Система организации учебного процесса вуза

 

Полезная модель относится к вычислительной технике, в частности, к системе организации учебного процесса вуза.

Техническим результатом является повышение быстродействия системы путем исключения поиска данных по всему объему базы данных сервера и локализации поиска только по опорным адресам базы данных, соответствующим идентификаторам учебной дисциплины, курса, группы и студента.

Технический результат достигается тем, что система содержит модуль идентификации базового адреса учебной дисциплины, модуль идентификации базового адреса студента, модуль формирования сигналов считывания базы данных сервера, модуль контроля размерности массива считывания, модуль распределения баллов аттестаций по группам признаков, модуль селекции вида контрольной аттестации, модуль весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена, модуль весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета, модуль формирования баллов контрольной аттестации студента. 10 ил.

Полезная модель относится к вычислительной технике, в частности, к системе организации учебного процесса вуза.

В работе [3] для активизации познавательной деятельности студентов, контроля и учета их успеваемости используется система организации учебного процесса, построенная на рейтинговой оценке знаний учебной дисциплины по результатам выполнения за семестр четырех типов контрольных испытаний с недельной цикличностью каждого (Таблица 1):

Таблица 1
недели12 34 56 78 910 1112 1314 1516 1718
Тип контроляТК ТКРК ТКТК РКПК ТКТК РКТК ТКРК ПКТК ТКРК ПК

В соответствии с таблицей 1: ТК - текущий контроль, РК - рубежный контроль, ПК - промежуточный контроль и ИК - итоговый контроль.

Текущий контроль предусматривает контроль посещаемости занятий, ведение конспекта, систематическую работу с методической документацией и оформление рабочей тетради.

Рубежный контроль охватывает контроль подготовленности студента к аудиторным занятиям, контроль выполнения этапов расчетно-графических и курсовых работ в соответствии с графиком учебного процесса и контроль самостоятельности и ритмичности работы студента.

Промежуточный контроль предусматривает констатацию достигнутого уровня знаний студента по определенному разделу учебной дисциплины и реализуется в виде фронтального тестового контроля в группе или потоке.

Итоговый контроль реализуется в виде зачета или экзамена, который может быть организован в виде устного или письменного опроса или тестового контроля с возможным последующим собеседованием с преподавателем.

В предлагаемой системе организации учебного процесса постоянно действующий текущий контроль на определенных этапах, задаваемых особенностями изучаемой дисциплины, перемежается рубежным и промежуточным контролем и завершается итоговым контролем.

Результаты контроля каждого одного типа суммируются и затем определяется средний балл типа контроля, который умножается на свой весовой коэффициент стимулирования: ТК - коэффициент 2, РК - коэффициент 3, ПК - коэффициент 6 и ИК - коэффициент 9. Сумма баллов полученных произведений рассматривается как рейтинг студента по заданной учебной дисциплине. Верхний предел рейтинга ограничивается числом баллов 100.

Однако в этой работе постоянно действующий текущий контроль слабо стимулируется (весовой коэффициент 2), а вся познавательная деятельность сосредотачивается на итоговом контроле (весовой коэффициент 9), т.е. весь учебный процесс направлен в основном на успешную сдачу зачета или экзамена. Такой подход оценивает не знания учебной дисциплины, а только некоторую потенциальную способность студента трудиться на разовый результат.

Наиболее предпочтительной оказалась накопительная система [4] с тремя видами аттестации, построенная на накоплении результатов аттестаций в некоторых расчетных единицах (баллах).

Для реализации такого подхода содержание учебной дисциплины разбивается на отдельные модули в виде некоторых логически завершенных частей (разделов, тем). При этом каждый отдельный модуль учебной дисциплины включает обязательные виды работ студентов (лабораторные, практические, семинарские занятия, расчетно-графические задания, домашние индивидуальные работы и т.п.) и некоторое свое контрольное испытание (контрольная работа, расчетно-графическая работа, коллоквиум, тест и т.п.). Модули одной учебной дисциплины сводятся в таблицу, называемую технологической картой по дисциплине (Таблица 2).

Таблица 2
Технологическая карта по дисциплине «Физика» для студентов 2 курса специальностей ПС и БИ
Название модуля Форма контроля Баллы
MinМах
1Волновая оптикаЛабораторные работы3×2 =63×3=9
Практические занятия3×1,0=3,03×1,5=4,5
Коллоквиум 115×0,67=10,015×1=15
2Квантовая оптикаЛабораторные работы3×2=63×3=9
Практические занятия3×1,0=3,03×1,5=4,5
Коллоквиум 215×0,67=10,015×1=15
3Квантовая механикаЛабораторные работы3×2=63×3=9
Практические занятия3×1,0=3,03×1,5=4,5
Коллоквиум 315×0,67=10,015×1=15
Итого57,0 85,5

В таблице 2 семестровый материал дисциплины разбит на три модуля, каждый из которых содержит два вида обязательных работ (лабораторные работы и практические занятия) и одно контрольное испытание в виде коллоквиума. Каждому виду работы модуля соответствует некоторая стоимость (вес) его выполнения в баллах от минимального до максимального. Приводится также и итоговый диапазон баллов, соответствующий выполнению работ во всех модулях технологической карты и рассматриваемый как плановый (целевой) на семестр по указанной учебной дисциплине.

Выделенные технологической картой виды работ определяют характер направленности текущей (постоянной, каждодневной) познавательной деятельности студента. Он должен выполнять и защищать лабораторные работы, выполнять задания на практических занятиях и сдавать коллоквиумы.

Все виды текущей работы студента оцениваются в баллах. При этом учитываются качество выполненных работ, сложность заданий и сроки их сдачи. Для этого вводятся специальные весовые коэффициенты: коэффициент качества выполнения (оценка), коэффициент сложности и коэффициент срока выполнения.

Индивидуальность, вносимая каждым студентом в познавательный процесс учебной дисциплины при выполнении заданий технологической карты, учитывается с помощью различных значений введенных весовых коэффициентов, произведение которых перемножается с начальным весом выполненной работы.

Скорректированные с помощью весовых коэффициентов баллы результатов выполненных работ накапливаются в памяти до завершения выполнения всех видов текущих работ по всем модулям технологической карты.

Для контроля ритмичности работы студентов процесс выполнения текущих работ и накопления результатов дважды за семестр контролируется проведением промежуточных аттестаций, называемых текущими. Для этого вводятся специальные аттестационные недели - 7-я и 12-я. Итоги работы студентов за 7 и 12 недель передаются в деканат.

Работа студента в течение семестра оценивается положительно, если у него зачтены все обязательные виды работ и контрольные испытания. При аттестации указывается процент набранных студентом баллов от максимально возможного их количества на момент аттестации по каждой учебной дисциплине. Порог положительной аттестации, рассматриваемый как некоторый критерий освоения учебного материала, устанавливается для каждой дисциплины индивидуально.

На последней учебной или зачетной неделе семестра студент, полностью выполнивший программу и набравший не менее 40 баллов текущей аттестации (после перерасчета кафедральных баллов текущей аттестации в единую систему баллов факультета), допускается к итоговому семестровому контролю (итоговой аттестации). Итоговая аттестация должна носить обобщающий характер и показать, насколько хорошо студент овладел материалом учебной дисциплины по всей семестровой программе.

Задания семестровой итоговой аттестации должны охватывать весь материал, изученный в семестре. По уровню сложности задания должны быть ориентированы на уровень требований, сформулированных в Государственных образовательных стандартах по данной дисциплине.

Итоговая аттестация максимально оценивается в 10 баллов. Аттестация считается пройденной, если студент набирает 6 и более баллов. В этом случае он освобождается от сдачи обязательного экзамена, а суммарный балл, на основании которого выставляется экзаменационная оценка, определяется по формуле:

где Nт - баллы по результатам текущей работы, Nи - баллы итоговой аттестации, N д - баллы за дополнительные работы, Nc - суммарный балл.

