Транспортное средство

 

Полезная модель относится к креслам-коляскам для инвалидов. Транспортное средство для инвалидов выполнено с возможностью движения по лестницам и представляет собой складывающуюся коляску, содержащую раму, передние малые поворотные и задние ведущие колеса велосипедного типа. Новым является то, что рама выполнена из правой и левой полурам, сзади к раме крепятся на неподвижных консолях задние крестообразные опоры, а передние крестообразные опоры установлены с помощью подвижных консолей на правой и левой полурамах, причем передние и задние крестообразные опоры связаны с ведущими колесами цепными передачами, при этом предусмотрен механизм трансформации, расположенный в нижней части складывающейся коляски и состоящий из рычагов управления, подвижных консолей, трех тяг и фиксаторов положения коляски в двух ее состояниях, обеспечивающий управление трансформацией коляски и возможность пересаживания инвалида в другое приспособление. Технический результат заключается в максимальном упрощении конструкции и обеспечении изготовления изделия в основном из стандартных комплектующих деталей, в обеспечении универсальности коляски, позволяющей преодолевать лестницы с любыми неодинаковыми и даже полуразрушенными ступенями, а также в увеличении К.П.Д. привода и в повышении ее надежности и безопасности при эксплуатации. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к транспортным средствам, приводимым в движение мускульной силой человека, более конкретно, к креслам-коляскам для инвалидов, позволяющих самостоятельно передвигаться как по горизонтальной поверхности, так и преодолевать лестничные ступени в обоих направлениях.

Из уровня техники известны способы и устройства, позволяющие инвалидам, передвигающимся в креслах-каталках, самостоятельно преодолевать лестничные марши (см., например, US 3196970 А от 27.07.1965 или WO 96/00161 А1 от 04.01.1996).

Недостатком вышеуказанных технических решений является громоздкость и сложность конструкций, невысокая их надежность и чрезвычайная сложность в эксплуатации.

Наиболее близким по технической сущности является транспортное средство для инвалидов (см. RU 2220696 С2 от 10.01.2004), состоящее из двух полурам (передней и задней), снабженных опорными колесными парами для движения по горизонтальной поверхности и опорными крестовинами для преодоления ступеней. Полурамы вращаются вокруг главной горизонтальной оси, расположенной перпендикулярно направлению движения, чем изменяется режим движения, а кресло коляски откидывается назад на 35 градусов при переходе в режим движения по лестнице. Привод опорных крестовин осуществляется посредством фрикционной передачи, конических шестерен, карданов и червячных редукторов.

К недостаткам этого решения относятся:

- невозможность складывания коляски, что резко усложняет процесс ее перевозки,

- использованная в конструкции простейшая система рычагов для трансформации коляски при изменении режима движения требует усилий, значительно превышающих возможности большинства инвалидов, а также не соответствует требованиям ГОСТа Р 51083-97 КРЕСЛА-КОЛЯСКИ «Общие технические условия»,

- конструктивное оформление коляски демонстрирует принцип ее работы, но не обеспечивает безопасное ее использование; в частности, сектора для фиксации рычагов и сами рычаги, обеспечивающие ее трансформацию, расположены на месте подлокотников, сами подлокотники отсутствуют, что создает угрозу травм для пользователя и делает невозможным пересадку инвалида в другое место,

- отсутствуют стояночные тормоза, без которых невозможна пересадка инвалида в другое приспособление, а также отсутствует тормозная система,

- большая потеря мощности при работе фрикционного зацепления и червячных редукторов, что создает большие затраты энергии пользователя при подъеме по лестнице,

- отсутствие механизма коррекции движения коляски в случае углового смещении ее относительно ступеней, а также при "перешагивании" крестовин через ступень, если они слишком узки.

Задача заявленного устройства - значительно снизить усилия, необходимые для перехода из одного режима движения в другой, до приемлемых для большинства инвалидов и соответствующих требованиям стандартов, обеспечить быстрое его складывание и возможность перевозки в багажнике легкового автомобиля, повышение безопасности пользования, возможности маневрирования на лестнице и повышение комфортности коляски.

Технический результат, получаемый при решении поставленной задачи, выражается в максимальном упрощении конструкции и обеспечении изготовления изделия в основном из стандартных комплектующих деталей, в обеспечении универсальности коляски, позволяющей преодолевать лестницы с любыми неодинаковыми и даже полуразрушенными ступенями, а также в увеличении К.П.Д. привода и в повышении ее надежности и безопасности при эксплуатации.

