Устройство для ручного управления автомобилем

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления автомобилем для инвалидов без правой ноги. Технический результат, достигаемый полезной моделью, заключается в упрощении конструкции устройства, улучшении потребительских качеств автомобиля для инвалидов, снижении себестоимости изделия и обеспечении безопасности водителя. Устройство содержит суппорт 1 П-образной формы, прикрепленный к кронштейну рулевой колонки автомобиля. Орган управления дроссельной заслонкой карбюратора и тормозом выполнен в виде единого рычага 2 управления. Рычаг 2 управления педалями тормоза и заслонкой карбюратора снабжен усилителями 3. В нижней части рычаг 2 пропущен через промежуточный элемент 4, который выполнен в виде скобы, охватывающей рычаг 2. Рычаг 2 через усилитель 3 соединен с первой осью 5, расположенной на промежуточном элементе 4 с возможностью вращения попеременно относительно первой оси 5 и второй оси 6, расположенных в противоположных концах промежуточного элемента. На свободном нижнем конце рычага 1 закреплена тяга 8 управления педалью 9 дроссельной заслонки карбюратора. Тяга 10 управления педалью 11 тормоза соединена с промежуточным элементом 4. Устройство снабжено фиксатором акселератора 12. Фиксатор акселератора 12 снабжен приводом, выполненным в виде параллельных гибких тросиков 13, 14, проходящих вдоль рычага 2 привода педалей 9, 11 заслонки карбюратора и тормоза. Тросики 13, 14 закреплены в конечных частях на пластинах 15, 16 с возможностью регулировки. Пластина 16 закреплена на кулачковом элементе (условно не показан), который выполнен с возможностью вращения вокруг оси, зафиксированной на промежуточном элементе 4, и установлен в непосредственной близости к рычагу 2 с возможностью его фиксации в определенном положении, отрегулированном заранее.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления автомобилем для инвалидов без правой ноги.

Известен ручной привод дросселя карбюратора автомобиля, содержащий рычаг и управления дросселем, установленные на осях кронштейнов, прикрепленных к ступице рулевого колеса, закрепленный на рулевом валу трос привода дросселя, верхний конец которого кинематически связан с рычагами управления дросселем, а нижний - с рычагами дросселя карбюратора.

Ручной привод также включает пружину возврата дросселя в закрытое положение, рулевой механизм, приводная шестерня которого кинематически связана с рулевым валом и шарнирами, связывающими с возможностью вращения друг относительно друга отрезки троса привода дросселя, установленные внутри рулевого вала (см. а.с. СССР 1717430 МПК 5 В60К 26/04).

Известно устройство для ручного управления педалью тормоза автомобиля, содержащее педаль, шарнирно соединенную посредством неподвижной оси с кронштейном передней стенки кузова, управляющий шток и промежуточный рычаг, кинематически связанный с педалью и шарнирно соединенный с управляющим штоком, а другим - с кузовом и самоустанавливающейся опорой, закрепленной на кузове, а управляющий шток пропущен сквозь опору и расположен в направлении продольной оси автомобиля, при этом промежуточный рычаг закреплен посредством неподвижной оси к упомянутому кронштейну передней стенки кузова (см. патент РФ 2043215 МПК 6, В60К 26/02).

Использование технических решений по а.с. 1717430 и патенту 2043215 влечет за собой изменение конструкции базового автомобиля. Изменение базовой конструкции автомобиля не допустимо в соответствии с требованиями безопасности.

Известно устройство для ручного управления автомобилем, содержащее суппорт, прикрепленный снизу к кронштейну рулевой колонки автомобиля, орган управления дроссельной заслонкой карбюратора, включающий трос, связанный с педалью газа, орган управления тормозом и сцеплением, включающий подрулевой рычаг, подвижно соединенный своим опорным концом с суппортом и кинематически связанный с тормозом и сцеплением. Причем орган управления дроссельной заслонкой карбюратора снабжен подрулевой дугой, качающейся на оси, расположенной в верхней части суппорта, и соединенной с тросом. Орган управления тормозом и сцеплением снабжен элементами и тягой, образующими с подрулевым рычагом трапецию, подвижно соединенную с нижней частью суппорта одним концом своего основания, при этом все элементы трапеции шарнирно связаны между собой и ее боковые элементы установлены с возможностью перемещения только во взаимно перпендикулярных плоскостях. (см. патент РФ 2188135, МПК 7 В60К 41/28, 2002 г.). Данное решение принято за прототип.