Если результат итоговой аттестации менее 6 баллов, то студент сдает обязательный экзамен.

При дифференцированном зачете с учетом баллов итоговой аттестации суммарный балл также определяется по формуле (1), а при дифференцированном зачете без учета баллов итоговой аттестации суммарный балл определяется по формуле вида

Если дисциплина завершается зачетом, то суммарный балл определяется по формуле вида

Однако критерием зачета в этом случае является не величина Nc суммарного балла, а величина N т текущего балла, которая должна быть не менее 40 баллов. Только в этом случае студенту проставляется зачет.

Таким образом, рассмотренная в работе [4] система организации учебного процесса ориентирована не столько на успешную сдачу зачета или экзамена, а, главным образом, на организацию, поддержку и обеспечение постоянной и непрерывной текущей работы студентов и проведение регулярных аттестаций, оптимально распределенных во временном интервале учебного семестра. Именно такой подход позволяет значительно повысить качество непосредственно самого учебного процесса, дающего более глубокие и устойчивые знания.

В связи с этим представляется целесообразным создание такой автоматизированной системы, которая бы обеспечивала организацию учебного процесса, построенную на постоянной текущей работе студентов при регулярности контроля и управления познавательной деятельности каждого отдельного студента по всем его учебным дисциплинам.

Известны системы, которые могли бы быть использованы для решения поставленной задачи [1, 2].

Первая из известных систем содержит блоки приема и хранения данных, соединенные с блоками управления и обработки данных, блоки поиска и селекции, подключенные к блокам хранения данных и отображения, синхронизирующие входы которых соединены с выходами блока управления [1].

Существенный недостаток данной системы состоит в невозможности решения задачи обновления данных, хранимых в памяти в виде соответствующих документов, одновременно с решением задачи выдачи содержания этих документов пользователям в реальном масштабе времени.

Известна и другая система, содержащая центральный процессорный модуль, входы которого соединены с модулями памяти и с модулями подготовки и ввода данных, а выходы подключены к соответствующим модулям памяти, модуль обработки данных, информационные входы которого соединены с выходами соответствующих модулей памяти, синхронизирующие входы подключены к управляющим выходам центрального процессорного модуля, а выход модуля является информационным выходом системы [2].

Последнее из перечисленных выше технических решений наиболее близко к описываемому.

Его недостаток заключается в невысоком быстродействии системы, обусловленном тем, что выполнение процедур аналитической обработки данных реализуется через поиск данных по всей базе данных, что при больших объемах базы данных неизбежно приводит к неоправданно большим затратам времени на получение аналитических оценок.

Цель полезной модели - повышение быстродействия системы путем исключения поиска данных по всему объему базы данных сервера и локализации поиска только по опорным адресам базы данных, соответствующим идентификаторам учебной дисциплины, курса, группы и студента.

Поставленная цель достигается тем, что в систему, содержащую модуль формирования баллов контрольной аттестации студента, первый информационный выход которого является первым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы информации в виде баллов дифференцированного зачета без учета баллов итоговой аттестации, второй информационный выход модуля формирования баллов контрольной аттестации студента является вторым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы информации в виде баллов дифференцированного зачета с учетом баллов итоговой аттестации, третий информационный выход модуля формирования баллов контрольной аттестации студента является третьим информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы информации в виде баллов экзамена, первый синхронизирующий выход модуля формирования баллов контрольной аттестации студента является первым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала приема дифференцированного зачета без учета баллов итоговой аттестации, второй синхронизирующий выход модуля формирования баллов контрольной аттестации студента является вторым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала приема дифференцированного зачета с учетом баллов итоговой аттестации, третий синхронизирующий выход модуля формирования баллов контрольной аттестации студента является третьим сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала освобождения студента от экзамена, модуль формирования сигналов считывания базы данных сервера, информационный выход которого является адресным выходом системы, предназначенным для выдачи адреса считывания на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов считывания базы данных сервера является синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов считывания на вход считывания сервера базы данных, модуль контроля размерности массива считывания, один выход которого подключен к счетному входу модуля формирования сигналов считывания базы данных сервера, введены модуль идентификации базового адреса учебной дисциплины, информационный вход которого является первым информационным входом системы, предназначенным для приема кодограммы запроса с автоматизированных рабочих мест пользователей системы, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины является первым синхронизирующим входом системы, предназначенным для занесения кодограммы запроса с автоматизированных рабочих мест пользователей системы в модуль идентификации базового адреса учебной дисциплины, первый информационный выход модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины соединен с информационным входом модуля контроля размерности массива считывания, модуль идентификации базового адреса студента, первый, второй, третий и четвертый информационные входы которого подключены к второму, третьему, четвертому и пятому информационным выходам модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины соответственно, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса студента подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, информационный выход модуля идентификации базового адреса студента соединен с информационным входом модуля формирования сигналов считывания базы данных сервера, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса студента подключен к синхронизирующему входу модуля формирования сигналов считывания базы данных сервера, модуль распределения баллов аттестаций по группам признаков, информационный вход которого является вторым информационным входом системы, предназначенным для приема записей аттестаций студента из базы данных сервера, синхронизирующий вход модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков является вторым синхронизирующим входом системы, предназначенным для занесения записей аттестаций студента, считанных из базы данных сервера, в модуль распределения баллов аттестаций по группам признаков, установочный вход модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, первый информационный выход модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков соединен с первым информационным входом модуля формирования баллов контрольной аттестации студента, а синхронизирующий выход модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков подключен к синхронизирующему входу модуля контроля размерности массива считывания, модуль селекции вида контрольной аттестации, один информационный вход которого подключен к шестому информационному выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, другой информационный вход модуля селекции вида контрольной аттестации подключен к второму информационному выходу модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков, синхронизирующий вход модуля селекции вида контрольной аттестации подключен к другому выходу модуля контроля размерности массива считывания, управляющий вход модуля селекции вида контрольной аттестации подключен к первому управляющему выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, установочный вход модуля селекции вида контрольной аттестации подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, первый синхронизирующий выход модуля селекции вида контрольной аттестации является четвертым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала ликвидации задолженности для аттестуемого студента, модуль весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена, первый информационный вход которого подключен к седьмому информационному выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, второй, третий и четвертый информационные входы модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена подключены к второму, третьему и четвертому информационным выходам модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков соответственно, синхронизирующий вход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена подключен к второму синхронизирующему выходу модуля селекции вида контрольной аттестации, установочный вход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, информационный выход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена подключен к второму информационному входу модуля формирования баллов контрольной аттестации студента, один синхронизирующий выход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена является пятым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала обязательного экзамена для аттестуемого студента, другой синхронизирующий выход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена соединен с первым синхронизирующим входом модуля формирования баллов контрольной аттестации студента, и модуль весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета, первый и второй информационные входы которого подключены к второму и четвертому информационным выходам модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков соответственно, синхронизирующий вход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета подключен к третьему синхронизирующему выходу модуля селекции вида контрольной аттестации, управляющий вход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета соединен со вторым управляющим выходом модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, а установочный вход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, первый и второй информационные выходы модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета подключены к третьему и четвертому информационным входам модуля формирования баллов контрольной аттестации студента соответственно, а первый и второй синхронизирующие выходы модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета соединены с вторым и третьим синхронизирующими входами модуля формирования баллов контрольной аттестации студента соответственно, при этом пятый информационный вход модуля формирования баллов контрольной аттестации студента подключен к третьему информационному выходу модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков, а другой выход модуля контроля размерности массива считывания соединен с установочным входом модуля формирования сигналов считывания базы данных сервера, с установочным входом модуля контроля размерности массива считывания и с установочным входом модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена структурная схема системы, на фиг. 2 - приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, на фиг. 3 - приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса студента, на фиг. 4 - приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования сигналов считывания базы данных сервера, на фиг. 5 - приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля контроля размерности массива считывания, на фиг. 6 - приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков, на фиг. 7 - приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля селекции вида контрольной аттестации, на фиг. 8 - приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена, на фиг. 9 - приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета, на фиг. 10 - приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля формирования баллов контрольной аттестации студента.

