Система для подготовки и передачи информации

 

Система для подготовки и передачи информации относится к системам оповещения линейных бригад, находящихся на пути движения транспортных средств, и может быть использована при выполнении ремонтных работ на линиях железнодорожного транспорта. Технический результат заключается в повышении эффективности и безопасности проводимых ремонтных работ за счет своевременного получения информации о приближении локомотивов, поездов и мотор-вагонного подвижного состава к месту производства ремонтных работ. В системе оповещения линейных бригад техническое оборудование линейной бригады дополнительно включает связанный каналом радиосвязи со средствами позиционирования спутниковой сети приемник сигналов позиционирования, выходом соединенный с одним из входов автоматического переключателя каналов, другой вход которого соединен с выходом приемо-передающего блока радиостанции линейной бригады, а выход - с входом анализатора сигналов, выходами подключенный к входам панели индикации линейной бригады и звукового сигнализатора. Мотор-вагонный подвижной состав снабжен радиостанцией и связанным каналом радиосвязи со средствами позиционирования спутниковой сети приемником сигналов позиционирования, выход которого подключен через последовательно соединенные усилитель мощности и преобразователь сигналов к приемопередающему блоку радиостанции мотор-вагонного подвижного состава, связанного посредством канала радиосвязи с приемо-передающим блоком радиостанции линейной бригады. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к системам для подготовки и передачи информации, предназначенной для оповещения линейных бригад, находящихся на пути продвижения транспортных средств и может быть использована при организации ремонтных работ на железнодорожных путях.

Известна автоматизированная система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, состоящая из блока обеспечения эксплуатации, связанного с блоком оперативно-диспетчерской радиосвязи отличающаяся тем, что система дополнительно содержит информационно-навигационный блок, блок поддержки принятия решений и блок автоматизированного оповещения, связанные с блоком оперативно-диспетчерской радиосвязи, причем все вышеперечисленные блоки выполнены с возможностью приема и передачи информации с использованием цифрового стандарта профессиональной, подвижной радиосвязи TETRA (RU43675, 27.01.2005).

Недостаток известной системы заключается в невозможности заблаговременного оповещения линейных бригад о приближающемся транспортном средстве.

Наиболее близким аналогом является система для подготовки и передачи информации, предназначенной для оповещения ремонтных бригад на основе контроля дислокации ремонтной техники с использованием средств спутниковой навигации и связи (см. Сазонов Н.В., Иванов М.Т. Бройде В.М, Клепач А.П., ж. Железнодорожный транспорт, 10, 2008). Известная система включает систему оповещения, в том числе и линейных бригад, содержащую спутниковую сеть со средствами позиционирования ГЛОНАСС/GHS, средства подвижной цифровой связи, а так же размещенные на локомотивах и специальных подвижных средствах приемники сигналов позиционирования и комплексные локомотивные устройства безопасности КЛУБ-У или КЛУБ-УП. Известная система оповещения линейных бригад автоматически отслеживает параметры движения используемой на путях техники, что позволяет оперативно анализировать возникающие нештатные ситуации и принимать решения по их преодолению. Однако известная система требует больших экономических затрат.

Задачей полезной модели является создание системы для подготовки и передачи информации, предназначенной для оповещения линейных бригад, обеспечивающей эффективность и безопасность проводимых ремонтных работ с наименьшими экономическими затратами.

Технический результат заключается в повышении эффективности и безопасности проводимых ремонтных работ за счет своевременного оповещения линейных бригад о приближении локомотивов, поездов и мотор-вагонного подвижного состава к месту производства ремонтных работ.

