Клапан запорный

 

Клапан запорный относится к трубопроводной запорной арматуре и может быть использован на технологических линиях, например, тепловых электрических станций.

Повышение надежности работы клапана при повышении ремонтопригодности достигается благодаря тому, что в корпусе 1 дополнительно установлен фиксатор 10 стакана 9 сменного седла 6, а в полости бугеля 12 дополнительно установлены температурный компенсатор 17 в виде пружинных шайб и опорный подшипник 16.

(1 п. ф-лы, 1 илл.)

Полезная модель относится к трубопроводной запорной арматуре и может быть использована на технологических линиях, например, тепловых электрических станций.

Известны запорные клапаны, содержащие корпус с направленным седлом и сальниковой камерой, пакет сальниковых колец с шайбой, грундбуксу, нажимную планку, бугель, шпиндель с рукояткой, полумуфту и шток (см., например, «Клапан запорный», ТУ 108-ЭД1-984080 1998 г.).

К недостаткам известных клапанов следует отнести невысокую надежность пары «шток-седло». что при низкой технологичности изготовления определяет низкую ремонтопригодность.

Наиболее близким к предложенному техническому решению по технической сущности и достигаемому эффекту является клапан запорный, содержащий корпус с впускным и выпускным каналами, сообщающимися с центральным осевым отверстием, в котором через стакан размещено сменное седло, верхняя часть корпуса посредством резьбового соединения связана с бугелем, в полости которого установлена резьбовая втулка, связанная со шпинделем и штоком, контактирующим с пакетом сальниковых колец, поджимаемых грундбуксой (см., например, патент РФ 2241166 по кл. F16К 1/02 за 2003 год).

К недостаткам описанного клапана следует отнести потерю герметичности пары «шток-седло» при работе клапана в системах с параметрами рабочей среды, отличными от нормальных, обусловленную неравномерной температурной деформацией элементов клапана, и возможность перекоса сменного седла в корпусе при его замене во время ремонта.

Задачей полезной модели является устранение указанных недостатков и повышение надежности работы клапана в системах с высокой температурой рабочей среды и улучшение ремонтопригодности на месте эксплуатации клапана.

Поставленная задача решается благодаря тому, что в известном клапане запорном, содержащем корпус с впускным и выпускным каналами, сообщающимися с центральным осевым отверстием, в котором через стакан размещено сменное седло, верхняя часть корпуса посредством резьбового соединения связана с бугелем, в полости которого установлена резьбовая втулка, связанная со шпинделем и штоком, контактирующим с пакетом сальниковых колец, поджимаемых грундбуксой, по предложенной полезной модели в корпусе дополнительно установлен фиксатор стакана сменного седла, а в полости бугеля дополнительно размещены температурный компенсатор в виде пружинных шайб и опорный подшипник.

Указанное выполнение клапана запорного позволяет при смене седла устанавливать его в строго фиксированном положении с помощью фиксатора, что позволяет повысить ремонтопригодность клапана на месте его эксплуатации, а наличие компенсатора в полости бугеля повышает надежность клапана за счет повышения герметичности пары «шток-седло» в процессе эксплуатации. Кроме того, наличие опорного подшипника снижает приводное усилие, воздействующее на резьбовую втулку в процессе открытия и закрытия клапана.

На чертеже схематично представлен предлагаемый запорный клапан.

Клапан содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 каналами, сообщающимися с центральным осевым отверстием 4. В отверстие 4 установлено через герметизирующие прокладки 5 сменное седло 6, выполненное из более мягкого материала, чем шток 7, связанный со шпинделем 8. Седло 6 поджимается стаканом 9, который стопорится фиксатором 10. Шпиндель 8 связан с резьбовой втулкой 11, размещенной в полости бугеля 12 и связанной с маховиком 13. В полости бугеля 12 размещена грундбукса 14, поджимающая пакет 15 сальниковых колец. Резьбовая втулка 11 связана с опорным подшипником 16 и компенсатором 17, выполненным в виде набора пружинных шайб, поджимаемых крышкой 18 бугеля 12.

В процессе эксплуатации клапан запорный используется следующим образом.

Вращением маховика 13 усилие передается на шпиндель 8 и шток 7, совершающий поступательное движение и взаимодействующий с седлом 6, открывая или запирая проточную часть клапана, связывающую впускной 2 и выпускной 3 каналы.

При смене седла 6 освобождается фиксатор 10, отворачивается стакан 9, извлекается изношенное седло 6, вставляется новое седло 6 и поджимается стаканом 9, положение которого регулируется фиксатором 10.

Клапан запорный, содержащий корпус с впускным и выпускным каналами, сообщающимися с центральным осевым отверстием, в котором через стакан размещено сменное седло, верхняя часть корпуса посредством резьбового соединения связана с бугелем, в полости которого установлена резьбовая втулка, связанная со шпинделем и штоком, контактирующим с пакетом сальниковых колец, поджимаемых грундбуксой, отличающийся тем, что в корпусе дополнительно установлен фиксатор стакана сменного седла, а в полости бугеля дополнительно размещены температурный компенсатор в виде пружинных шайб и опорный подшипник.



 

Наверх