Тренажер летчиков морской авиации

 

Полезная модель относится к области авиационного тренажеростроения и может быть использована для обучения летчиков морской авиации технике пилотирования вертолетом при визуальном способе захода на посадку и посадке на корабельную взлетно-посадочную площадку днем в простых метеоусловиях за счет создания условий посадки, максимально приближенных к штатным.

Задачей полезной модели является создание устройства, устанавливаемого на прицепе, с помощью которого обеспечивалась бы имитация бортовой качки взлетно-посадочной площадки корабля.

Техническим результатом предлагаемого решения является повышение эксплуатационных характеристик тренажера.

Технический результат достигается тем, что в тренажер летчиков морской авиации, содержащий винтокрылый летательный аппарат, транспортное средство, прицеп, на котором размещена посадочная платформа для винтокрылого летательного аппарата, дорогу, по которой может перемещаться транспортное средство с прицепом, высота которой в профиле изменяется в диапазоне ±6 м и с углами спуска и подъема равными примерно 4°-6° градусов, между прицепом и посадочной платформой размещается электромеханическая, гидравлическая или пневматическая система, с помощью которой обеспечиваются повороты платформы вокруг продольной оси в диапазоне углов примерно ±5° с периодом качки в диапазоне 512 сек.

Технико-экономический эффект полезной модели позволяет существенно снизить затраты на эксплуатацию дороги особенно в зимний период.

Полезная модель относится к области авиационного тренажеростроения и может быть использовано для обучения летчиков морской авиации технике пилотирования вертолетом при визуальном способе захода на посадку и посадке на корабельную взлетно-посадочную площадку днем в простых метеоусловиях за счет создания условий посадки, максимально приближенных к штатным.

Известно транспортное средство с вертолетной площадкой (см., патент RU 72665, МПК В60Р 09/00, публикация от 27.04.2008), содержащее прицеп-модуль транспортный, установленный на раме шасси, причем прицеп выполнен в виде двухосного "Фургона" типа МА3-837810-012, при этом в передней части прицепа вплотную к высокому переднему и откидному левому бортам стационарно установлен модуль рабочего места оператора, основа конструкции которого - герметичный металлический контейнер, выполняемый из стального профилированного листа толщиной 1,5 мм, в модуле рабочего места оператора установлены УКВ радиостанция, устройство отображения метеорологической обстановки, пульт управления светотехническим оборудованием, а для подключения УКВ антенны и внешнего метеорологического оборудования предусмотрен кабельный ввод в стене контейнера, на крыше модуля рабочего места оператора установлены посадочные места для прожектора и приводного маяка, а между модулем рабочего места оператора и правым бортом прицепа размещены два дизель-генератора, установленные друг за другом вдоль борта и подключенные кабелем к щитку электропитания, в походном положении и при работе они закреплены на прицепе съемными хомутами, причем вертолетная площадка в разобранном виде размещена в задней части платформы прицепа в непосредственной близости от задних дверей с запорами контейнерного типа, при этом элементы вертолетной площадки симметрично располагаются по ширине прицепа и скомпонованы в секции по видам элементов конструкции, а в промежутках между секциями и вдоль бортов прицепа установлены вертикальные разборные стойки, ограничивающие боковое перемещение элементов платформы при транспортировке.

В предлагаемом техническом решении не обеспечивается имитация бортовой, килевой качки и вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки.

Известен тренажер для посадки винтокрылого летательного аппарата на подвижную автомобильную открытую платформу, изображенный на фиг.1, 2 (см., Г.И.Кузнецов, 1999, ОКБ Н.И.Камова 50 лет 1948-1998, Москва, Центр авиации и космонавтики, стр.31-34; 155-159), который содержит тягач, колесный прицеп с установленной на нем посадочной платформой, на которую осуществляется посадка винтокрылого летательного аппарата, как при остановке движения тягача - имитация посадки на "стопе" корабля, так и при движении по автодороге - имитация посадки винтокрылого летательного аппарата днем на подвижную платформу при отсутствии качки по автодороге.

Таким образом, на тренажере возможна имитация хода корабля по спокойной воде и обучение летчика визуальной посадке на взлетно-посадочную площадку на "стопе" корабля и на ходу, при хороших метеоусловиях днем.

К недостаткам этого тренажера следует отнести отсутствие вертикального перемещения и качки взлетно-посадочной площадки.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является тренажер летчиков морской авиации (см., заявка RU 2009.127487 МПК B64F 01/18, G09B 09/08, приоритет от 17.07.2009), содержащий вертолет, транспортное средство, прицеп, на котором размещена посадочная платформа для винтокрылого летательного аппарата, автомобильную дорогу, по которой может перемещаться транспортное средство с прицепом, автомобильная дорога в вертикальной плоскости выполнена в виде волны с заданными высотой и заданными углами спуска и подъема и в дорогу встроены две колеи, каждая из которых в профиле имеет вид волны, которые смещены по фазе в продольном направлении друг относительно друга на величину, достаточной для имитации бортовой качки взлетно-посадочной площадки корабля.