К основному недостатку этого устройства следует отнести неудобство управления подрулевой дугой, связанное с возможной блокировкой рулевого управления при воздействии на педаль акселератора. Кроме того, усилие на органе управления тормозом очень велико, что ухудшает эксплуатационные возможности и отражается на безопасности движения.

Задача, решаемая полезной моделью - создание конструкции, обеспечивающей удобство управления автомобилем людьми с ограниченными возможностями, упрощение конструкции устройства, улучшение потребительских качеств автомобиля для инвалидов без правой ноги, снижение себестоимости изделия и обеспечение безопасности водителя.

Поставленная задача решается за счет того, что в известном устройстве для ручного управления автомобилем, содержащем суппорт, прикрепленный к кронштейну рулевой колонки автомобиля, органы управления дроссельной заслонкой карбюратора и тормозом, один из которых выполнен в виде рычага, посредством тяг связанного с соответствующей педалью, в соответствии с полезной моделью, суппорт выполнен П-образным, устройство снабжено единым рычагом управления педалями тормоза и дроссельной заслонкой карбюратора, связанным с педалью тормоза через подвижный промежуточный элемент, причем устройство снабжено фиксатором акселератора.

Рычаг управления педалями тормоза и заслонкой карбюратора снабжен усилителями и пропущен через промежуточный элемент с возможностью вращения попеременно относительно двух осей, расположенных в противоположных концах промежуточного элемента, причем одна из осей соединена с пластиной суппорта.

Промежуточный элемент и передняя пластина суппорта выполнены с L-образными полочками в нижней части, взаимодействующими друг с другом для ограничения подвижности промежуточного элемента в расчетной точке.

Фиксатор акселератора выполнен с приводом в виде параллельных гибких тросиков, проходящих вдоль рычага привода педалей акселератора и тормоза и закрепленных в конечных частях на пластинах с возможностью регулировки.

Технический результат, достигаемый всей совокупностью признаков полезной модели заявляемого технического решения, заключается в упрощении конструкции устройства, улучшении потребительских качеств автомобиля для инвалидов без правой ноги, снижении себестоимости изделия и обеспечении безопасности водителя.

Наличие единого рычага управления педалями тормоза и дроссельной заслонкой карбюратора, связанного с педалью тормоза через подвижный промежуточный элемент, позволяет облегчить управление автомобилем людям, лишенным правой ноги. Созданная конструкция проста в управлении и не требует приложения больших усилий на рычаге при управлении автомобилем.

Выполнение фиксатора акселератора позволяет ввести дополнительную функцию по установлению определенного режима работы двигателя, что упрощает трогание с места в сложных дорожных условиях, что обеспечивает безопасности водителя.

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами.

Фиг.1 - общий вид устройства

Фиг.2 - вид на промежуточный элемент с рычагом управления педалями тормоза и дроссельной заслонкой карбюратора.

Устройство для ручного управления автомобилем предназначено для установки на автомобили, управляемые людьми с ограниченными возможностями, в данном случае, лишенными правой ноги. Устройство содержит суппорт 1 П-образной формы, прикрепленный к кронштейну рулевой колонки автомобиля. Орган управления дроссельной заслонкой карбюратора и тормозом выполнен в виде единого рычага 2 управления. Рычаг 2 управления педалями тормоза и заслонкой карбюратора снабжен усилителями 3. В нижней части рычаг 2 пропущен через промежуточный элемент 4, который выполнен в виде скобы, охватывающей рычаг 2. Рычаг 2 через усилитель 3 соединен с первой осью 5, расположенной на промежуточном элементе 4 с возможностью вращения попеременно относительно первой оси 5 и второй оси 6, расположенных в противоположных концах промежуточного элемента. Промежуточный элемент 4 жестко закреплен на второй оси 6, выполненной в виде втулки, посредством которой присоединен к пластине 7 суппорта 1. На свободном нижнем конце рычага 1 закреплена тяга 8 управления педалью 9 дроссельной заслонки карбюратора. Тяга 10 управления педалью 11 тормоза соединена с промежуточным элементом 4.

