Каркасный элемент набора металлического корпуса водоизмещающего объекта

 

Каркасный элемент набора металлического корпуса водоизмещающего объекта, выполненный в виде балки с высотой профиля переменной по длине, ориентированной согласно другим балкам равного типоразмера и скрепленной с обшивкой, при этом, названная балка выполнена с возможностью подкрепления ортогонально ориентированных каркасных элементов выполненных в виде балок, большего типоразмера, для чего торцы подкрепляющих каркасных элементов уперты в стенки подкрепляемых каркасных элементов и жестко скреплены с ними, кроме того, их свободные кромки снабжены полками, отличается тем, что каркасный элемент сформирован в виде совокупности двух крайних бракет и одной расположенной между ними центральной бракеты, установленных так, что кромки крайних бракет, обращенные к стенкам подкрепляемых каркасных элементов, равны по длине высоте стенки подкрепляемого каркасного элемента на участке примыкания подкрепляющих каркасных элементов, за вычетом монтажного зазора, вторые кромки крайних бракет жестко скреплены с наружной обшивкой, а полки закреплены на третьих кромках, причем торцовые кромки полок крайних бракет жестко скреплены с обращенными к ним кромками полок подкрепляемых каркасных элементов, кроме того, одна кромка центральной бракеты жестко скреплена с наружной обшивкой, ее боковые кромки жестко скреплены с обращенными к ним поверхностями полок крайних бракет, а ее свободная кромка снабжена полкой, торцовые кромки которой жестко скреплены с обращенными к ним поверхностями полок крайних бракет. Кроме того, кромки бракет, снабженные полками, выполнены в виде непрямолинейной, предпочтительно ломаной линии. Использование заявленного технического решения позволит повысить конструктивную прочность водоизмещающих объектов, эксплуатируемых в тяжелых ледовых условиях при снижении материалоемкости и трудозатрат на монтаж и подгонку конструкции, особенно, при модернизации или ремонте. 2 з.п. ф-лы, 2 илл.

Полезная модель относится к судостроению и может быть использована при изготовлении корпусов судов (ледоколов или судов ледового класса) или морских инженерных сооружений, эксплуатируемых в ледовых условиях при высоких внешних нагрузках на корпус.

Известен каркасный элемент набора металлического корпуса водоизмещающего объекта, предназначенный для использования в конструкции корпуса судов полярного класса, включающий параллельно расположенные основные балки, опирающиеся своими торцами на перекрестные рамные балки большей высоты, скрепленные с наружной обшивкой (см. International Association of Classification Societies, Requirements concerning, Polar Class, fig.4 и fig.5, 2007).

Недостаток этого решения - использование монолитных рамных балок переменного по высоте профиля нетехнологично, поскольку при установке они должны подгоняться по месту сразу по всем кромкам, стыкуемым с другими элементами (перекрестными, рамными, основными балками в районе вырезов и обшивкой). При этом выполнение кромок, стыкуемых с перекрестными балками одной с ними высоты, также осложняет монтаж конструкции, особенно при модернизации судна (морского инженерного сооружения) или ремонте.

Известен также каркасный элемент набора металлического корпуса водоизмещающего объекта, выполненный в виде балки с высотой профиля переменной по длине, ориентированной согласно другим балкам равного типоразмера и скрепленной с обшивкой, при этом, названная балка выполнена с возможностью подкрепления ортогонально ориентированных каркасных элементов выполненных в виде балок, большего типоразмера, для чего торцы подкрепляющих каркасных элементов уперты в стенки подкрепляемых каркасных элементов и жестко скреплены с ними, кроме того, их свободные кромки снабжены полками (см. книгу Барабанов Н.В., Турмов Г.П. Конструкция корпуса морских судов: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. - В 2-х т. - Т.2: Местная прочность и проектирование отдельных корпусных конструкций судна. - СПб.: Судостроение, 2002. - стр.274, рис.200, - стр.330, рис.245, - стр.383, рис.293 или книгу Ледоколы / В.И.Каштелян, А.Я.Рывлин, О.В.Фаддеев, В.Я.Ягодкин. - Л.: Судостроение, 1972. стр.191, рис.105).