Заявляемый технический результат достигается за счет того, что предложенное транспортное средство, преимущественно для инвалидов, выполнено с возможностью движения по лестницам и представляет собой складывающуюся коляску, содержащую раму, передние малые поворотные и задние ведущие колеса велосипедного типа. Новым является то, что рама выполнена из правой и левой полурам, сзади к раме крепятся на неподвижных консолях задние крестообразные опоры, а передние крестообразные опоры установлены с помощью подвижных консолей на правой и левой полурамах, причем передние и задние крестообразные опоры связаны с ведущими колесами цепными передачами, при этом предусмотрен механизм трансформации, расположенный в нижней части складывающейся коляски и состоящий из рычагов управления, подвижных консолей, трех тяг и фиксаторов положения коляски в двух ее состояниях, обеспечивающий управление трансформацией коляски и возможность пересаживания инвалида в другое приспособление. При этом предусмотрен стояночный тормоз, работающий в обоих положениях складывающейся коляски, и переключаемый тормоз направленного действия, обеспечивающий затормаживание складывающейся коляски в сторону, противоположную движению в положении на крестообразных опорах, а ведущие колеса и крестообразные опоры выполнены быстросъемными, для уменьшения габаритов коляски при транспортировке.

Предлагаемая компоновка в совокупности с использованием известных узлов и деталей и выполнением рамы из двух полурам позволяет упростить конструкцию и обеспечить изготовление изделия в основном из стандартных комплектующих деталей, а также достичь универсальности коляски, заключающейся в возможности преодоления лестницы с любыми неодинаковыми и даже полуразрушенными ступенями.

Использование предлагаемого привода позволяет повысить К.П.Д. устройства.

Предлагаемый механизм трансформации позволяет облегчить эксплуатацию устройства и повысить его безопасность.

Наличие стояночного и переключаемого направленного тормозов также позволяет повысить надежность и безопасность устройства.

Далее предлагаемая полезная модель будет раскрыта в предпочтительном варианте исполнения более подробно, со ссылкой на графические материалы, на которых:

фиг.1 - показан вид устройства при движении на колесах,

фиг.2 - показан вид устройства при движении по лестнице на крестовинах.

Описываемое ниже устройство представляет собой складывающееся кресло-коляску для инвалидов и выполняется, по возможности, из известных узлов и деталей, используемых для подобного рода устройств.

Предлагаемая коляска содержит следующие узлы и детали:

- подлокотник 1, выполненный с возможностью как откидывания назад, так и фиксирования в опущенном положении,

- спинку 2 с регулируемыми по высоте ручками (не показано),

- рычаг 3 управления механизмом трансформации, позволяющий переводить коляску из положения для движения по горизонтальной поверхности в положение для движения по лестницам и обратно,

- рычаг 4 управления направленным тормозом, позволяющий переключать тормоз направленного действия для затормаживания в сторону, противоположную движению (вращению ведущих колес), в положении на крестообразных опорах,

- тормоз 5 направленного действия, выполненный с возможностью затормаживания ведущего колеса в сторону, противоположную движению (вращению ведущих колес), в положении на крестообразных опорах,

- стояночный тормоз 6, выполненный с возможностью затормаживания ведущего колеса в обоих положения устройства,

- раму 7 коляски, имеющую высоко поднятую нижнюю часть и выполненую из правой и левой полурам,

- сиденье 8,

- крепления 9 фиксатора положения на крестообразных опорах,

- крепление 10 консоли ведущего колеса к раме,

- консоль 11 передней крестообразной опоры с рычагом, на котором предусмотрен ролик регулировки люфта цепи,

- качающуюся опорную втулку 12 рычага управления механизмом трансформации,

- корпус 13 крепления стояночного тормоза и тормоза направленного действия, выполненный с возможностью крепления к раме и регулировки по высоте,

- переднюю крестообразную опору 14, выполненную с возможностью крепления к ступице консоли и надевания на ось с крестообразным фланцем (для зацепления), и имеющую соответствующий ответный фланец. Передние крестообразные опоры 14 прижимаются к соответствующим консолям болтом-барашком или болтом с зажимом-эксцентриком (для обеспечения быстросъемности) и установлены с помощью подвижных консолей на правой и левой полурамах,

- поворотную втулку 15 переднего колеса, установленную с внутренней стороны рамы,

- рычаг 16 фиксатора положения на крестообразных опорах, снабженный пружинами и выполненный с возможностью фиксации консоли заднего (ведущего) колеса в положении для движения на крестообразных опорах,

- цепь 17 привода крестообразных опор, предусмотренную для передачи усилия вращения от ведущего колеса на крестообразные опоры в положении механизма трансформации для движения на крестообразных опорах,

- заднюю крестообразную опору 18, выполненную аналогично передней крестообразной опоре 14,

- быстросъемную подножку 19, выполненную с возможностью регулирования по высоте,

- звездочку-ступицу 20 консоли передней крестообразной опоры, выполненную с возможностью крепления к консоли передней крестообразной опоры с помощью оси, продетой через втулку с подшипниками. Звездочка-ступица 20 имеет крестообразный фланец для зацепления с передней крестообразной опорой и отверстие в оси с резьбой для фиксации крестообразной опоры,