Система (фиг. 1) содержит модуль 1 идентификации базового адреса учебной дисциплины, модуль 2 идентификации базового адреса студента, модуль 3 формирования сигналов считывания базы данных сервера, модуль 4 контроля размерности массива считывания, модуль 5 распределения баллов аттестаций по группам признаков, модуль 6 селекции вида контрольной аттестации, модуль 7 весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена, модуль 8 весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета, модуль 9 формирования баллов контрольной аттестации студента.

На фиг.1 показаны первый 11 и второй 12 информационные входы системы, первый 13 и второй 14 синхронизирующие входы системы, а также адресный 15, информационные 16-18 и сигнальные 20-24 выходы системы.

Модуль 1 (фиг.2) идентификации базового адреса учебной дисциплины содержит регистр 30, дешифратор 31, модуль памяти 32, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства, сумматор 33, элементы 34-36 И, элементы 37-38 задержки. На чертеже также показаны информационный 39, синхронизирующий 40 и установочный 41 входы, информационные 42-48, синхронизирующий 50 и управляющие 51, 52 выходы.

Модуль 2 идентификации базового адреса студента (фиг.3) содержит сумматоры 55-57, элементы 58-60 задержки. На чертеже также показаны информационные 61-64 и синхронизирующий 65 входы, информационный 66 и синхронизирующий 67 выходы.

Модуль 3 формирования сигналов считывания базы данных сервера (фиг.4) содержит счетчик 70, элемент 71 ИЛИ и элементы 72, 73 задержки. На чертеже также показаны информационный 74, синхронизирующий 75, счетный 76 и установочный 77 входы, информационный 78 и синхронизирующий 79 выходы.

Модуль 4 контроля размерности массива считывания (фиг.5) содержит счетчик 80, компаратор 81 и элемент 82 задержки. На чертеже также показаны информационный 83, счетный 84 и установочный 85 входы, первый 86 и второй 87 выходы.

Модуль 5 распределения баллов аттестаций по группам признаков (фиг.6) содержит регистры 92-95, дешифратор 96, элементы 97-99 И, элементы 100, 101 задержки. На чертеже также показаны информационный 102, синхронизирующий 103 и установочный 104 входы, информационные 105-108 и синхронизирующий 109 выходы.

Модуль 6 селекции вида контрольной аттестации (фиг.7) содержит триггер 110, компаратор 111, элементы 112-114 И, элемент 115 задержки. На чертеже также показаны информационные 118, 119, синхронизирующий 120, управляющий 121, установочный 122 входы и синхронизирующие 123-125 выходы.

Модуль 7 весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении от студента экзамена (фиг.8) содержит регистры 135, 136 сдвига, сумматоры 137-140, компаратор 141, и элементы 143-147 задержки. На чертеже также показаны информационные 150-153, синхронизирующий 154, установочный 155 входы и информационный 156 и синхронизирующие 157, 158 выходы.

Модуль 8 весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета (фиг.9) содержит регистры 160-162 сдвига, триггер 163, сумматоры 164-169, элементы 171-173 И, элементы 174-180 задержки. На чертеже также показаны информационные 185-186, синхронизирующий 187, управляющий 188 и установочный 189 входы, информационные 190-191 и синхронизирующие 192-193 выходы.

Модуль 9 формирования баллов контрольной аттестации студента (фиг. 10) содержит сумматоры 200-204 и элементы 205-212 задержки. На чертеже также показаны информационные 215-219 и синхронизирующие 220-222 входы, информационные 225-227 и синхронизирующие 228-230 выходы.

Все узлы и элементы системы выполнены на стандартных потенциально-импульсных элементах.

Система работает следующим образом.

Каждому факультету, учебной дисциплине факультета, курсу изучения дисциплины факультета, группе студентов курса, изучающих дисциплину факультета и студенту этой группы в системе ставится в соответствие некоторый идентификационный номер - цифровой код. В свою очередь каждый факультет, каждая дисциплина факультета, курс, группа и студент имеют свой базовый (начальный) адрес записей.

Таким образом, по идентификационному коду можно выделить базовые адреса факультета, дисциплины, курса, группы и студента.

Для этого совокупность базовых адресов учебных дисциплин факультета представляется в виде таблицы - каталога базовых адресов разделов учебных дисциплин. Базовый адрес каждого раздела учебной дисциплины смещается относительно базового адреса факультета на величину кода учебной дисциплины.

Так как одна и та же учебная дисциплина может читаться на разных курсах факультета. Поэтому каждому курсу соответствует своя страница раздела учебной дисциплины, базовый адрес которой смещается относительно базового адреса учебной дисциплины на величину кода курса.

Поскольку на курсе, как правило, имеется несколько групп, то их базовые адреса также размещаются на странице курса со смещением относительно базового адреса страницы курса, а базовый адрес студента группы смещается относительно базового адреса группы на величину идентификатора студента.

Базовый адрес студента представляет собой начальный адрес всех вносимых в память записей студента по изучаемой дисциплине. При этом каждая запись студента по учебной дисциплине содержит поле кода признака аттестации и поле кода баллов аттестации.

Признак аттестации Баллы аттестации
Признак текущей аттестации Баллы текущей аттестации Приращение баллов текущей аттестации
Признак итоговой аттестации Баллы итоговой аттестации
Признак дополнительной аттестации Баллы дополнительной аттестации

Поле баллов текущей аттестации также состоит из двух полей: поле приращения баллов текущей аттестации и собственно поле баллов текущей аттестации. Приращение вводится для стимулирования постоянной работы студента.

Когда студент по результатам итоговой аттестации получает не менее 6 баллов из 10 возможных, он, во-первых, освобождается от сдачи обязательного экзамена. Во-вторых, приращение в этом случае добавляется при весовом преобразовании баллов его текущей аттестации.

Таким образом, система должна уметь идентифицировать учебную дисциплину и студента, находить базовый адрес записей студента по этой учебной дисциплине, производить выборку записей студента по его базовому адресу, распознавать выполненные студентом аттестации, идентифицировать вид контрольной аттестации, производить обработку накопленных студентом за семестр баллов аттестаций и выдавать на автоматизированное рабочее место пользователя системы (деканат, кафедра) результат обработки в виде баллов, сопровождая их сигналом выполненного вида контрольной аттестации.

Координатором взаимодействия с системой является пользователь со своего автоматизированного рабочего места.

Для решения задач оперативного контроля и управления познавательной деятельностью каждого отдельного студента на рабочем месте пользователя автоматизированной системы (деканат, кафедра) формируется запрос. Каждый запрос представляет собой кодограмму, в которой указываются: код учебной дисциплины, код порога баллов итоговой аттестации, код порога баллов текущей аттестации, код идентификатора студента, код числа аттестаций выполненных студентом по дисциплине, код группы студента, код бита вида дифференцированного зачета, коды факультета и курса обучения студента и код бита контрольной аттестации,

Таким образом, формируемая кодограмма запроса пользователя будет иметь следующую структуру:

Код КодКод КодКод КодКод КодКод Код
Вводится значение бита контрольной аттестации: 1 - экз., 0 - диф. зачетВводится цифровой код факультетаВводится цифровой код учебной дисциплины Вводится цифровой код курса обучения Вводится значение бита вида дифзачета: 1 - учет бал лов итоговой аттестации, 0 - без учета баллов итого вой аттестации Вводится цифровой код группы студента Вводится код идентификатора студента Вводится число видов аттестаций, выполненных студен том Вводится цифровой код порога баллов текущей аттестации Вводится цифровой код порога баллов итоговой аттестации

Кодограмма запроса, содержащая код заданной учебной дисциплины, код порога баллов итоговой аттестации, код порога баллов текущей аттестации, код идентификатора запрашиваемого студента, код числа видов аттестаций по учебной дисциплине, код группы студента, код бита вида дифференцированного зачета, код курса обучения студента, код факультета обучения студента и код бита контрольной аттестации, с автоматизированного рабочего места пользователя системы поступает на информационный вход 11 системы. С информационного входа 11 системы кодограмма запроса проходит на информационный вход 39 модуля 1 идентификации базового адреса учебной дисциплины факультета и поступает на информационный вход регистра 30 модуля 1.

