Передвижная пожарная установка

 

Полезная модель относится к устройствам для тушения пожаров, преимущественно, сопровождающихся выбросом из зоны горения предметов, осколков, возникающих вследствие взрыва, например, баллонов высокого давления, а также пожаров с интенсивным тепловым излучением в сторону подхода к ним. Передвижная пожарная установка на колесном ходу, содержащая лафетный ствол, снабженный подводящим коллектором, перекрывным затвором и приемным патрубком с соединительными головками, при этом установка содержит броневой щит, установленный на раме с колесами, выполненный в виде оградительного листа с отверстием для рукоятки управления лафетным стволом и смотровыми щелями. Предложенное техническое решение позволяет повысить эффективность пожаротушения с более близкого расстояния с одновременной защитой личного состава. При этом данная пожарная установка проста в обслуживании и имеет сравнительно низкую стоимость. 7 п.ф., 2 илл.

Полезная модель относится к устройствам для тушения пожаров, преимущественно, сопровождающихся выбросом из зоны горения предметов, осколков, возникающих вследствие взрыва, например, баллонов высокого давления, а также пожаров с интенсивным тепловым излучением в сторону подхода к ним.

При тушении пожаров указанного характера наряду с обеспечением ведения пожаротушения с более близкого расстояния к очагу пожара для эффективного подавления процесса горения возникает проблема повышения уровня защиты личного состава.

Известны индивидуальные средства защиты: бронещит по патенту 87790 на полезную модель с приоритетом от 28 июля 2009 г. по классу МПК F41Н 5|00 (2006.01), защитный теплоотражающий костюм из прочной огнестойкой ткани БОП-1 - боевая одежда пожарного первого уровня; ТОК-20 - теплоотражательный комплект для пожарных (см. журнал "Средства спасения и противопожарная защита" 9 2009 г., издательский дом ВДПО, г.Москва, с.178).

Известны также механизированные средства защиты: пожарный автомобиль с дистанционно управляемым лафетным стволом (см. патент на полезную модель 73206 с приоритетом от 30 ноября 2007 г.), пожарный танк с дистанционным управлением лафетным стволом для тушения горящих скважин и т.п. очагов.

Недостатком индивидуальных средств является слабая защита операторов от летящих осколков. Недостатком механизированных средств (пожарной бронированной колесной и гусеничной техники) являются ограниченные возможности действий в условиях городских строений или заводских сооружений, а также высокая их стоимость, из-за чего ограничивается массовое оснащение этими средствами рядовых пожарных подразделений.

В настоящее время отечественная промышленность выпускает ограниченный ряд пожарных автомобилей, в основном, на базе российских грузовых автомобилей, оснащенных необходимым оборудованием для тушения пожаров во взрывоопасных условиях. Так, например, автоцистерна пожарная бронированная АЦБ 5,0-40 (55.571), имеющая комплект встроенного, скрытого бронирования кабины боевого расчета и моторного отсека и дистанционно управляемый лафетный ствол, позволяет защитить боевой расчет (операторов) от поражающих факторов стрелкового оружия и боеприпасов осколочного типа (см. журнал "Средства спасения и противопожарная защита", 9, 2009 г., Издательский дом ВДПО, г.Москва, с.164).

Недостатком указанного пожарного бронированного автомобиля является его громоздкость, большой вес и стоимость. Многим пожарным частям он практически недоступен.

Известна комбинированная передвижная пожарная установка КППУ МС-1 производства завода "Пожтехника-МС" (Республика Башкортостан, www.pozhtech-mc.ru), которая содержит лафетный ствол, соединенный с источником давления, перекрывной затвор и приемный патрубок с соединительными головками (см. Специализированный каталог "Пожарная безопасность 2009", Издательство "Гротек", г.Москва, с.225).

Указанное техническое решение как наиболее близкий аналог может быть принято в качестве прототипа.

Недостатком прототипа является отсутствие в передвижной пожарной установке средств защиты операторов (личного состава) от осколков и неприспособленность ее для оперативной доставки к месту пожара негрузовым автотранспортом.

Задачей, на решение которой направлена настоящая полезная модель, является создание передвижной пожарной установки для ведения пожаротушения с более близкого расстояния к очагу пожара с обеспечением надлежащей защиты личного состава.

Для решения указанной задачи пожарная установка снабжена броневым щитом, установленным на раме с колесами, выполненным в виде оградительного листа с отверстием для рукоятки управления лафетным стволом и смотровыми щелями для оператора.

Сущность полезной модели поясняется иллюстрациями, где на фиг.1 приведен фотоснимок пожарной установки в работе, на фиг.2 - схематический чертеж установки при виде сбоку.

Передвижная пожарная установка содержит лафетный ствол 1, снабженный рукояткой управления 2 и соединенный с подводящим патрубком 3 через перекрывной затвор 4. Указанная гидравлическая система пожаротушения установлена на раме 5 с колесами 6 и снабжена бронещитом 7, соединенным дополнительно с рамой 5 двумя штангами 8 для жесткости конструкции. Над колесами 6 смонтированы защитные крылья 9, а в нижней части бронещита 7 шарнирно установлен откидной лист 10 для защиты ног оператора.

Рама Y-образной формы имеет дышло с кольцом 11 для соединения с тягово-сцепным устройством транспортного средства (тягача), в том числе легкого типа. С двух сторон дышла выполнены ручки 12 для перемещения устройства вручную.

Пожарная установка имеет противооткатные средства: подкладные упоры 13 под колеса, забивные штыри, стояночный тормоз (на чертеже не показаны).

Передвижная пожарная установка работает следующим образом. К месту пожара установка привозится транспортным средством на буксире. Двумя операторами, удерживающими установку за ручки 12, она подкатывается и фиксируется на минимально возможном расстоянии от очага пожара посредством противооткатных упоров 13, забивных штырей или стояночного тормоза. К подводящему патрубку 3 подключают напорную магистраль системы пожаротушения.

Операторы, находясь за бронещитом 7, расфиксируют и опускают откидной щиток 10 до земли, открывают перекрывной затвор 4 и, управляя лафетным стволом с помощью рукоятки 2, приступают к тушению пожара. После подкатки установки к месту работы дальнейшие действия может вести также и один оператор.

Предложенное техническое решение позволяет повысить эффективность пожаротушения с более близкого расстояния с одновременной защитой личного состава. При этом данная пожарная установка проста в обслуживании и имеет сравнительно низкую стоимость.

1. Передвижная пожарная установка на колесном ходу, содержащая лафетный ствол, снабженный подводящим коллектором, перекрывным затвором и приемным патрубком с соединительными головками, отличающаяся тем, что содержит броневой щит, установленный на раме с колесами, выполненный в виде оградительного листа с отверстием для рукоятки управления лафетным стволом и смотровыми щелями.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что боковины оградительного листа отогнуты назад для защиты операторов сбоку.

3. Установка по п.1, отличающаяся тем, что в нижней части оградительного листа шарнирно установлен откидной лист для защиты ног оператора.

4. Установка по п.1, отличающаяся тем, что рама с колесами выполнена Y-образной формы и заканчивается дышлом с кольцом для соединения с тягово-сцепным устройством транспортного средства.

5. Установка по п.1, отличающаяся тем, что имеет противооткатные средства в виде подкладных упоров, забивных штырей.

6. Установка по п.1, отличающаяся тем, что имеет стояночные тормоза в колесах.

7. Установка по п.1, отличающаяся тем, что для перемещения пожарной установки вручную с двух сторон дышла прикреплены ручки.



 

Наверх