Недостаток этого решения - низкая технологичность, требующая больших трудозатрат при монтаже (подгонке конструкции по месту), особенно с учетом того обстоятельства, что стенки каркасных элементов в общем случае не перпендикулярны наружной обшивке, кроме того, стыкуемые стенки плоских деталей, образующих каркасные элементы, не должны выходить из плоскости стыковки и должны совпадать с плоскостью аналогичного каркасного элемента (допустимое отклонение - не более 0,5 толщины плоских деталей для исключения «эффекта ножниц»). Кроме того, сложно обеспечить несущую способность конструкции, поскольку устойчивость стенок каркасных элементов на смятие при увеличении их высоты обеспечивается в основном увеличением их толщины (и веса), кроме того, устойчивость стенок каркасных элементов на боковой изгиб также обеспечивается увеличением их толщины (и веса).

Задача, на решение которой направлено заявленное решение выражается в повышении несущей способности конструкции и ее технологичности.

Технический результат - повышение конструктивной прочности корпусов судов или морских инженерных сооружений, эксплуатируемых в ледовых условиях при высоких внешних нагрузках на корпус; снижение материалоемкости набора корпуса; снижение трудозатрат на монтаж и подгонку конструкции, особенно при модернизации или ремонте.

Для решения поставленной задачи каркасный элемент набора металлического корпуса водоизмещающего объекта, выполненный в виде балки с высотой профиля переменной по длине, ориентированной согласно другим балкам равного типоразмера и скрепленной с обшивкой, при этом, названная балка выполнена с возможностью подкрепления ортогонально ориентированных каркасных элементов выполненных в виде балок, большего типоразмера, для чего торцы подкрепляющих каркасных элементов уперты в стенки подкрепляемых каркасных элементов и жестко скреплены с ними, кроме того, их свободные кромки снабжены полками, отличается тем, что каркасный элемент сформирован в виде совокупности двух крайних бракет и одной расположенной между ними центральной бракеты, установленных так, что кромки крайних бракет, обращенные к стенкам подкрепляемых каркасных элементов, равны по длине высоте стенки подкрепляемого каркасного элемента на участке примыкания подкрепляющих каркасных элементов, за вычетом монтажного зазора, вторые кромки крайних бракет жестко скреплены с наружной обшивкой, а полки закреплены на третьих кромках, причем торцовые кромки полок крайних бракет жестко скреплены с обращенными к ним кромками полок подкрепляемых каркасных элементов, кроме того, одна кромка центральной бракеты жестко скреплена с наружной обшивкой, ее боковые кромки жестко скреплены с обращенными к ним поверхностями полок крайних бракет, а ее свободная кромка снабжена полкой, торцовые кромки которой жестко скреплены с обращенными к ним поверхностями полок крайних бракет. Кроме того, кромки бракет, снабженные полками, выполнены в виде непрямолинейной, предпочтительно ломаной линии.

Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками прототипа и аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию "новизна".

Совокупность признаков полезной модели обеспечивают решение заявленной технической задачи, а именно, обеспечивает возможность повышения конструктивной прочности корпусов судов или морских инженерных сооружений, эксплуатируемых в ледовых условиях при высоких внешних нагрузках на корпус; обеспечивает снижение материалоемкости набора корпуса; снижение трудозатрат на монтаж и подгонку конструкции, особенно при модернизации или ремонте.

На фиг.1 схематически показан вид набора металлического корпуса водоизмещающего объекта (вариант с прямолинейными свободными кромками бракет); на фиг.2 схематически показан вид набора металлического корпуса водоизмещающего объекта (вариант со свободными кромками бракет в виде непрямолинейной линии).