Получение кодограммы запроса сопровождается синхронизирующим импульсом, поступающим с автоматизированного рабочего места пользователя системы на синхронизирующий вход 13 системы. Этот импульс с входа 13 системы проходит на синхронизирующий вход 40 модуля 1 идентификации базового адреса учебной дисциплины факультета и поступает на синхронизирующий вход регистра 30 модуля 1, занося в него поступившую кодограмму,

Код факультета обучения студента с выхода 53 регистра 30 модуля 1 поступает на вход дешифратора 31 модуля 1. Дешифратор 31 расшифровывает код факультета обучения студента, выдавая на один из своих выходов высокий потенциал и открывая тем самым по одному входу один из элементов 34-36 И модуля 1. Для определенности положим, что высокий потенциал поступил на один вход элемента 34 И.

Синхроимпульс, поступивший с входа 13 системы на синхронизирующий вход 40 модуля 1 идентификации учебной дисциплины факультета, задерживается элементом 37 задержки на время срабатывания регистра 30 и дешифратора 31 и поступает на опрос состояния элементов 34-36 И.

Учитывая то обстоятельство, что открытым по одному входу будет только элемент 34 И, то, пройдя элемент 34 И, синхроимпульс поступает на вход считывания фиксированной ячейки памяти постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 32, где хранится базовый (начальный) адрес каталога базы данных сервера (на чертеже не показан), начиная с которого в данном разделе памяти хранятся записи базовых адресов разделов всех учебных дисциплин выделенного факультета.

Начальный адрес раздела любой учебной дисциплины факультета определяется смещением считанного из ПЗУ 32 модуля 1 базового адреса каталога базовых адресов разделов учебных дисциплин факультета на величину кода учебной дисциплины, поступившего с кодограммой запроса. Для этого код базового адреса каталога базовых адресов разделов учебных дисциплин факультета с выхода считывания ПЗУ 32 модуля 1 подается на один информационный вход сумматора 33 модуля 1, на другой информационный вход которого подается код учебной дисциплины факультета с выхода 54 регистра 30 модуля 1.

С выхода элемента 37 задержки синхронизирующий импульс, задержанный элементом 38 задержки на время срабатывания ПЗУ 32, поступает на синхронизирующий вход сумматора 33 модуля 1. По этому импульсу в сумматоре 33 код базового адреса каталога базовых адресов разделов учебных дисциплин факультета суммируется с полученным из кодограммы запроса кодом учебной дисциплины факультета и формируется базовый адрес раздела учебной дисциплины факультета. С этого адреса в базе данных сервера системы располагаются записи всех студентов факультета, изучающих данную дисциплину.

Этот же синхроимпульс с выхода элемента 38 задержки проходит на синхронизирующий выход 50 модуля 1. С выхода 50 модуля 1 синхроимпульс пересылается на установочный вход 122 модуля 6 селекции вида контрольной аттестации и поступает на установочный (нулевой) вход триггера 110 модуля 6, подтверждая его исходное состояние.

Этот же синхроимпульс с выхода 50 модуля 1 пересылается на установочный вход 104 модуля 5 распределения баллов аттестаций студента по группам признаков и поступает на установочные входы регистров 92-95 модуля 5, подготавливая их к предстоящему циклу работы.

Этот же синхроимпульс с выхода 50 модуля 1 пересылается на установочный вход 155 модуля 7 весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении от экзамена и поступает на установочные входы сдвиговых регистров 135 и 136 модуля 7, подготавливая их к предстоящему циклу работы.

Этот же синхроимпульс с выхода 50 модуля 1 пересылается на установочный вход 189 модуля 8 весового преобразования баллов текущей аттестации при дифференцированном зачете и поступает как на установочные входы сдвиговых регистров 160-162 модуля 8, подготавливая их к предстоящему циклу работы, так и на установочный вход триггера 163 модуля 8, подтверждая его исходное состояние.

С информационного выхода 42 модуля 1 код базового адреса раздела учебной дисциплины факультета пересылается на информационный вход 61 модуля 2 идентификации базового адреса студента и подается на один информационный вход сумматора 55, на другой информационный вход которого подается с входа 62 модуля 2 код курса преподавания данной учебной дисциплины, поступающего с выхода 43 модуля 1.

Синхронизирующий импульс с выхода 50 модуля 1 пересылается на синхронизирующий вход 65 модуля 2, задерживается элементом 58 задержки модуля 2 на время срабатывания сумматора 35 модуля 1 и подается на синхронизирующий вход сумматора 55 модуля 2.

По этому импульсу в сумматоре 55 происходит суммирование кодов, поданных на его входы, и выдача с выхода сумматора 55 кода базового адреса страницы курса преподавания учебной дисциплины на один информационный вход сумматора 56 модуля 2.

Код номера группы запрашиваемого студента, обучающегося на этом курсе, с выхода 44 модуля 1 пересылается на вход 63 модуля 2 и затем поступает на другой вход сумматора 56 модуля 2.

Синхронизирующий импульс с выхода элемента 58 задержки модуля 2 задерживается элементом 59 задержки на время срабатывания сумматора 55 и подается на синхронизирующий вход сумматора 56 модуля 2. По этому импульсу в сумматоре 56 происходит суммирование кодов, поданных на его информационные входы.

Код базового адреса записей учебной дисциплины по группе ее преподавания с выхода сумматора 56 подается на один информационный вход сумматора 57 модуля 2. Идентификатор запрашиваемого студента, обучающегося в этой группе, с выхода 45 модуля 1 пересылается на вход 64 модуля 2 и поступает на другой вход сумматора 57 модуля 2.

Синхронизирующий импульс с выхода элемента 59 задержки задерживается элементом 60 задержки на время срабатывания сумматора 56 и подается на синхронизирующий вход сумматора 57 модуля 2. По этому импульсу в сумматоре 57 модуля 2 происходит суммирование кодов, поданных на его информационные входы. На выходе сумматора 57 модуля 2 формируется код базового адреса записей результатов всех аттестаций, выполненных запрашиваемым студентом по заданной учебной дисциплине.

Код базового адреса студента по заданной учебной дисциплине с выхода 66 модуля 2 пересылается на информационный вход 74 модуля 3 и подается на информационный вход счетчика 70 модуля 3.

Синхронизирующий импульс с выхода элемента 60 задержки проходит на синхронизирующий выход 67 модуля 2, пересылается на синхронизирующий вход 75 модуля 3, задерживается элементом 72 задержки на время срабатывания сумматора 57 модуля 2 и поступает на синхронизирующий вход счетчика 70 модуля 3, фиксируя в счетчике код базового адреса студента.

По этому импульсу на выходе 78 модуля 3 формирования сигналов считывания базы данных сервера и соответственно на информационном выходе 15 системы будет сформирован базовый адрес считывания записей студента из раздела заданной учебной дисциплины базы данных сервера.

Этот же синхронизирующий импульс с выхода элемента 72 задержки проходит элемент 71 ИЛИ, задерживается элементом 73 задержки на время срабатывания счетчика 70 и с выхода 79 модуля 3 выдается на выход 19 системы, откуда он поступает на вход прерывания сервера базы данных.

С приходом этого импульса сервер базы данных переходит к подпрограмме опроса базового адреса записей студента в разделе заданной учебной дисциплины и считывает из базы данных сервера по этому адресу содержимое первой ячейки на информационный вход 12 системы.

