) и обеспечивая беспрепятственный ток крови. При возникновении обратного потока крови из ветвей кондуита (2) створки (3) закрываются, препятствуя току крови.

Пример.

Из заплаты синтетического материала «Басекс» выкраивают пластину размерами 123×78 мм, складывают вдвое и вырезают Т-образную заготовку с соблюдением размеров согласно таблице для кондуита диаметром 10 мм, а именно, длина ствола кондуита (С) - 55 мм, ширина (А) - 18 мм, длина ветвей кондуита (G) - 30 мм, ширина ветвей кондуита (В) - 13 мм (Фиг.2). Из химически стабилизированной глиссоновой капсулы печени крупного рогатого скота выкраивают две створки (3) запирательного элемента по размерам, указанным в таблице, соответствующим для кондуита диаметром 10 мм, а именно, высота створки (H) - 11 мм, ширина (J) - 16 мм. Оставляя место для шва (F) - 1 мм, створки (3) подшивают к заготовке, соблюдая размеры, приведенные в таблице, обвивным швом с помощью атравматического шовного материала, а именно, на одной из половин ствола кондуита подшивают створку на расстоянии (Е) - 20 мм от основания половины ствола кондуита, а вторую створку на другой половине ствола кондуита на расстоянии (D) - 31 мм от основания второй половины ствола кондуита. Затем складывают заготовку вдвое и по ее краям выполняют обвивной шов для формирования ствола и ветвей легочной артерии. Концы ствола и ветвей кондуита оставили незашитыми на расстоянии 16 мм для возможности подкраивания во время операции. После стерилизации кондуит готов к имплантации, причем за счет того, что кондуит выполнен в виде трубок, имитирующих ствол и ветви легочной артерии, расположенных таким образом, что они образуют Т-образную форму кондуита, это позволяет имплантировать кондуит в обе ветви легочной артерии, достигая при этом равномерного кровотока в обеих ветвях легочной артерии при стенозированной области бифуркации.

1. Бифуркационный кондуит легочной артерии из биологического или синтетического материала, состоящий из трубки, имитирующей ствол легочной артерии, с двумя диаметрально противоположно подшитыми к ней на разных уровнях моностворками, отличающийся тем, что дополнительно имеет трубку, имитирующую ветви легочной артерии.

2. Бифуркационный кондуит легочной артерии по п.1, отличающийся тем, что трубка, имитирующая ствол легочной артерии, расположена таким образом, что образует с трубкой, имитирующей ветви легочной артерии, Т-образную форму кондуита.



 

Наверх