Это достигается тем, что в системе для подготовки и передачи информации, содержащей спутниковую сеть со средствами позиционирования, связанными посредством радиоканала с приемниками сигналов позиционирования, установленными на локомотивах, причем на каждом локомотиве выход приемника сигналов позиционирования подключен к бортовому компьютеру, выполненному с возможностью адаптации навигационных координат локомотива к железнодорожным координатам и соединенного соответствующими выходами с панелью индикации машиниста и приемо-передающим блоком размещенной на локомотиве радиостанции, подключенным посредством канала радиосвязи с приемо-передающим блоком радиостанции линейной бригады, техническое оборудование линейной бригады включает связанный каналом радиосвязи со средствами позиционирования спутниковой сети приемник сигналов позиционирования, выходом соединенный с одним из входов автоматического переключателя каналов, другие входы которого соединены с выходами приемо-передающего блока радиостанции линейной бригады, а выход - с входом анализатора сигналов, выходами подключенного к входам панели индикации линейной бригады и звукового сигнализатора, мотор-вагонный подвижной состав снабжен радиостанцией, приемником сигналов позиционирования, связанным посредством канала радиосвязи со средствами позиционирования спутниковой сети и подключенным выходом через последовательно соединенные усилитель мощности и преобразователь сигналов к приемо-передающему блоку радиостанции мотор-вагонного подвижного состава, соединенного каналом радиосвязи с приемо-передающим блоком радиостанции линейной бригады.

Техническое оборудование линейной бригады может дополнительно включать блок ввода сигнала аварийной ситуации, подключенный к входу приемно-передающего блока радиостанции линейной бригады.

На фиг.1 представлен один из вариантов предлагаемой системы для подготовки и передачи информации.

Система для подготовки и передачи информации содержит спутниковую сеть со средствами 1 позиционирования, установленные на локомотиве 2, приемник 3 сигналов позиционирования, подключенный к бортовому компьютеру 4, выполненному с возможностью адаптации навигационных координат локомотива к железнодорожным координатам, выход которого соединен с входом панели 5 индикации машиниста, и приемо-передающий блок радиостанции 6. Мотор-вагонный подвижной состав 7 снабжен радиостанцией 8, вход приемо-передающего блока которого через последовательно соединенные преобразователь 9 сигналов и усилитель 10 мощности подключен к выходу приемника 11 сигналов позиционирования.

Техническое оборудование 12 линейной бригады дополнительно включает приемник 13 сигналов позиционирования, соединенный выходом через автоматический переключатель 14 каналов с анализатором 15 сигналов, соответствующие выходы которого подключены к входам панели 16 индикации линейной бригады и звуковому сигнализатору 17.

Приемо-передающий блок радиостанции 18 линейной бригады имеет два канала 19 и 20 приема-передачи сигналов, один из которых настроен на частоту приема сигналов с выхода приемо-передающего блока радиостанции 6 локомотива 2, а другой - на частоту приема сигналов приемо-передающего блока радиостанции 8 мотор-вагонного подвижного состава 7. Выходы радиостанции 18 соединены с соответствующими входами автоматического переключателя 14.

Средства позиционирования 1 спутниковой сети связаны радиоканалами 21, 22, 23 соответственно с приемниками сигналов позиционирования 3, 11 и 12

Кроме того, средства 12 линейной бригады дополнительно включают блок 24 ввода сигнала аварийной ситуации, подключенный к входу приемно-передающего блока радиостанции 18.

Система для подготовки и передачи информации работает следующим образом.

Средства 1 позиционирования, расположенные на искусственном спутнике Земли, определяют навигационные координаты локомотива 2 и по каналу 21 передают сигналы о его местоположении в приемник 3 сигналов позиционирования комплексного локомотивного устройства безопасности. Информация о навигационных координатах обрабатывается в бортовом компьютере 4. Бортовой компьютер 4 адаптирует навигационные координаты локомотива к железнодорожным координатам, определяет местоположение локомотива 2. Информацию о местоположении локомотива 2 в железнодорожных координатах отображают на панели 5 индикации машиниста и передают в приемо-передающий блок радиостанции 6, которая по каналу радиосвязи 19 передает ее в приемо-передающий блок мобильной радиостанции 18 линейной бригады. Одновременно средства 1 позиционирования искусственного спутника Земли передают по каналу радиосвязи 22 информацию о местоположении линейной бригады.

