Статор электрической машины

 

Полезная модель относится к области электромашиностроения, в частности, к конструкции статоры электрической машины, на пример турбогенератора. Статор электрической машины состоит из цилиндрического корпуса и сердечника, размещенного внутри корпуса и связанного с ним соединительными элементами. Соединительные элементы выполнены в виде радиальных стержней, на пример трубок, и скреплены с корпусом и сердечником при помощи сварки. Корпус выполнен в виде тонкостенной трубы, с толщиной стенки в пределах 0,008-0,012 диаметра. Технический результат, заключается в снижении вибрации, передаваемой на фундамент и вызванной радиальными магнитными силами, а также в упрощении конструкции статора и уменьшении его металлоемкости. 1 н.п. ф-лы, 2 ил.

Область техники, к которой относится полезная модель.

Полезная модель относится к области электромашиностроения, в частности, к конструкции статоры электрической машины, на пример турбогенератора.

Уровень техники.

Известен статор электрической машины, состоящий из сердечника жестко закрепленного в корпусе, который имеет размещенные на его торцах опоры с упругими элементами, предназначенными для снижения вибрации, передаваемой на фундамент (см. авторское свидетельство SU 1464251 от 07.03.89, МКИ4 Н02К 5/24). Недостатком такой конструкции является то, что упругие элементы, размещенные в опорах, воспринимают массу всей электрической машины, поэтому необходима повышенная несущая способность упругих элементов, а, следовательно, и повышенная металлоемкость конструкции.

Наиболее близким к заявленной конструкции, является статор электрической машины, состоящий из цилиндрического корпуса и сердечника, размещенного внутри корпуса и связанного с ним соединительными элементами.. При этом для снижения вибрации, передаваемой на фундамент, соединительные элементы выполнены с прорезями, благодаря которым они приобретают тангенциальную податливость и выполняют функцию упругих элементов (см. авторское свидетельство СССР 637918, опубл. 15.12.78 г, МКИ2 Н02К 5/24). Недостатком такой конструкции является ее высокая металлоемкость, вызванная тем, что соединительные элементы выполнены в виде массивных ребер, а для эффективного снижения вибрации необходимо усложнение конструкции статора.

Раскрытие полезной модели.

Технический результат, достигаемый заявляемой полезной моделью, заключается в снижении вибрации, передаваемой на фундамент и вызванной радиальными магнитными силами, при одновременном в упрощении конструкции статора и уменьшении его металлоемкости.

Указанный технический результат достигается тем, что у статора электрической машины, состоящего из цилиндрического корпуса и сердечника, размещенного внутри корпуса и связанного с ним соединительными элементами, соединительные элементы выполнены в виде радиальных стержней, а корпус выполнен в виде тонкостенной трубы, с толщиной стенки в пределах 0,008-0,012 диаметра.

В частном случае выполнения полезной модели в качестве соединительных элементов в виде радиальных стержней используются трубки, при этом соединительные элементы скреплены с корпусом и сердечником при помощи сварки.

Осуществление полезной модели.

Фиг.1 - продольный разрез электрической машины;

Фиг.2 - крепление соединительных элементов к корпусу и сердечнику.

Статор электрической машины (Фиг.1) состоит из цилиндрического корпуса 1 и сердечника 2, размещенного внутри корпуса и связанного с ним соединительными элементами 3. Корпус 1 закрыт торцевыми крышками 4 с опорными лапами 5, которые опирается на фундамент 6.

Соединительные элементы (Фиг.2) выполнены в виде трубок 7 и скреплены с корпусом 1 и сердечником 2 при помощи сварки 8.

При работе электрической машины в зазоре между ротором (не показан) и сердечником 1 возникают радиальные магнитные силы, которые вызывают его вибрацию. Вибрация сердечника, через соединительные элементы 3 передаются на корпус 1, однако благодаря тому, что корпус выполнен в виде тонкостенной трубы, с толщиной стенки в пределах 0,008-0,012 диаметра, в месте крепления соединительного элемента 3 к корпусу происходит местная деформация корпуса. Таким образом, соединительные элементы 3 в виде радиальных стержней, в сочетании с тонкостенным корпусом 1, выполняют роль упругих элементов, значительно снижающих вибрацию, передаваемую на фундамент.

Расчет математической модели статора показал, что при толщине стенки корпуса меньше 0,008 его диаметра, невозможно обеспечить необходимую жесткость корпуса на изгиб и кручение, а при толщине стенки корпуса больше 0,012 его диаметра, резко снижается демпфирующие способности конструкции статора.

1. Статор электрической машины, состоящий из цилиндрического корпуса и сердечника, размещенного внутри корпуса и связанного с ним соединительными элементами, отличающийся тем, что соединительные элементы выполнены в виде радиальных стержней, а корпус выполнен в виде тонкостенной трубы, с толщиной стенки в пределах 0,008-0,012 диаметра.

2. Статор по п.1, отличающийся тем, что в качестве соединительных элементов в виде радиальных стержней используются трубки.

3. Статор по п.2, отличающийся тем, что соединительные элементы скреплены с корпусом и сердечником при помощи сварки.



 

Наверх