Приспособление чалочное для транспортировки, переворота и слива на весу продукта из бочки

 

Полезная модель относится к подъемно-транспортным механизмам. Устройство для перемещения груза включает захват в виде двух полуколец, одно из которых короче другого, и трос, закрепленный на траверсе и пропущенный через ролики, смонтированные на концах длинного полукольца. Устройство также содержит полиспасты, образованные посредством охваченных тросом роликов, размещенных на концах короткого полукольца. На каждом конце длинного полукольца выполнена пара роликов, расположенных вертикально с зазором для троса. 2 з.п.ф., 3 ил.

Предложение относится к области машиностроения, в частности к подъемно-транспортным механизмам, и может быть использовано для полиспастных систем, предназначенных для подъема и перемещения грузов.

При подъеме и транспортировании различных грузов обычно используют автоматизацию и дистанционное управление процессом захвата и освобождения груза. Однако это не исключает применения легких и простых грузозахватных средств, какими являются стропы.

Строповка - это способ обвязки, крепления и подвешивания груза к крюку грузоподъемного механизма с помощью стропов, изготовляемых из канатов, цепей или других материалов. По длине и грузоподъемности стропы должны подбираться с учетом веса и габаритов основных видов транспортируемых грузов на определенном участке работ.

Трубы, круглый металл небольших диаметров стропятся пакетами, а тяжелые болванки и трубы больших диаметров, бочки - поштучно. Толстые, но недлинные трубы и болванки целесообразнее транспортировать в вертикальном положении.

Известно устройство для строповки грузов, имеющих цилиндрическую форму, выполненное в виде захвата, содержащего траверсу с гибкими канатными подвесками, два коромысла-рычага, соединенные двумя полукольцами-петлями [1].

При зацепке петли свободно надеваются на груз, а при подъеме захвата коромысла-рычаги поворачиваются и гибкие петли стягивают его.

Недостатком известного устройства является непродолжительный срок службы стропов, так как канаты касаются непосредственно груза, вследствие чего они имеют значительный износ.

Срок службы стропов с навесными грузозахватными приспособлениями гораздо продолжительнее, чем стропов, предназначенных для обвязки грузов.

Известно устройство для подъема и транспортирования жидкостей в металлических бочках, содержащее клещевые захваты, смонтированные из двух полукруглых колодок, приваренных к рычагам, соединенных осью, и подвески [2].

Недостатком данного устройства является узкая область применения, так как оно не позволяет осуществлять переворот бочки на весу.

Известно захватное приспособление, предназначенное для подъема железобетонных и стальных колец и труб диаметром от 900 мм до 1500 мм, монтируемых вертикально [3].

Приспособление состоит из трех упоров, шарнирно закрепленных на распорках, которые другими концами шарнирно связаны с дисками, верхним и нижним. Канат, одним концом прикрепленный к кольцу, огибает блок нижнего диска и крепится к верхнему диску. Приспособление опирается на землю треногой.

При подъеме захвата за кольцо диски сближаются, пока упоры не войдут в соприкосновение с поднимаемым изделием. При дальнейшем подъеме вместе с захватом будет подниматься и груз, удерживаемый силой трения. Чтобы освободить приспособление от груза, кольцо снимают с крюка крана, а петлю, укрепленную на верхнем диске, надевают на крюк. При последующем подъеме крюка нижний диск под действием собственного веса устройства удаляется от верхнего диска, указанные упоры при этом сближаются и освобождают груз.

Недостатками данного устройства являются сложность конструкции и большие габаритные размеры.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому решению является устройство для транспортировки труб [4].

Захват устройства состоит из двух полуколец, изготовленных из угловой стали. Одно полукольцо захвата длиной в половину окружности трубы, другое на 120-150 мм короче. К короткому полукольцу закреплен скобами трос, который пропущен через ролики, смонтированные на концах длинного полукольца, и закреплен на швеллерной траверсе.

Перед зацепкой трубы полукольца разводят и надевают на груз немного выше его центра тяжести. Во время подъема полукольца сжимаются с силой, прямо пропорциональной весу груза, и удерживают его.

Известное устройство имеет простую конструкцию, однако применение данного захвата ограничено, так как он не позволяет осуществлять переворот груза навесу, например, для слива продукта из бочек, и не является надежным из-за недостаточного усилия зажима груза полукольцами.

Технический результат предложения заключается в улучшении эксплуатационных характеристик устройства за счет увеличения тягового усилия троса и обеспечения возможности переворота груза на весу.

Для достижения указанного технического результата в устройстве для перемещения груза, преимущественно бочек с жидким продуктом, включающем захват в виде двух полуколец, одно из которых короче другого, и трос, закрепленный на траверсе и пропущенный через ролики, смонтированные на концах длинного полукольца, согласно предложению, оно содержит полиспасты, образованные посредством охваченных тросом роликов, размещенных на концах короткого полукольца, а на каждом конце длинного полукольца выполнена пара роликов, расположенных вертикально с зазором для троса.