Высота дороги в профиле изменяется в пределах ±6 м (имитация вертикального перемещения взлетно-посадочной площадки) и дорога имеет углы спуска и подъема примерно 4°-6° градусов (имитация качки по дифференту).

Амплитуда волны каждой колеи должна быть достаточной для имитации бортовой качки в диапазоне ±15° с периодом, например, 512 сек.

Недостатком известного тренажера является то, что эксплуатация такой дороги в зимнее время будет вызывать большие трудности из-за сложности уборки, например, снега из встроенных в дорогу колей, каждая из которых в профиле имеет вид волны и которые по фазе смещены друг относительно друга на половину периода волны.

Задачей полезной модели является устранение указанного недостатка путем установки на прицепе качающейся вокруг продольной оси вращения посадочной платформы.

Техническим результатом предлагаемого решения является повышение эксплуатационных характеристик тренажера.

Технический результат достигается тем, что в тренажер летчиков морской авиации, содержащий винтокрылый летательный аппарат, транспортное средство, прицеп, на котором размещена посадочная платформа для винтокрылого летательного аппарата, дорогу, по которой может перемещаться транспортное средство с прицепом, высота которой в профиле изменяется в диапазоне ±6 м и с углами спуска и подъема равными примерно 4°-6° градусов, между прицепом и посадочной платформой устанавливается система, с помощью которой обеспечивается качка платформы вокруг ее продольной оси в диапазоне углов ±15° с периодом 512 сек.

Технико-экономический эффект полезной модели позволяет существенно снизить затраты на эксплуатацию дороги особенно в зимний период и повысить технические характеристики тренажера за счет введения системы обеспечения качки платформы.

Сравнение предлагаемого решения с известными техническими решениями показывает, что оно обладает новой совокупностью существенных признаков, которые совместно с известными позволяют успешно реализовать поставленную цель.

Сущность изобретения поясняется чертежами:

На фиг.1 показан прототип тренажера.

На фиг.2 показана система обеспечения качки посадочной платформы, которая размещена между прицепом и платформой.

На фиг.3-5 показаны положения платформы в исходном положении (фиг.3), при повороте против часовой стрелки на заданный угол (фиг.4) и при повороте по часовой стрелке на заданный угол (фиг.5).

Состав тренажера для подготовки летчиков морской авиации:

1. Транспортное средство - тягач;

2. Колесный прицеп;

3. Посадочная платформа;

4. Вертолет;

5. Автомобильная дорога;

6. Система обеспечения качки посадочной платформы

Работа тренажера осуществляется следующим образом.

Тренажер содержит автомобильный тягач 1, колесный прицеп 2, присоединяемый к тягачу 1, посадочную платформу 3, винтокрылый летательный аппарат 4, автомобильную дорогу 5 для движения тягача 1 с прицепом 2, систему обеспечения боковой качки 6 платформы 3., Автомобильная дорога 5 выполнена в виде волны.

Форма волны дороги выбирается такой, чтобы на этапах спуска с гребня волны или подъема с впадины волны обеспечивалась имитация килевой качки (угловое перемещение корабля по дифференту) в заданных пределах, например ±4°, а высота волны обеспечивала имитацию вертикального перемещения корабля, например ±6 м, т.е. высоты, при которой допустима посадка винтокрылого летательного аппарата 4 на качающуюся посадочную платформу 3.

Система обеспечения качки 6 платформы 3 может быть электромеханической, гидравлической, пневматической. Она должна обеспечивать поворот платформы по часовой стрелке или против на заданные углы в диапазоне, например, ±15° с периодом качки, например, 7-12 сек.

Технико-экономический эффект полезной модели позволяет существенно снизить затраты на эксплуатацию дороги особенно в зимний период и за счет управляемых углов качки и периода повысить его технические характеристики.

Тренажер летчиков морской авиации, содержащий винтокрылый летательный аппарат, транспортное средство, прицеп, на котором размещена посадочная платформа для винтокрылого летательного аппарата, дорогу, высота которой в профиле изменяется в диапазоне ±6 м с углами спуска и подъема, равными примерно 4-6°, и по которой может перемещаться транспортное средство с прицепом, отличающийся тем, что между прицепом и посадочной платформой установлена электромеханическая, или гидравлическая, или пневматическая система боковой качки платформы вокруг продольного вала системы на угол в диапазоне примерно ±15º и с периодом в диапазоне 5-12 с.



 

Наверх