Считываемая кодограмма записи имеет структуру, состоящую из двух полей:

Код признака аттестацииКод результата аттестации

Считанная из базы данных сервера первая запись студента с информационного входа 12 системы принимается на информационный вход 102 модуля 5 распределения баллов аттестаций студента по группам признаков и пересылается на информационный вход регистра 92 модуля 5.

Поступление первой считанной записи студента на информационный вход регистра 92 модуля 5 сопровождается синхронизирующим импульсом сервера, который поступает на синхронизирующий вход 14 системы, проходит далее на синхронизирующий вход 103 модуля 5 и поступает на синхронизирующий вход регистра 92, занося в него первую запись запрашиваемого студента.

Код признака выполненной студентом аттестации по заданной учебной дисциплине с выхода 110 регистра 92 модуля 5 поступает на вход дешифратора 96 модуля 5. Дешифратор 96 расшифровывает код признака аттестации, выдавая на один из своих выходов высокий потенциал и открывая тем самым по одному входу один из элементов 97-99 И модуля 5. Для определенности положим, что высокий потенциал поступил на один вход элемента 97 И.

Синхроимпульс, поступивший с входа 14 системы на синхронизирующий вход 103 модуля 5, задерживается элементом 100 задержки на время срабатывания регистра 92 и дешифратора 96 и поступает на опрос состояния элементов 97-99 И.

Учитывая то обстоятельство, что открытым по одному входу будет только элемент 97 И, то, пройдя элемент 97 И, синхроимпульс поступает на синхронизирующий вход регистра 93 модуля 5 и заносит в него код считанного результата аттестации, поступившего на его информационный вход с выхода 111 регистра 92 модуля 5.

Этот же импульс с выхода элемента 100 задержки задерживается элементом 101 задержки на время срабатывания регистра 93 и с выхода 109 модуля 5 пересылается на синхронизирующий вход 84 модуля 4 и поступает на счетный вход счетчика 80 модуля 4 фиксирования записей студента. Счетчик 80 модуля 4 подсчитывает нарастающим итогом общее число записей студента по заданной учебной дисциплине.

Этот же синхронизирующий импульс с входа 84 модуля 4 задерживается элементом 82 задержки на время срабатывания счетчика 80 и поступает на синхронизирующий вход компаратора 81 модуля 4. По этому сигналу компаратор 81 модуля 4 сравнивает число считанных записей студента, подаваемое на его информационный вход 89 с выхода счетчика 80, с числом хранимых записей, которое в виде кода размерности массива поступает на его информационный вход 88 с выхода 46 модуля 1 через вход 83 модуля 4.

Если число считанных и просмотренных записей запрашиваемого студента из раздела базы данных по заданной учебной дисциплине в счетчике 80 модуля 4 меньше общего числа хранимых записей, определенного запросом, то компаратор 81 модуля 4 формирует на выходе 86 модуля 4 сигнал. Этот сигнал с выхода 86 модуля 4 поступает через вход 76 модуля 3 на счетный вход счетчика 70 модуля 3, формируя очередной адрес считывания на выходе 15 системы.

Кроме того, этот же синхронизирующий импульс с входа 76 модуля 3 проходит элемент 71 ИЛИ, задерживается элементом 73 задержки на время срабатывания счетчика 70 и с выход 79 модуля 3 выдается на выход 19 системы, откуда он вновь поступает на вход прерывания сервера базы данных.

С приходом этого импульса сервер базы данных переходит к подпрограмме опроса следующего адреса записей студента в разделе заданной учебной дисциплины и считывает из базы данных сервера по этому адресу содержимое следующей ячейки на информационный вход 12 системы.

Считанная из базы данных сервера следующая очередная запись запрашиваемого студента с информационного входа 12 системы поступает на информационный вход 102 модуля 5 и пересылается на информационный вход регистра 92 модуля 5.

Поступление следующей считанной записи студента на информационный вход регистра 92 модуля 5 сопровождается синхронизирующим импульсом сервера, который с синхронизирующего входа 14 системы проходит на синхронизирующий вход 103 модуля 5 и поступает на синхронизирующий вход регистра 92, занося в него очередную запись запрашиваемого студента.

Код признака выполненной студентом следующей аттестации по заданной учебной дисциплине с выхода 110 регистра 92 модуля 5 поступает на вход дешифратора 96 модуля 5. Дешифратор 96 расшифровывает код признака аттестации, выдавая на один из своих выходов высокий потенциал и открывая тем самым по одному входу один из элементов 97-99 И модуля 5. Для определенности положим, что высокий потенциал поступил на один вход элемента 99 И.

Синхроимпульс, поступивший с входа 14 системы на синхронизирующий вход 103 модуля 5, задерживается элементом 100 задержки на время срабатывания регистра 92 и дешифратора 96 и поступает на опрос состояния элементов 97-99 И.

Учитывая то обстоятельство, что открытым по одному входу будет только элемент 99 И, то, пройдя элемент 99 И, синхроимпульс поступает на синхронизирующий вход регистра 95 модуля 5, занося в него код следующего считанного результата аттестации, поступившего с выхода 111 регистра 92 модуля 5.

Этот же синхронизирующий импульс сервера с выхода элемента 100 задержки задерживается элементом 101 задержки на время срабатывания регистра 95 модуля 5. Далее этот импульс с выхода 109 модуля 5 пересылается на синхронизирующий вход 84 модуля 4 и поступает на счетный вход счетчика 80 модуля 4 фиксирования считанных и просмотренных записей студента.

Этот же синхронизирующий импульс сервера с входа 84 модуля 4 задерживается элементом 82 задержки на время срабатывания счетчика 80 и поступает на синхронизирующий вход компаратора 81 модуля 4.

По этому сигналу компаратор 81 сравнивает число считанных записей студента, подаваемое на его информационный вход 89 с выхода счетчика 80, с числом хранимых записей, которое в виде кода размерности массива поступает на другой его информационный вход 88 с выхода 46 модуля 1.

Если число считанных и просмотренных записей запрашиваемого студента в счетчике 80 модуля 4 меньше общего числа хранимых записей, определенного запросом, то компаратор 81 модуля 4 формирует на выходе 86 модуля 4 сигнал. Этот сигнал с выхода 86 модуля 4 поступает через вход 76 модуля 3 на счетный вход счетчика 70 модуля 3, формируя очередной адрес считывания на выходе 15 системы.

Кроме того, этот же синхронизирующий импульс с входа 76 модуля 3 проходит элемент 71 ИЛИ, задерживается элементом 73 задержки на время срабатывания счетчика 70 и с выход 79 модуля 3 выдается на выход 19 системы, откуда он вновь поступает на вход прерывания сервера базы данных.

С приходом этого импульса сервер базы данных вновь переходит к подпрограмме опроса следующего очередного адреса записей студента из раздела памяти по заданной учебной дисциплине и считывает из базы данных сервера по этому очередному адресу содержимое следующей ячейки на информационный вход 12 системы.

Описанный процесс выборки и анализа записей студента будет продолжаться до тех пор, пока компаратор 81 модуля 4 не зафиксирует равенство числа просмотренных записей с числом хранимых записей, подаваемых на его входы. Как только компаратор 81 модуля 4 зафиксирует равенство считанных и хранимых записей запрашиваемого студента, то на выходе 87 модуля 4 появится сигнал.

Этот сигнал с выхода 87 модуля 4 подается на установочный вход 77 модуля 3 и затем поступает на установочный вход счетчика 70 модуля 3, возвращая его в исходное состояние.

Этот же сигнал с выхода 87 модуля 4 подается на установочный вход 85 модуля 4 и затем поступает на установочный вход счетчика 80 модуля 4, возвращая его в исходное состояние.

