Коротковолновая антенна вертолета

 

Полезная модель относится к антенной технике. Коротковолновая антенна вертолета содержит расположенные в хвостовой части вертолета излучающий контур и согласующее устройство. Излучающий контур образован токопроводящей шиной, расположенной по наружному контуру задней кромки горизонтального оперения вертолета. По крайней мере задняя часть горизонтального оперения выполнена из диэлектрического материала. Токопроводящая шина соединена одним концом через малоемкостный антенный ввод с выходом согласующего устройства. Другим концом шина посредством металлической перемычки, расположенной на законцовке горизонтального оперения, соединена с металлическим задним лонжероном горизонтального оперения. Лонжерон соединен с корпусом согласующего устройства посредством дополнительной токопроводящей шины. Технический результат: повышение эффективности излучения и уменьшение аэродинамического сопротивления антенны.

Полезная модель относится к антенной технике и может быть использована в качестве антенны коротких волн на вертолетах, у которых для обеспечения курсовой устойчивости применяется вертикальное и горизонтальное оперение, выполненное из композитных материалов в сочетании с металлическими несущими элементами и установленное на хвостовой балке.

Известна коротковолновая антенна по патенту GB 2113922 от 24.12.1982, содержащая трубчатый проводник, расположенный на определенном расстоянии от заземляющей поверхности корпуса вертолета и соединенный с ним с одного конца посредством проводящей поддерживающей стойки, а с другого конца - через антенный ввод, соединенный с выходом согласующего устройства, включенного в разрыв между элементом излучающего контура и выводом коаксиального кабеля питающего фидера.

Известная коротковолновая антенна по патенту GB 2113922 является наиболее близкой по технической сущности к заявляемой полезной модели.

К недостаткам ближайшего аналога следует отнести относительно низкую эффективность излучения антенны в низкочастотной части коротковолнового диапазона, обусловленную слабой электрической связью трубчатого проводника с металлическим корпусом вертолета, и большое аэродинамическое сопротивление трубчатого проводника антенны с поддерживающими элементами.

Техническим результатом полезной модели является повышение эффективности излучения антенны за счет более эффективного возбуждения фюзеляжа вертолета, а также уменьшение аэродинамического сопротивления антенны.

Указанный технический результат достигается тем, что в коротковолновой антенне вертолета, содержащей расположенные в хвостовой части вертолета излучающий контур и согласующее устройство, включенное в разрыв между элементом излучающего контура и выводом коаксиального кабеля питающего фидера, согласно полезной модели, излучающий контур образован токопроводящей шиной, расположенной по наружному контуру задней кромки горизонтального оперения вертолета, по крайней мере задняя часть которого выполнена из диэлектрического материала, и соединенной одним концом через малоемкостный антенный ввод с выходом согласующего устройства, а другим, - посредством металлической перемычки, расположенной на законцовке горизонтального оперения, - с металлическим задним лонжероном горизонтального оперения, соединенным с корпусом согласующего устройства посредством токопроводящей шины, расположенной вдоль заднего лонжерона горизонтального оперения.

Охарактеризованная указанными выше существенными признаками полезная модель на дату подачи заявки не известна в Российской Федерации и за границей и отвечает требованиям критерия "новизна".

Полезная модель может быть реализована промышленным способом с использованием известных технических средств, технологий и материалов и соответствует требованиям критерия "промышленная применимость".

Полезная модель поясняется чертежом, на котором схематично показана предлагаемая коротковолновая антенна.

Коротковолновая антенна вертолета содержит расположенные в хвостовой части вертолета излучающий контур и согласующее устройство 1, включенное в разрыв между элементом излучающего контура и выводом коаксиального кабеля питающего фидера (на чертеже не показан).

Излучающий контур образован токопроводящей шиной 2, расположенной по наружному контуру задней кромки горизонтального оперения вертолета и соединенной одним концом через малоемкостный антенный ввод 3 с выходом согласующего устройства 1, а другим, - посредством металлической перемычки 4, расположенной на законцовке горизонтального оперения, - с металлическим задним лонжероном 5 горизонтального оперения. При этом по крайней мере задняя часть горизонтального оперения выполнена из диэлектрического материала. Задний лонжерон 5 соединен с корпусом согласующего устройства 1 посредством токопроводящей шины 6, расположенной вдоль лонжерона 5.

При подаче высокочастотного сигнала от согласующего устройства 1 через антенный ввод 3 высокочастотный сигнал поступает на токопроводящую шину 2, расположенную по наружному контуру задней кромки горизонтального оперения, по крайней мере задняя часть которого выполнена из диэлектрического материала. Далее высокочастотный сигнал через металлическую перемычку 4 поступает на металлический задний лонжерон 5 горизонтального оперения и расположенную параллельно ему токопроводящую шину 6 соединенную с корпусом согласующего устройства 1. Таким образом, для высокочастотного сигнала создается короткозамкнутый контур, который служит антенной.

При указанной геометрии входные характеристики антенны обеспечивают настройку согласующего устройства. Поскольку контур антенны находится в хвостовой части вертолета, создаются благоприятные условия для возбуждения фюзеляжа вдоль горизонтальной осевой линии, вследствие чего главные максимумы диаграммы направленности будут находиться в поперечной плоскости вертолета, что существенно повышает эффективность излучения антенны. Указанное выполнение конструкции антенны обеспечивает практически полное отсутствие аэродинамического сопротивления.

Коротковолновая антенна вертолета, содержащая расположенные в хвостовой части вертолета излучающий контур и согласующее устройство, включенное в разрыв между элементом излучающего контура и выводом коаксиального кабеля питающего фидера, отличающаяся тем, что излучающий контур образован токопроводящей шиной, расположенной по наружному контуру задней кромки горизонтального оперения вертолета, по крайней мере задняя часть которого выполнена из диэлектрического материала, и соединенной одним концом через малоемкостный антенный ввод с выходом согласующего устройства, а другим - посредством металлической перемычки, расположенной на законцовке горизонтального оперения, с металлическим задним лонжероном горизонтального оперения, соединенным с корпусом согласующего устройства посредством токопроводящей шины, расположенной вдоль заднего лонжерона горизонтального оперения.



 

Наверх