Водяной насос

 

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности, к насосам для регулирования теплообмена в двигателях внутреннего сгорания. Технический результат - повышения надежности за счет исключения протечки перекачиваемой жидкости в корпус насоса. Для этого в нерабочей поверхности крыльчатки насоса выполнен ряд отверстий, соединяющих полость в корпусе под крыльчаткой с центральной зоной ее рабочей стороны. Причем отверстия выполнены с углом наклона, направленным от нерабочей поверхности к центральной зоне рабочей полости крыльчатки, при этом отверстия размещены как можно ближе к оси вращения крыльчатки. 1 з.п. ф-лы. 4 ил.

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности, к насосам для регулирования теплообмена в двигателях внутреннего сгорания (ДВС).

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленной полезной модели по совокупности признаков является водяной насос с турбинной крыльчаткой, включающий такие основные элементы, как сальник, подшипник, крыльчатка, корпус, шестерня и стопорный винт, (сборочный чертеж N2110-1307032 насоса водяного, разработанного на предприятии ТЗА КТО г. Тольятти, Самарской обл.), принят за прототип.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного водяного насоса, принятого за прототип, относится то, что насос обладает пониженной надежностью вследствие того, что при его работе перекачиваемая жидкость выбрасывается от центра крыльчатки к периферии под высоким давлением, из-за чего часть жидкости просачивается в зазор величиной 1 мм, имеющийся между нерабочей поверхностью крыльчатки и торцом корпуса насоса, скапливается в полости под крыльчаткой и попадает в сальник, что вызывает протечку жидкости в корпус насоса.

Сущность полезной модели заключается в следующем.

Задача - исключить протечку перекачиваемой жидкости в корпус водяного насоса.

Технический результат - повышение надежности.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в известном водяном насосе, включающем такие основные элементы, как сальник, подшипник, турбинная крыльчатка, корпус, шестерня и стопорный винт, в нерабочей поверхности крыльчатки выполнен ряд небольших отверстий, соединяющих полость в корпусе под крыльчаткой с центральной зоной рабочей стороны крыльчатки. Причем отверстия выполнены с углом наклона, направленным от нерабочей поверхности крыльчатки, со стороны зазора, к центральной зоне рабочей полости крыльчатки. Количество отверстий, размер диаметра и угол их наклона выбирают из условия создания требуемой разницы давлений в полости корпуса и центральной зоне рабочей стороны крыльчатки. При этом отверстия должны быть, по возможности, размещены как можно ближе к оси вращения крыльчатки.

За счет влияния центробежной силы, отбрасывающей жидкость от центральной зоны к периферии, возникает разряжение, создающее постоянный «подсос», поэтому жидкость из полости с высоким давлением поступает в рабочую зону крыльчатки. Так наличие отверстий в турбинной крыльчатке исключает протечку перекачиваемой жидкости в корпус водяного насоса, чем повышает его надежность.

На чертежах представлено: на фиг.1 - изображен продольный разрез водяного насоса, на фиг.2 - крыльчатка водяного насоса, а на фиг.3 и фиг.4 - объемное изображение крыльчатки в двух видах.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного результата заключаются в следующем. Водяной насоса включает следующие основные элементы: сальник 1, подшипник 2, крыльчатку 3, корпус 4, шестерню 5 и стопорный винт 6. В турбинной крыльчатке выполнен ряд отверстий 7. Их количество составляет от 6 до 8, диаметр от 3,2 до 4,6 мм, а угол наклона от 15 до 23°.

Водяной насос эксплуатируется обычным образом.

Насос предполагается применять для регулирования теплообмена в ДВС, но он может быть использован не только в области машиностроения, в частности двигателестроении, но и в других отраслях промышленности.

В настоящее время имеются все средства и методы для осуществления заявляемой полезной модели.

Использование полезной модели ведет к повышению надежности водяного насоса, а следовательно и его долговечности, что повышает дальность пробега автомобиля без капитального ремонта.

1. Водяной насос, включающий сальник, подшипник, крыльчатку, корпус, шестерню и стопорный винт, отличающийся тем, что в нерабочей поверхности крыльчатки выполнен ряд отверстий, соединяющих полость в корпусе под крыльчаткой с центральной зоной ее рабочей стороны, причем отверстия выполнены с углом наклона, направленным от нерабочей поверхности к центральной зоне рабочей полости крыльчатки, при этом отверстия размещены как можно ближе к оси вращения крыльчатки.

2. Насос по п.1, отличающийся тем, что 6-8 отверстий в турбинной крыльчатке выполнены диаметром от 3,2 до 4,6 мм с углом наклона к вертикали от 15 до 23.°



 

Наверх