Этот же сигнал с выхода 87 модуля 4 подается на установочный вход 41 регистра 30 модуля 1, подготавливая его к очередному циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 87 модуля 4 подается на синхронизирующий вход 120 модуля 6 селекции вида контрольной аттестации и поступает на синхронизирующий вход компаратора 111 модуля 6. По этому сигналу компаратор 111 сравнивает код баллов текущей аттестации студента с кодом баллов заданного порога текущей аттестации.

Код баллов текущей аттестации студента с информационного выхода 105 модуля 5 пересылается на информационный вход 118 модуля 6 и поступает на один информационный вход компаратора 111 модуля 6.

Код баллов заданного порога текущей аттестации с информационного выхода 47 модуля 1 пересылается на информационный вход 119 модуля 6 и подается на другой информационный вход компаратора 111 модуля 6.

Если код баллов текущей аттестации, накопленный студентом за семестр, меньше кода баллов заданного порога текущей аттестации, то на выходе 116 компаратора 111 формируется сигнал «Ликвидация задолженности», который с выхода 123 модуля 6 поступает на сигнальный выход 20 системы и пересылается на автоматизированное рабочее место пользователя системы (АРМ). При поступлении на АРМ пользователя системы сигнала «Ликвидация задолженности» запрашиваемый студент не допускается к контрольной аттестации в виде дифференцированного зачета или экзамена.

Если код баллов текущей аттестации, накопленный студентом за семестр, равен или больше кода баллов заданного порога текущей аттестации, то на выходе 117 компаратора 111 формируется сигнал, который поступает на опрос состояния элемента 112 И модуля 6.

Высоким потенциалом, который выдается с управляющего выхода 51 модуля 1 на управляющий вход 121 модуля 6, элемент 112 И модуля 6 будет открыт по одному входу. В этом случае сигнал с выхода 117 компаратора 111 проходит элемент 112 И и поступает на единичный вход триггера 110 модуля 6, перебрасывая его в единичное состояние, при котором высоким потенциалом с прямого его выхода элемент 113 И открывается по одному входу.

Импульс с выхода 117 компаратора 111 задерживается элементом 115 задержки на время переключения триггера 110 и проходит элемент 113 И и поступает на выход 124 модуля 6.

При низком потенциале управляющего сигнала, поступающего с выхода 51 модуля 1 на управляющий вход 121 модуля 6, элемент 112 И модуля 6 будет закрыт по одному входу.

В этом случае высоким потенциалом с инверсного выхода триггера 110, находящегося в нулевом состоянии, будет открыт элемент 116 И по одному входу и импульс с выхода 117 компаратора, пройдя элемент 115 задержки, проходит через элемент и поступает на выход 125 модуля 6.

Сигнал с выхода 124 модуля 6 пересылается на вход 154 модуля 7 весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена и поступает на синхронизирующий вход компаратора 141 модуля 7. По этому сигналу в компараторе 141 модуля 7 происходит сравнение кода баллов итоговой аттестации студента с кодом баллов заданного порога итоговой аттестации, находящихся на его информационных входах.

Код баллов итоговой аттестации студента с выхода 107 модуля 5 пересылается на вход 150 модуля 7 и подается на один информационный вход компаратора 141 модуля 7. Код баллов заданного порога итоговой аттестации с выхода 48 модуля 1 пересылается на вход 151 модуля 7 и подается на другой информационный вход компаратора 141 модуля 7.

Если код баллов итоговой аттестации студента меньше кода баллов заданного порога итоговой аттестации, на выходе 148 компаратора 141 модуля 7 вырабатывается сигнал «Сдача обязательного экзамена», который с выхода 157 модуля 7 подается на сигнальный выход 21 системы и поступает на АРМ пользователя системы. При поступлении на АРМ пользователя системы сигнала «Сдача обязательного экзамена» запрашиваемый студент не освобождается, а сдает обязательный экзамен по заданной учебной дисциплине.

Если код баллов итоговой аттестации студента равен или больше кода баллов заданного порога итоговой аттестации, на выходе 149 компаратора 141 модуля 7 вырабатывается сигнал, который поступает на синхронизирующий вход сумматора 137 модуля 7.

На оба информационных входа сумматора 137 модуля 7 с входа 152 модуля 7 подается код баллов текущей аттестации студента, поступивший с выхода 105 модуля 7. По импульсу с выхода 149 компаратора 141 модуля 7 код баллов текущей аттестации студента, поступивший на входы сумматора 137, удваивается и подается на оба информационных входа сумматора 138 модуля 7.

Импульс с выхода 149 компаратора 141 задерживается элементом 143 задержки на время срабатывания сумматора 137 модуля и подается на синхронизирующий вход сумматора 138 модуля 7. По этому импульсу код баллов текущей аттестации студента, поданный на информационные входы сумматора 138, снова удваивается и подается на один информационный вход сумматора 139 модуля 7, на другой информационный вход которого подается код баллов текущей аттестации студента с входа 152 модуля 7.

Импульс с выхода элемента 143 задержки задерживается элементом 144 задержки на время срабатывания сумматора 138 и подается на синхронизирующий вход сумматора 139. По этому импульсу в сумматоре 139 происходит суммирование кодов, поданных на его информационные входы, с передачей результата суммирования с выхода сумматора 139 на информационный вход регистра сдвига вправо 135 модуля 7.

Импульс с выхода элемента 144 задержки после задержки элементом 145 задержки на время срабатывания сумматора 139 подается на синхронизирующий вход регистра 135 сдвига. По этому импульсу содержимое регистра 135 сдвигается вправо на один разряд и подается на информационный вход регистра сдвига 136 модуля 7.

Импульс с выхода элемента 145 задержки после задержки элементом 146 задержки на время срабатывания регистра 135 сдвига подается на синхронизирующий вход регистра 136 сдвига. По этому импульсу содержимое регистра 136 сдвигается вправо на один разряд и подается на один информационный вход сумматора 140 модуля 7.

Код приращения баллов текущей аттестации с выхода 106 модуля 5 пересылается на вход 153 модуля 7 и подается на другой информационный вход сумматора 140.

Импульс с выхода элемента 146 задержки задерживается элементом 147 задержки на время срабатывания регистра 136 сдвига и подается на синхронизирующий вход сумматора 140. По этому импульсу код приращения баллов текущей аттестации добавляется к коду баллов текущей аттестации, выработанному регистром 136 сдвига, и с выхода сумматора выдается на выход 156 модуля 7.

Полученный в сумматоре 140 итоговый взвешенный код баллов текущей аттестации студента с выхода 156 модуля 7 пересылается на информационный вход 219 модуля 9 формирования баллов контрольной аттестации и подается на один информационный вход сумматора 204 модуля 9.

Код баллов итоговой аттестации студента с выхода 107 модуля 5 пересылается на вход 218 модуля 9 и подается на один информационный вход сумматора 203 модуля 9. Код баллов дополнительной аттестации с выхода 108 модуля 5 пересылается на информационный вход 216 модуля 9 и подается на другой информационный вход сумматора 203 модуля 9.

Синхронизирующий импульс с выхода 158 модуля 7 пересылается на синхронизирующий вход 222 модуля 9, задерживается элементом 210 задержки на время срабатывания сумматора 140 модуля 7 и поступает на синхронизирующий вход сумматора 203. По этому импульсу в сумматоре 203 происходит суммирование кодов, поданных на его информационные входы, а результат суммирования подается на другой информационный вход сумматора 204 модуля 9.

Синхронизирующий импульс с выхода элемента 210 задержки задерживается элементом 211 задержки на время срабатывания сумматора 203 и поступает на синхронизирующий вход сумматора 204 модуля 9. По этому импульсу в сумматоре 204 происходит суммирование кодов, поданных на его входы, а результат суммирования в виде кода экзаменационных баллов студента поступает на выход 227 модуля 9 и пересылается на информационный выход 18 системы для выдачи на АРМ пользователя системы.