На чертежах показаны подкрепляющие 1 и подкрепляемые 2 каркасные элементы, наружная обшивка 3, крайние бракеты 4, центральная бракета 5, первые 6, вторые 7 и третьи 8 кромки крайних бракет 4, стенки 9 подкрепляемых каркасных элементов 2, монтажные зазоры 10, полки 11 третьих кромок 8 крайних бракет 4, торцовые кромки 12 полок 11 крайних бракет 4, кромки 13 полок 14, подкрепляемых каркасных элементов 2, первая 15, вторые 16 и третья 17 кромки центральной бракеты 5, полка 18 центральной бракеты 5, торцовые кромки 19 полки 18 центральной бракеты 5, угловые участки 20 бракет 4 и 5, срезанные на «ус», ребра жесткости 21.

В примере приведен вариант, включающий только две системы каркасных элементов, однако возможны варианты конструкции, в которых имеются три и больше таких систем. При этом соблюдается одно правило - каркасные элементы системы с меньшей несущей способностью использованы как подкрепление для ортогональных им каркасных элементов систем с большей несущей способностью. Т.е. каркасные элементы с наибольшей несущей способностью образуют «параллельные полосы», каркасные элементы с меньшей несущей способностью «делят» эти «параллельные полосы» на «клетки большого размерам, каркасные элементы с еще меньшей несущей способностью «делят» эти «клетки большого размерам на «клетки малого размерам, при этом каркасные элементы каждой из систем скреплены с обшивкой корпуса.

Бракеты всех каркасных систем, их полки и ребра жесткости выполнены из листового проката или металлических полос, соответствующего типоразмера. Толщина стенок бракет может быть выполнена переменной по ее площади (например составлена из листовых деталей разной толщины, скрепленных сваркой). Жесткое соединение деталей набора и их элементов обеспечивается сваркой.

Каждый из каркасных элементов 1 и 2 в пределах своей системы каркасных элементов ориентирован согласно с ними, при этом система каркасных элементов с меньшей несущей способностью использована как подкрепление ортогональных этой системе каркасных элементов с большей несущей способностью, для чего кромки 6 крайних бракет 4, обращенные к стенкам 9 подкрепляемых каркасных элементов 2, жестко скреплены с ними и соответствуют по длине высоте стенки 9 подкрепляемого каркасного элемента 2 на участке примыкания подкрепляющих каркасных элементов 1, за вычетом монтажного зазора 10, вторые кромки 7 крайних бракет 4 жестко скреплены с наружной обшивкой 3, а третьи кромки 8 снабжены полками 11, причем торцовые кромки 12 полок 11 крайних бракет 4 жестко скреплены с обращенными к ним кромками 13 полок 14 подкрепляемых каркасных элементов 2. Кроме того, кромка 15 центральной бракеты 5 жестко скреплена с наружной обшивкой 3, ее боковые кромки 16 жестко скреплены с обращенными к ним поверхностями полок крайних бракет, а ее свободная кромка, снабжена полкой, торцовые кромки которой жестко скреплены с обращенными к ним поверхностями полок 11 крайних бракет 4. При этом, кромки 8 крайних бракет 4 и кромка 17 центральной бракеты 5, выполнены в виде непрямолинейной, предпочтительно ломаной линии. Кроме того, угловые участки 20 бракет 4 и 5 срезаны на «ус». При большой высоте, стенок бракет 4 и 5 они могут быть снабжены ребрами жесткости 21.

Заявленное решение реализуется следующим образом.

Листы (полосы) металлопроката соответствующей толщины и типоразмеров «распускают» на заготовки требуемых размеров, производят известным образом их обработку до получения деталей требуемых размеров. Далее заготовки передают на сборочное место и известным образом, посредством сварки осуществляют монтаж с формированием подкрепляющих и/или подкрепляемых каркасов непосредственно на объекте. При необходимости формирования нескольких систем каркасных элементов, в первую очередь рекомендуется формировать систему с каркасными элементами наибольшей несущей способности.