- промежуточную тягу 21, имеющую с внутренней стороны направляющий ролик цепи,

- ролики 22 цепи,

- звездочку-ступицу 23 консоли задней крестообразной опоры, выполненную аналогично звездочке-ступице 20 консоли передней крестообразной опоры,

- переднее поворотное колесо 24,

- вилку 25 переднего поворотного колеса,

- заднее ведущее колесо 26, выполненное с возможностью крепления с помощью быстросъемной оси к втулке консоли заднего колеса,

- крепление 27 консолей крестообразных опор к раме,

- консоль 28 задней крестообразной опоры,

- консоль 29 заднего ведущего колеса,

- защелку 30 рычага управления трансформацией, выполненную с возможностью фиксации рычага управления трансформацией в положении для движения на колесах,

- ведущую звездочку 31, выполненную с возможностью крепления к заднему ведущему колесу с внутренней стороны.

Предлагаемое транспортное средство работает следующим образом.

Движение по ровной поверхности. Рычаги 3 управления механизмом трансформации находятся в заднем исходном положении на уровне спинки коляски, что не мешает инвалиду, откинув подлокотник, пересесть в другое устройство. При этом крестообразные опоры подняты над поверхностью и не мешают движению, а коляска движется как любая стандартная.

Трансформация коляски для перевода ее в режим движения по лестнице. Пользователь транспортного средства - коляски, берется за рукоятки рычагов и плавно подает их вперед, сначала до опускания передних крестообразных опор до пола. При этом необходимо проследить, чтобы передние малые поворотные колеса были расположены параллельно друг другу по ходу движения коляски и не создавали помех передним крестам. Далее пользователь отдает рычаги далее вперед до упора, так что коляска откидывается назад на 30 градусов, встает на крестообразные кресты и ее колеса приподнимаются, т.е. вывешиваются, а положение рамы жестко закрепляется фиксаторами.

Движение по лестнице вниз. Пользователь переключает рычагом 4 тормоз 5 направленного действия в положение для движения вперед и начинает плавно вращать оба ведущих колеса, приводя таким образом в движение передние и задние крестообразные опоры, под действием чего коляска перемещается по ступеням вниз. После спуска и полного выхода коляски на ровную поверхность пользователь проводит обратную трансформацию коляски. Для этого инвалид переводит тормоз 5 направленного действия в нейтральное положение, освобождает фиксаторы простым нажатием больших пальцев на рычажки 16, расположенные на уровне верхней части рамы коляски, подтягивает к себе рычаги 3, одновременно наклоняя корпус вперед, что приводит к легкому переходу коляски на колеса и подъему передних крестов в нерабочее положение, рычаги при этом фиксируются в заднем положении на уровне спинки.

Движение по лестнице вверх. Движение осуществляется задним ходом, для чего пользователь производит переключение рычагом 4 тормоза 5 направленного действия в положение для движения назад и начинает плавно вращать ведущие колеса назад, в результате чего коляска поднимается по ступеням вверх.

Рабочие испытание модели показали, что в связи с достаточной степенью свободы правой и левой сторон, связанных между собой лишь Х-образным устройством складывания и независимыми ведущими колесами при движении по лестнице коляска свободно корректирует свое движение, остается устойчивой при крене набок до 10 градусов и без труда проходит узкие ступени без опрокидывания вперед.

Таким образом, предлагаемое транспортное средство для передвижения инвалидов представляет собой простое в изготовлении и использовании устройство, обладающее, по сравнению с известными аналогами, повышенной надежностью, комфортом и повышенным К.П.Д. и позволяет значительно снизить усилия, необходимые для перехода из одного режима движения в другой, обеспечить быстрое его складывание и возможность перевозки в багажнике легкового автомобиля, а также повысить возможности маневрирования на различного качества лестницах.

1. Транспортное средство, преимущественно для инвалидов, выполненное с возможностью движения по лестницам и представляющее собой складывающуюся коляску, содержащую раму, передние малые поворотные и задние ведущие колеса велосипедного типа, отличающееся тем, что рама выполнена из правой и левой полурам, сзади к раме крепятся на неподвижных консолях задние крестообразные опоры, а передние крестообразные опоры установлены с помощью подвижных консолей на правой и левой полурамах, причем передние и задние крестообразные опоры связаны с ведущими колесами цепными передачами, при этом предусмотрен механизм трансформации, расположенный в нижней части складывающейся коляски и состоящий из рычагов управления, подвижных консолей, трех тяг и фиксаторов положения коляски в двух ее состояниях, обеспечивающий управление трансформацией коляски и возможность пересаживания инвалида в другое приспособление.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что предусмотрен стояночный тормоз, работающий в обоих положениях складывающейся коляски.

3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что предусмотрен переключаемый тормоз направленного действия, обеспечивающий затормаживание складывающейся коляски в сторону, противоположную движению в положении на крестообразных опорах.

4. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что ведущие колеса и крестообразные опоры выполнены быстросъемными, для уменьшения габаритов коляски при транспортировке.



 

Похожие патенты:
Наверх