Выдача кода экзаменационных баллов на АРМ пользователя системы сопровождается сигналом, который с выхода элемента 211 задержки задерживается элементом 212 задержки на время срабатывания сумматора 204 модуля 9 и с выхода 230 модуля 9 снимается сигнал «Освобождение от экзамена». Этот сигнал с сигнального выхода 24 системы выдается на АРМ пользователя системы. По этому сигналу код экзаменационных баллов студента, выданный с информационного выхода 24 системы, заносится пользователем системы в базу данных по базовому адресу студента в раздел заданной учебной дисциплины.

Сигнал с выхода 125 модуля 6 селекции вида контрольной аттестации пересылается на вход 187 модуля 8 весового преобразования баллов текущей аттестации студента при дифференцированном зачете.

С входа 187 модуля 8 этот сигнал подается на опрос состояния элемента 171 И. При высоком потенциале сигнала, подаваемого с выхода 52 модуля 1 на вход 188 модуля 8, элемент 171 И будет открыт по одному входу. В этом случае импульс с входа 187 проходит элемент 171 И и поступает на единичный вход триггера 163, перебрасывая его в единичное состояние, при котором высоким потенциалом с прямого его выхода открывается элемент 172 И по одному входу.

Синхронизирующий импульс с входа 187 модуля 8 задерживается элементом 181 задержки на время переключения триггера в единичное состояние и поступает на опрос состояния элементов 172, 173 И. Учитывая то, что открытым по одному входу будет только элемент 172 И, синхроимпульс с выхода элемента 181 задержки проходит элемент 172 И и поступает на синхронизирующий вход сумматора 166 модуля 8.

На оба информационных входа сумматора подается код баллов текущей аттестации студента, который с выхода 105 модуля 5 пересылается на информационный вход 185 модуля 8.

По синхронизирующему импульсу с выхода элемента 172 И в сумматоре 166 происходит удвоение кода баллов текущей аттестации, который с выхода сумматора 166 подается на оба информационных входа сумматора 167.

По синхронизирующему импульсу с выхода элемента 172 И, задержанному элементом 176 задержки на время срабатывания сумматора 166, в сумматоре 167 происходит удвоение кода баллов текущей аттестации, поданного на его входы.

Учетверенный исходный код баллов текущей аттестации, поступивший на вход 185 модуля 8, с выхода сумматора 167 подается на один информационный вход сумматора 168 модуля 8, на другой информационный вход которого подается код баллов текущей аттестации с входа 185 модуля 8.

По импульсу с выхода элемента 176 задержки, задержанному элементом 177 задержки на время срабатывания сумматора 167, в сумматоре 168 происходит суммирование кодов баллов текущей аттестации, поданных на его информационные входы. Полученная в сумматоре 168 сумма кодов баллов текущей аттестации подается на информационный вход регистра 161 сдвига.

По импульсу с выхода элемента 177 задержки, задержанному элементом 178 задержки на время срабатывания сумматора 168, содержимое регистра 161 сдвигается вправо на один разряд и подается на информационный вход регистра 162 сдвига.

По импульсу с выхода элемента 178 задержки, задержанному элементом 179 задержки на время срабатывания регистра 161 сдвига, содержимое регистра 162 сдвигается вправо на один разряд и подается на один информационный вход сумматора 169 модуля 8. Код приращения баллов текущей аттестации с выхода 106 модуля 5 пересылается на информационный вход 186 модуля 8 и подается на другой информационный вход сумматора 169.

По импульсу с выхода элемента 179 задержки, задержанному элементом 180 задержки на время срабатывания регистра 162 сдвига, принятые коды в сумматоре 169 суммируются. Полученный итоговый взвешенный код баллов текущей аттестации с выхода сумматора 169 выдается на выход 191 модуля 8.

Полученный после весового преобразования в модуле 8 взвешенный код баллов текущей аттестации студента с выхода 191 модуля 8 пересылается на информационный вход 217 модуля 9 формирования баллов контрольной аттестации и подается на один информационный вход сумматора 201 модуля 9. На другой информационный вход сумматора 201 подается код баллов дополнительной аттестации студента, который с выхода 108 модуля 5 пересылается на информационный вход 216 модуля 9.

Синхронизирующий импульс с выхода 193 модуля 8 пересылается на синхронизирующий вход 221 модуля 9, задерживается элементом 207 задержки на время срабатывания сумматора 169 модуля 8 и поступает на синхронизирующий вход сумматора 201. По этому импульсу в сумматоре 201 происходит суммирование кодов, поданных на его информационные входы, а результат суммирования подается на один информационный вход сумматора 202 модуля 9. На другой информационный вход сумматора 202 подается код баллов итоговой аттестации студента, пересылаемый в сумматор с выхода 107 модуля 5 через информационный вход 218 модуля 9.

По синхронизирующему импульсу с выхода элемента 207 задержки, задержанному элементом 208 задержки на время срабатывания сумматора 201, в сумматоре 202 происходит суммирование принятых кодов. Результат суммирования в виде кода баллов дифференцированного зачета с учетом баллов итоговой аттестации с выхода сумматора 202 поступает на выход 226 модуля 9, а затем пересылается на информационный выход 17 системы для выдачи на АРМ пользователя системы.

Выдача баллов дифференцированного зачета с учетом баллов итоговой аттестации на АРМ пользователя системы сопровождается сигналом, который с выхода элемента 208 задержки задерживается элементом 209 задержки на время срабатывания сумматора 202 и с выхода 229 модуля 9 снимается сигнал «Дифференцированный зачет с учетом баллов итоговой аттестации», который с сигнального выхода 23 системы выдается на АРМ пользователя системы.

По этому сигналу код баллов дифференцированного зачета с учетом баллов итоговой аттестации заносится пользователем системы в базу данных по базовому адресу студента в разделе заданной учебной дисциплины.

При низком потенциале сигнала, подаваемого с выхода 52 модуля 1 на вход 188 модуля 8, элемент 171 И будет закрыт по одному входу. В этом случае импульс с входа 187 модуля 8 проходит элемент 181 задержки и поступает на опрос состояния элементов 172, 173 И.

Учитывая то, что триггер 163 перед выполнением процедуры контрольной аттестации устанавливается в нулевое состояние, при котором высоким потенциалом с инверсного его выхода будет открыт элемент 173 И по одному входу, синхронизирующий импульс с выхода 187 модуля 8, пройдя элемент 181 задержки, проходит через элемент 173 И и поступает на синхронизирующий вход сумматора 164 модуля 8.

Код баллов текущей аттестации студента с выхода 105 модуля 5 пересылается на информационный вход 185 модуля 8 и подается на оба информационных входа сумматора 164.

По синхронизирующему импульсу с выхода элемента 173 И в сумматоре 164 вырабатывается удвоенный кода баллов текущей аттестации, который с выхода сумматора 164 подается на один информационный вход сумматора 165. На другой информационный вход сумматора 165 подается код баллов текущей аттестации с входа 185 модуля 8.

По синхронизирующему импульсу с выхода элемента 173 И, задержанному элементом 174 задержки на время срабатывания сумматора 164, в сумматоре 165 происходит суммирование принятых кодов с выдачей результата суммирования на информационный вход регистра 160 сдвига.

По импульсу с выхода элемента 174 задержки, задержанному элементом 175 задержки на время срабатывания сумматора 165, содержимое регистра 160 сдвигается вправо на один разряд и выдается на информационный выход 190 модуля 8 в виде взвешенного кода баллов текущей аттестации для дифференцированного зачета без учета баллов итоговой аттестации.

Полученный взвешенный код баллов текущей аттестации для дифференцированного зачета без учета баллов итоговой аттестации с выхода 190 модуля 8 пересылается на информационный вход 215 модуля 9 формирования баллов контрольной аттестации и подается на один информационный вход сумматора 200 модуля 9.

На другой информационный вход сумматора 200 подается код баллов дополнительной аттестации студента, который с выхода 108 модуля 5 пересылается на информационный вход 216 модуля 9.