Кроме того, средства 1 позиционирования определяют местонахождения мотор-вагонного подвижного состава 7 и по каналу 23 передают его навигационные координаты в приемник 11 сигналов позиционирования. С помощью усилителя 10 и преобразователя 9 сигнал с выхода приемника 11 усиливают и преобразуют для последующей его передачи в приемо-передающий блок 8 радиостанции. Приемо-передающий блок радиостанции 8 по каналу радиосвязи 20 передает навигационные координаты местоположения мотор-вагонного подвижного состава 7 на вход приемо-передающего блока радиостанции 18.

Автоматический переключатель 14 каналов с заданной периодичностью подключает выходы приемника 13 и радиостанции 18 на входы анализатора 15 сигналов.

Анализатор 15 сигналов выполнен в виде процессора, программное обеспечение которого позволяет осуществлять следующие действия:

- навигационные сигналы местоположения линейной бригады преобразует в железнодорожные координаты;

- сравнивает железнодорожные координаты местоположения линейной бригады и локомотива;

- по результатам сравнения определяет расстояние пути между ними;

- по изменениям координат локомотива определяет скорость движения локомотива;

- путем сравнения навигационных сигналов местоположения линейной бригады и мотор-вагонного подвижного состава определяет кратчайшее расстояние между ними.

Информация с выхода анализатора 15 поступает и отображается на панели 16 индикации. При достижении опасного для осуществления ремонтных работ расстояния сближения линейной бригады с локомотивом 2 или мотор-вагонным подвижным составом 7 анализатор 15 формирует сигнал тревоги, который включает звуковой 17 сигнализатор, извещающий о необходимости прекращения работ и освобождении пути.

При движении мотор-вагонного подвижного состава 7 или локомотива, не оборудованного комплексным локомотивным устройством безопасности, анализатор 15 на основе представляемых навигационных данных движения транспортного средства определяет также его скорость движения, разницу расстояний между ним и линейной бригадой. Поскольку анализатор 15 определяет кратчайшее расстояние между указанными транспортными средствами и линейной бригадой, а не расстояние железнодорожного пути между ними, то это дает запас по времени и позволяет заранее освободить путь для прохождения этого транспортного средства. Это имеет существенное значение для безопасности проводимых линейной бригадой работ, особенно на кривых участках пути или в случае необходимости работ на пути при плохой видимости.

Кроме того, в случае чрезвычайных ситуаций на месте производства работ, например, при повреждении контактной сети работник линейной бригады с помощью устройства ввода сигнала аварийной ситуации 24 напрямую через каналы 19 и 20 радиосвязи сообщает машинистам локомотива 2 и мотор-вагонного подвижного состава 7 информацию о состоянии линейного пути, что повышает безопасность проводимых на линии работ.

1. Система для подготовки и передачи информации, содержащая спутниковую сеть со средствами позиционирования, связанными посредством радиоканала с приемниками сигналов позиционирования, установленными на локомотивах, причем на каждом локомотиве выход приемника сигналов позиционирования подключен к бортовому компьютеру, выполненному с возможностью адаптации навигационных координат локомотива к железнодорожным координатам и соединенного соответствующими выходами с панелью индикации машиниста и приемопередающим блоком размещенной на локомотиве радиостанции, подключенным посредством канала радиосвязи с приемопередающим блоком радиостанции линейной бригады, техническое оборудование линейной бригады дополнительно включает связанный каналом радиосвязи со средствами позиционирования спутниковой сети приемник сигналов позиционирования, выходом соединенный с одним из входов автоматического переключателя каналов, другие входы которого соединены с выходами приемопередающего блока радиостанции линейной бригады, а выход - с входом анализатора сигналов, выходами подключенного к входам панели индикации линейной бригады и звукового сигнализатора, мотор-вагонный подвижной состав снабжен радиостанцией, приемником сигналов позиционирования, связанным посредством канала радиосвязи со средствами позиционирования спутниковой сети и подключенный выходом через последовательно соединенные усилитель мощности и преобразователь сигналов к приемопередающему блоку радиостанции мотор-вагонного подвижного средства, соединенного каналом радиосвязи с приемопередающим блоком радиостанции линейной бригады.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что техническое оборудование линейной бригады дополнительно включает блок ввода сигнала аварийной ситуации, подключенный к входу приемно-передающего блока радиостанции линейной бригады.



 

Наверх