При строительстве новых судов (морских инженерных сооружений) - на стадии формирования набора корпуса выполнение работ по монтажу систем каркасных элементов не представляет технологических трудностей и выполняется с соблюдением известных требований, известными средствами, при опережающем формировании каркасных элементов наибольшей несущей способности. При этом, при формировании каждого каркасного элемента вначале «подгоняют», устанавливают и жестко закрепляют крайние бракеты, на которых описанным образом фиксируют середины полок (с образованием Т-образного профиля), после чего между смонтированными крайними бракетами, «подгоняют», размещают и закрепляют центральную бракету.

При модернизации объектов работы по монтажу систем каркасных элементов выполняются после предварительных обмеров мест, где необходимо выполнить подкрепления, с соблюдением известных требований известными средствами, в описанном выше порядке. Эти работы могут выполняться на плаву, т.е. без докования или слипования объекта.

Прочность корпуса за счет увеличения жесткости и прочности набора повышается до уровня соответствующего ледовому классу, что приводит к возможности эксплуатации объектов в сложных условиях замерзающих акваторий.

Конструкция технологична, позволяет использовать прогрессивные методы строительства и обладает хорошей ремонтопригодностью. Кроме того, она обладает повышенной устойчивостью при боковом изгибе.

1. Каркасный элемент набора металлического корпуса водоизмещающего объекта, выполненный в виде балки с высотой профиля переменной по длине, ориентированной согласно другим балкам равного типоразмера и скрепленной с обшивкой, при этом названная балка выполнена с возможностью подкрепления ортогонально ориентированных каркасных элементов, выполненных в виде балок, большего типоразмера, для чего торцы подкрепляющих каркасных элементов уперты в стенки подкрепляемых каркасных элементов и жестко скреплены с ними, кроме того, их свободные кромки снабжены полками, отличающийся тем, что каркасный элемент сформирован в виде совокупности двух крайних бракет и одной расположенной между ними центральной бракеты, установленных так, что кромки крайних бракет, обращенные к стенкам подкрепляемых каркасных элементов, равны по длине высоте стенки подкрепляемого каркасного элемента на участке примыкания подкрепляющих каркасных элементов, за вычетом монтажного зазора, вторые кромки крайних бракет жестко скреплены с наружной обшивкой, а полки закреплены на третьих кромках, причем торцевые кромки полок крайних бракет жестко скреплены с обращенными к ним кромками полок подкрепляемых каркасных элементов, кроме того, одна кромка центральной бракеты жестко скреплена с наружной обшивкой, ее боковые кромки жестко скреплены с обращенными к ним поверхностями полок крайних бракет, а ее свободная кромка снабжена полкой, торцевые кромки которой жестко скреплены с обращенными к ним поверхностями полок крайних бракет.

2. Каркасный элемент по п.1, отличающийся тем, что кромки бракет, снабженные полками, выполнены в виде непрямолинейной, предпочтительно ломаной линии.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к теплоэнергетике, а именно к теплоснабжению, и может быть использовано в системах водо-, теплоснабжения при независимой схеме присоединения к источнику теплоты потребителя одного или нескольких видов тепловой нагрузки (отопление, вентиляция, кондиционирование, система горячего водоснабжения)

Техническим результатом полезной модели является повышение качества цепей путем обеспечения объективного и оперативного контроля не только ее действительных шагов, но и угла плоского изворота шарнира в заводских условиях и научно-исследовательских лабораториях

Каркасные здания отличаются высокой скоростью постройки и являются основным типом малоэтажных строительных конструкций в некоторых европейских странах, России и США. Панельное домостроительство применяет в качестве основного элемента конструкции железобетонные многопустотные плиты и используется при возведении высотных домов и зданий административного назначения.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к транспортным средствам типа амфибия, а именно представляет собой беспилотный ледокол-шнекоход и предназначена для сквозного разрушения ледяного покрова рек, озер, различных водоемов, с целью снижения угрозы наводнения при половодье.
Наверх