Синхронизирующий импульс с выхода 192 модуля 8 пересылается на синхронизирующий вход 220 модуля 9, задерживается элементом 205 задержки на время срабатывания регистра 160 модуля 8 и поступает на синхронизирующий вход сумматора 200. По этому импульсу в сумматоре 200 происходит суммирование кодов, поданных на его информационные входы.

Результат суммирования в виде кода баллов дифференцированного зачета сбез учета баллов итоговой аттестации поступает на выход 225 модуля 9 и с информационного выхода 16 системы выдается на АРМ пользователя системы.

Выдача кода баллов дифференцированного зачета без учета баллов итоговой аттестации на АРМ пользователя системы сопровождается сигналом, который с выхода элемента 205 задержки задерживается элементом 206 задержки на время срабатывания сумматора 200 и с выхода 228 модуля 9 снимается сигнал «Дифференцированный зачет без учета баллов итоговой аттестации». Этот сигнал с сигнального выхода 22 системы выдается на АРМ пользователя системы.

По этому сигналу код баллов дифференцированного зачета без учета баллов итоговой аттестации, выданный с информационного выхода 22 системы, заносится пользователем системы в базу данных по базовому адресу студента в раздел заданной учебной дисциплины.

Таким образом, введение новых узлов и модулей и новых конструктивных связей позволило существенно повысить быстродействие системы путем исключения поиска данных, необходимых для принятия решений, по всей базе данных системы.

Источники информации, принятые во внимание при составлении описания заявки:

1.Патент США 5136708, М. кл. G06F 15/16, 1992.

2. Патент США 5129083, М. кл. G06F 12/00, 15/40, 1992 (прототип).

3. Харитонов В.И. Новые информационные технологии при подготовке инженерных кадров /В. Харитонов //Автотракторное электрооборудование. -2004. - 9. - С. 45-47.

4. Романов Е.М., Шебашев В.Е., Масленников А.С. Управление учебным процессом вуза с использованием современных технологий./ Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции - г.Йошкар-Ола, 2007 г. - С. 31-35.

Система организации учебного процесса вуза, содержащая модуль формирования баллов контрольной аттестации студента, первый информационный выход которого является первым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы информации в виде баллов дифференцированного зачета без учета баллов итоговой аттестации, второй информационный выход модуля формирования баллов контрольной аттестации студента является вторым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы информации в виде баллов дифференцированного зачета с учетом баллов итоговой аттестации, третий информационный выход модуля формирования баллов контрольной аттестации студента является третьим информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы информации в виде баллов экзамена, первый синхронизирующий выход модуля формирования баллов контрольной аттестации студента является первым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала приема дифференцированного зачета без учета баллов итоговой аттестации, второй синхронизирующий выход модуля формирования баллов контрольной аттестации студента является вторым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала приема дифференцированного зачета с учетом баллов итоговой аттестации, третий синхронизирующий выход модуля формирования баллов контрольной аттестации студента является третьим сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала освобождения студента от экзамена, модуль формирования сигналов считывания базы данных сервера, информационный выход которого является адресным выходом системы, предназначенным для выдачи адреса считывания на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля формирования сигналов считывания базы данных сервера является синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов считывания на вход считывания сервера базы данных, модуль контроля размерности массива считывания, один выход которого подключен к счетному входу модуля формирования сигналов считывания базы данных сервера, отличающаяся тем, что она содержит модуль идентификации базового адреса учебной дисциплины, информационный вход которого является первым информационным входом системы, предназначенным для приема кодограммы запроса с автоматизированных рабочих мест пользователей системы, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины является первым синхронизирующим входом системы, предназначенным для занесения кодограммы запроса с автоматизированных рабочих мест пользователей системы в модуль идентификации базового адреса учебной дисциплины, первый информационный выход модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины соединен с информационным входом модуля контроля размерности массива считывания, модуль идентификации базового адреса студента, первый, второй, третий и четвертый информационные входы которого подключены к второму, третьему, четвертому и пятому информационным выходам модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины соответственно, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса студента подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, информационный выход модуля идентификации базового адреса студента соединен с информационным входом модуля формирования сигналов считывания базы данных сервера, а синхронизирующий выход модуля идентификации базового адреса студента подключен к синхронизирующему входу модуля формирования сигналов считывания базы данных сервера, модуль распределения баллов аттестаций по группам признаков, информационный вход которого является вторым информационным входом системы, предназначенным для приема записей аттестаций студента из базы данных сервера, синхронизирующий вход модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков является вторым синхронизирующим входом системы, предназначенным для занесения записей аттестаций студента, считанных из базы данных сервера, в модуль распределения баллов аттестаций по группам признаков, установочный вход модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, первый информационный выход модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков соединен с первым информационным входом модуля формирования баллов контрольной аттестации студента, а синхронизирующий выход модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков подключен к синхронизирующему входу модуля контроля размерности массива считывания, модуль селекции вида контрольной аттестации, один информационный вход которого подключен к шестому информационному выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, другой информационный вход модуля селекции вида контрольной аттестации подключен к второму информационному выходу модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков, синхронизирующий вход модуля селекции вида контрольной аттестации подключен к другому выходу модуля контроля размерности массива считывания, управляющий вход модуля селекции вида контрольной аттестации подключен к первому управляющему выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, установочный вход модуля селекции вида контрольной аттестации подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, первый синхронизирующий выход модуля селекции вида контрольной аттестации является четвертым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала ликвидации задолженности для аттестуемого студента, модуль весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена, первый информационный вход которого подключен к седьмому информационному выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, второй, третий и четвертый информационные входы модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена подключены к второму, третьему и четвертому информационным выходам модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков соответственно, синхронизирующий вход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена подключен к второму синхронизирующему выходу модуля селекции вида контрольной аттестации, установочный вход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, информационный выход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена подключен к второму информационному входу модуля формирования баллов контрольной аттестации студента, один синхронизирующий выход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена является пятым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи сигнала обязательного экзамена для аттестуемого студента, другой синхронизирующий выход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при освобождении студента от экзамена соединен с первым синхронизирующим входом модуля формирования баллов контрольной аттестации студента, и модуль весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета, первый и второй информационные входы которого подключены к второму и четвертому информационным выходам модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков соответственно, синхронизирующий вход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета подключен к третьему синхронизирующему выходу модуля селекции вида контрольной аттестации, управляющий вход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета соединен со вторым управляющим выходом модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, а установочный вход модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины, первый и второй информационные выходы модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета подключены к третьему и четвертому информационным входам модуля формирования баллов контрольной аттестации студента соответственно, а первый и второй синхронизирующие выходы модуля весового преобразования баллов текущей аттестации при сдаче дифференцированного зачета соединены с вторым и третьим синхронизирующими входами модуля формирования баллов контрольной аттестации студента соответственно, при этом пятый информационный вход модуля формирования баллов контрольной аттестации студента подключен к третьему информационному выходу модуля распределения баллов аттестаций по группам признаков, а другой выход модуля контроля размерности массива считывания соединен с установочным входом модуля формирования сигналов считывания базы данных сервера, с установочным входом модуля контроля размерности массива считывания и с установочным входом модуля идентификации базового адреса учебной дисциплины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, в частности, к способам и устройствам антикоагулянтной терапии и может классифицироваться как биотехническая система медико-терапевтического назначения с биологическим управлением по типу отрицательной обратной связи, поддерживающая жизнедеятельность отдельной системы организма

Полезная модель относится к области медицинского оборудования, а именно к передвижным пунктам на базе автобусов для заготовки, переработки, хранения и транспортировки крови и ее компонентов в выездных условиях.

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности, к автоматизированной системе тестирования профессиональных знаний руководителей и специалистов предприятий гражданской авиации в области управленческой и предпринимательской деятельности, основанной на использовании новых информационных технологий в процессе тестирования
Наверх