Система крепления трактовой полки для рабочего колеса вентилятора или компрессора

 

Техническое решение относится к авиационному двигателестроению, конкретно к вентиляторам или компрессорам двигателей летательных аппаратов.

Для крепления отдельной металлической трактовой полки к диску болт (3), имеющий головку (4) и стержень (5) с резьбой, который вместе с охватывающей головку болта контровочной втулкой (6), выполненной из пластичного металлического материала, вставлен в сквозное отверстие увеличенного диаметра под головку болта и сквозное отверстие уменьшенного диаметра под стержень болта и ввернут в выполненное в диске (2) резьбовое отверстие. Внутри головки болта сделан внутренний многогранник (10) под заворачивающий болт ключ. Контровка болта осуществлена деформацией контровочной втулки в прорезанные на наружной поверхности головки болта наклонные пазы (12) и во фрезеровки (13), сделанные в отверстии (7) увеличенного диаметра трактовой полки.

Технической задачей является создание системы для рабочего колеса вентилятора или компрессора летательного аппарата, обладающей высокой технологичностью крепления к диску металлической трактовой полки, выполненной отдельно от лопатки.

Техническое решение относится к авиационному двигателестроению, конкретно к вентиляторам или компрессорам двигателей летательных аппаратов.

Известен узел крепления лопатки рабочего колеса осевого вентилятора, содержащий втулку, размещенный в ней хвостовик лопатки, кольцевые канавки, выполненные в них с образованием полости, стопорное кольцо, установленное в полости, кольцевая канавка, выполненная во втулке и контактирующая с ней поверхность стопорного кольца выполнены рифлеными, стопорное устройство выполнено в виде шарикового пружинного стопора, установленного во втулке и контактирующего с хвостовиком лопатки, а также упорного стакана, установленного в полости хвостовика лопатки, поджатого пружиной к ее дну с возможностью регулирования усилия поджатия, при этом поверхность упорного стакана, контактирующая с поверхностью дна хвостовика лопатки, выполнена рифленой (заявка; 2007111850).

Известен облопаченный ротор газотурбинного двигателя, содержащий стержень заклепки со шлицами на одном конце и обсадной головкой на другом конце и втулку, выполненную из мягкого материала, которая запрессована на шлицах фактически у поверхностей диска и лопатки (патент РФ 2213229).

Известна система диск/лопатка для компрессора двигателя летательного аппарата, содержащая диск и множество лопаток, установленных на этом диске. Каждая лопатка содержит лопасть, платформу (трактовую полку), стойку и корневую часть лопатки, снабженную передней и задней по потоку опорными поверхностями. Платформа (трактовая полка) образует между соседними лопатками участок втулочного обвода и выполнена как одно целое с лопаткой.(заявка РФ 2007117687, опубл. 2008.11.20).

Однако технологически выгодно изготовлять отдельно платформу (трактовую полку) от лопатки, а затем соединять платформу с диском.

Технической задачей является создание системы крепления трактовой полки для рабочего колеса вентилятора или компрессора летательного аппарата, обладающей высокой технологичностью крепления к диску металлической трактовой полки, выполненной отдельно от лопатки.

Технический результат достигается тем, что в системе крепления трактовой полки для рабочего колеса вентилятора или компрессора, содержащего диск и трактовую полку, для крепления отдельной металлической трактовой полки к диску болт, имеющий головку и стержень с резьбой, вместе с охватывающей головку болта контровочной втулкой, выполненной из пластичного металлического материала, вставлен в выполненные в трактовой полке сквозное отверстие увеличенного диаметра под головку болта и сквозное отверстие уменьшенного диаметра под стержень болта, ввернут в выполненное в диске резьбовое отверстие, и законтрован, внутри головки болта сделан внутренний многогранник под заворачивающий болт ключ, а контровка болта осуществлена деформацией контровочной втулки в прорезанные на наружной поверхности головки болта наклонные пазы и во фрезеровки, сделанные в отверстии увеличенного диаметра трактовой полки.

В дальнейшем решение задачи поясняется описанием и чертежами, на которых представлены:

на фиг.1 - система крепления трактовой полки к диску, согласно заявляемому техническому решению, (меридиональное сечение),

на фиг.2 - вид системы по А.

Система крепления металлической трактовой полки 1, выполненной отдельно от лопатки вентилятора или компрессора, к диску 2 рабочего колеса (фиг.1) содержит болт 3, имеющий головку 4 и стержень 5 с резьбой. Болт 3 вместе с охватывающей головку 4 болта 3 контровочной втулкой 6 вставлен в выполненные в трактовой полке 1 сквозное отверстие 7 увеличенного диаметра под головку 4 болта 3 и сквозное отверстие 8 уменьшенного диаметра под стержень 5 болта 3 и ввернут стержнем 5 в выполненное в диске 2 резьбовое отверстие 9.

Для завинчивания болта 3 (фиг.2) внутри головки 4 болта 3 выполнен внутренний многогранник 10 с гранями 11 под заворачивающий болт ключ.

Контровочная втулка 6 выполнена из пластичного металлического материала, в качестве которого может быть использован, например, дюраль.

Контровка болта 3, исключающая его отворачивание, осуществлена деформацией контровочной втулки 6 в прорезанные на наружной поверхности головки 4 болта 3 наклонные пазы 12 и во фрезеровки 13, сделанные в отверстии 7 увеличенного диаметра трактовой полки 1.

При выполнении крепления трактовой полки 1 к диску 2 одевают контровочную втулку 6 на болт 3, вставляют болт 3 и контровочную втулку 6 в сквозные отверстия 7 и 8 в трактовой полке 1 и ключом ввинчивают болт 3 в резьбовое отверстие 9 диска 2. После этого осуществляют контровку болта 3, производя деформацию контровочной втулки 6 в наклонные пазы 12 головки 4 болта 3 и во фрезеровки 13 в отверстии 7 увеличенного диаметра трактовой полки 1.

Система крепления трактовой полки для рабочего колеса вентилятора или компрессора, содержащего диск и трактовую полку, отличающаяся тем, что для крепления отдельной металлической трактовой полки к диску болт, имеющий головку и стержень с резьбой, вместе с охватывающей головку болта контровочной втулкой, выполненной из пластичного металлического материала, вставлен в выполненные в трактовой полке сквозное отверстие увеличенного диаметра под головку болта и сквозное отверстие уменьшенного диаметра под стержень болта, ввернут в выполненное в диске резьбовое отверстие и законтрован, внутри головки болта сделан внутренний многогранник под заворачивающий болт ключ, а контровка болта осуществлена деформацией контровочной втулки в прорезанные на наружной поверхности головки болта наклонные пазы и во фрезеровки, сделанные в отверстии увеличенного диаметра трактовой полки.



 

Наверх