Также согласно предложению, свободные концы троса закреплены на концах длинного полукольца, длина окружности которого составляет половину длины окружности бочки.

Наличие указанных отличительных признаков свидетельствует о соответствии заявляемого технического решения критерию патентоспособности «новизна».

Сущность предложения поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично изображен продольный разрез, вид А; на фиг.2 схематично изображен продольный разрез, вид Б; на фиг.3 представлен разрез В-В блока роликов.

Следует учесть, что на чертеже для большей ясности представлены только те детали, которые необходимы для понимания существа технического решения, а сопутствующее оборудование, хорошо известное специалистам в данной области, на чертеже не представлено.

Представленный ниже пример конкретного выполнения устройства предназначен для перемещения, переворота и слива на весу жидкого продукта из бочки.

Устройство включает захват, который состоит из двух полуколец 1 и 2 (фиг.1, 2). Полукольцо 1 захвата выполнено длиной в половину длины окружности L бочки, то есть L1=1/2 L=R. Полукольцо 2 выполнено короче полукольца 1, то есть длина окружности L2<L1.

На концах длинного полукольца 1 смонтированы блоки роликов (фиг.3). Каждый блок включает пару роликов, соответственно 3 и 4, которые размещены в корпусе вертикально с зазором относительно друг друга.

На концах короткого полукольца 2 смонтированы ролики 5.

Устройство также включает две ветви гибкого тягового элемента в виде троса 6. У каждой ветви трос 6 сверху одним концом закреплен через звено 7 на траверсе 8, его свободный конец пропущен в зазор между роликами 3 и 4 полукольца 1, затем - через ролик 5 короткого полукольца 2, после чего закреплен на полукольце 1. Таким образом, оба полукольца 1 и 2 соединены с двух сторон тросом 6, при этом трос 6, огибая ролик 5, вместе с ним образует полиспаст, предназначенный для выигрыша в силе.

К траверсе 8 приварена серьга 9 для подъема груза.

Устройство работает следующим образом.

Перед зацепкой бочки с жидким продуктом полукольца 1 и 2 разводят и надевают на груз немного выше его центра тяжести. Во время подъема полукольца 1 и 2 сжимаются и удерживают бочку.

Заявляемое устройство позволяет при незначительном усилии переворачивать бочку на 180° на весу за счет пары роликов 3 и 4, которые трос 6 поочередно огибает при наклоне бочки и сливе продукта.

При этом бочка удерживается совершенно надежно, так как полукольца 1 и 2 сжимают ее вдвое сильнее за счет полиспаста, который по своему принципу действия подобен рычагу: выигрыш в силе равен проигрышу в расстоянии при теоретическом равенстве совершаемых работ.

Таким образом, сдвигая полукольцо 2 на расстояние, например l, необходимо вытянуть трос 6 от звена 7 до ролика 3 на расстояние 2l. Благодаря образованному полиспасту, сила сдавливания бочки полукольцами 1 и 2 вдвое превышает массу самого груза.

Устройство было разработано и успешно использовано на Астраханском тепловозоремонтном заводе.

Из вышесказанного следует, что изготовление данного устройства промышленным способом не вызывает затруднений, предполагает использование освоенных материалов и стандартного оборудования, что свидетельствует о соответствии заявляемого технического решения критерию патентоспособности «промышленная применимость».

Источники информации:

1 А.И.Рякин, Б.А.Урванцев. Строповка грузов, Москва, издательство «Машиностроение», 1968, стр.131-133, рис.75;

2 А.И.Рякин, Б.А.Урванцев. Строповка грузов, Москва, издательство «Машиностроение», 1968, стр.155, рис.106;

3 А.И.Рякин, Б.А.Урванцев. Строповка грузов, Москва, издательство «Машиностроение», 1968, стр.140-141, рис.87;

4 А.И.Рякин, Б.А.Урванцев. Строповка грузов, Москва, издательство «Машиностроение», 1968, стр.141-142, рис.88.

1. Приспособление чалочное для транспортировки, переворота и слива на весу продукта из бочки, включающее захват в виде двух полуколец, одно из которых короче другого, и трос, закрепленный на траверсе и пропущенный через ролики, смонтированные на концах длинного полукольца, отличающееся тем, что содержит полиспасты, образованные посредством охваченных тросом роликов, размещенных на концах короткого полукольца, а на каждом конце длинного полукольца выполнена пара роликов, расположенных вертикально с зазором для троса.

2. Устройство для перемещения груза по п.1, отличающееся тем, что свободные концы троса закреплены на концах длинного полукольца.

3. Устройство для перемещения груза по п.1, отличающееся тем, что длина окружности длинного полукольца составляет половину длины окружности бочки.



 

Наверх