Самокат

 

Двухколесный самокат с соосным расположением колес по обе стороны платформы, несущей водителя. Самокат имеет автономные приводы для вращения колес и привод для горизонтального прямолинейного перемещения платформы относительно и поперек общей оси колес.

Предлагаемая полезная модель относится к безрельсовым двухколесным мобильным самоходным транспортным средствам. Общеизвестны двухколесные мобильные транспортные средства индивидуального пользования, такие как мопеды, мотороллеры, мотоциклы и т.д., колеса которых расположены последовательно по осевой линии экипажа (в связи с широкой известностью библиография не указывается).

Благодаря своим малым габаритам и высокой маневренности их использование в качестве городского транспортного средства имеет неоценимые преимущества перед общеизвестными механизированными городскими средствами передвижения.

Известно мобильное, компактное, маневренное самоходное средство передвижения (экипаж) индивидуального пользования, позволяющее его водителю передвигаться не только по проезжей части, но и по тротуарам, не создавая помех пешеходам, см., например, международный патент WO 00/75001 А1, МПК В62К 11/00, приоритет 04.06.1999,: «PERSONAL MOBILITI VEHICLES AND METHODS» («Индивидуальное транспортное средство и способ передвижения»).

Известный экипаж представляет собой платформу водителя, установленную на двух параллельных (соосных) колесах с автономным электроприводом каждого. Водитель размещается на платформе стоя, держась за две рукоятки, смонтированные на вертикальной стойке и управляя ими подобно двум рукояткам мотоцикла. Как по своей компоновке, так и по сути известного решения наиболее удачным названием для него является «самокат». Очевидно, что не только двигаться, но и просто неподвижно стоять на такой платформе невозможно ввиду ее статической неустойчивости: платформа теряет балансировку, стремясь опрокинуться вместе с водителем в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси вращения колес. Для предупреждения этого опрокидывания платформа экипажа оборудована датчиками, регистрирующими положение платформы относительно горизонта, и соответствующий контроллер, перерабатывающий поступающие от датчиков сигналы, подает их на электроприводы экипажных колес. Например, если платформа с водителем стремится опрокинуться вокруг колесных осей по часовой стрелке, то колеса получают импульс вращения также по часовой стрелке, силой инерции удерживая водителя в вертикальном положении, и наоборот. Направление движения экипажа меняется изменением скорости и/или направления вращения колес.

По мнению заявителя целесообразность балансировки платформы подкруткой ее колес вызывает сомнения, поскольку эта подкрутка влияет не только на положение водителя по вертикали, но одновременно меняет и положение самого экипажа на дороге.

Перед заявленной полезной моделью была поставлена задача повысить качество и надежность балансировки платформы с водителем.

Поставленная задача решается тем, что предложен двухколесный самокат с автономным электроприводом каждого из соосных между собой колес, несущих платформу с водителем, воздействующим на органы управления, смонтированные на рукоятках вертикальной стойки платформы, снабженной датчиками определения ее положения относительно горизонтали, подключенными к электроприводам через систему стабилизации.

Новым в предложенном устройстве является то, что оно содержит дополнительный привод, задающий горизонтальное перемещение платформы относительно и поперек общей оси колес.

Технический результат предложенного устройства заключается в повышении надежности и качества управления самокатом за счет разделения двух различных функций: а) управление движением экипажа и б) стабилизация положения платформы по горизонтали.

На чертеже схематически дано наглядное изображение заявленного устройства.

Самокат содержит горизонтально ориентированную платформу 1, смонтированную на двух параллельных соосных соответственно по обе стороны платформы 1 колесах 2, между которыми на платформе вертикально размещается водитель 3. Водитель удерживается за рукоятки 4 вертикальной стойки 5 платформы, посредством которых управляет самокатом. В картере 6 самоката размещены источник энергоснабжения (при современном уровне техники предпочтителен аккумулятор), электроприводы вращения колес и привод прямолинейного перемещения платформы, датчики определения положения платформы относительно горизонтали и электронная система стабилизации положения платформы по горизонтали. Конструкция перечисленных элементов в настоящей заявке не описывается ввиду их общеизвестности.

Устройство работает следующим образом. При потере платформой 1 горизонтального положения, грозящего водителю 3 опрокидыванием, датчики определения ее положения выявляют направление возможного опрокидывания и выдают соответствующий электрический сигнал на систему стабилизации положения платформы, который преобразуется в соответствующий силовой сигнал, поступающий на привод горизонтального перемещения платформы вперед по ходу путевого движения самоката или назад (по стрелке), вследствие чего масса водителя, находящегося на платформе, парирует возможное опрокидывание.

Двухколесный самокат с автономным электроприводом каждого из соосных между собой колес, несущих платформу с водителем, воздействующим на органы управления, смонтированные на рукоятках вертикальной стойки платформы, снабженной датчиками определения ее горизонтального положения, подключенными к электроприводам через систему стабилизации, отличающийся тем, что он содержит дополнительный привод, воздействующий на горизонтальное перемещение платформы относительно и поперек общей оси колес.



 

Наверх