Устройство снабжено фиксатором акселератора 12. Фиксатор акселератора 12 снабжен приводом, выполненным в виде параллельных гибких тросиков 13, 14, проходящих вдоль рычага 2 привода педалей 9, 11 заслонки карбюратора и тормоза. Тросики 13, 14 закреплены в конечных частях на пластинах 15, 16 с возможностью регулировки. Пластина 16 закреплена на кулачковом элементе (условно не показан), который выполнен с возможностью вращения вокруг оси, зафиксированной на промежуточном элементе 4, и установлен в непосредственной близости к рычагу 2 с возможностью его фиксации в определенном положении, отрегулированном заранее.

Промежуточный элемент 4 и передняя пластина 7 суппорта выполнены с L-образными полочками 17, 18 в нижней части, взаимодействующими друг с другом для ограничения подвижности промежуточного элемента в расчетной точке.

Устройство работает следующим образом.

Устройство посредством суппорта 1 крепится к кронштейну рулевой колонки снизу.

При трогании с места водитель выжимает педаль сцепления. Одновременно водитель воздействует на рычаг 2 в направлении А. При этом первоначально рычаг вращается совместно с промежуточным элементом 4 вокруг оси 2 до момента взаимодействия горизонтальной полочки 18 промежуточного элемента с полочкой 17 пластины 7 суппорта. Во время этого ограниченного хода рычага 2, за счет вращения промежуточного элемента 4, с которым связана тяга 10 управления педалью тормоза, освобождается педаль тормоза и плавно выжимается педаль 9 акселератора (воздействуя на заслонку карбюратора). При достижении 3000 об/мин., с помощью фиксатора 12 блокируется дальнейшее движение рычага 2, и автомобиль плавно трогается с места. При этом правая рука водителя свободна и он может управлять направлением движения автомобиля, воздействуя на рулевое колесо.

Для увеличения скорости фиксатор устанавливается в нейтральное положение и рычаг 2 получает возможность дальнейшего перемещения в направлении А, при этом рычаг вращается вокруг оси 5 и воздействие осуществляется только на педаль 9 акселератора посредством тяги 8.

Для торможения рычаг 2 поворачивают в направлении Б. Рычаг вращается совместно с промежуточным элементом 4 вокруг оси 6, при этом идет воздействие на тягу 10 и давление на педаль 11 тормоза, давление на педаль акселератора 9 ослабевает, скорость падает. Для предотвращения остановки двигателя выжимается педаль сцепления.

Все элементы устройства могут быть изготовлены с использованием известных технологий на существующем оборудовании с минимальными затратами.

Заявляемое техническое решение позволит управлять автомобилем водителями-инвалидами без правой ноги.

1. Устройство для ручного управления автомобилем, содержащее суппорт, прикрепленный к кронштейну рулевой колонки автомобиля, органы управления дроссельной заслонкой карбюратора и тормозом, один из которых выполнен в виде рычага, посредством тяг связанного с соответствующей педалью, отличающееся тем, что суппорт выполнен П-образным, устройство снабжено единым рычагом управления педалями тормоза и дроссельной заслонкой карбюратора, связанным с педалью тормоза через подвижный промежуточный элемент, причем устройство снабжено фиксатором акселератора.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что рычаг управления педалями тормоза и заслонкой карбюратора снабжен усилителями и пропущен через промежуточный элемент с возможностью вращения попеременно относительно двух осей, расположенных в противоположных концах промежуточного элемента, причем одна из осей соединена с пластиной суппорта.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что промежуточный элемент и передняя пластина суппорта выполнены с L-образными полочками в нижней части, взаимодействующими друг с другом для ограничения подвижности промежуточного элемента в расчетной точке.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что фиксатор акселератора выполнен с приводом в виде параллельных гибких тросиков, проходящих вдоль рычага привода педалей акселератора и тормоза и закрепленных в конечных частях на пластинах с возможностью регулировки.



 

Похожие патенты:
Наверх