Устройство для изучения перцептивных звеньев функциональных систем познавательных способностей

 

Устройство для изучения перцептивных звеньев функциональных систем познавательных способностей предназначено для изучения психофизиологических и нейропсихологических механизмов познавательных способностей и может быть использовано для изучения структурной организации функциональных систем познавательных способностей и выявления нейробиологических причин их разной эффективности.

Целью заявляемого устройства является повышение эффективности изучения структурной организации функциональных систем познавательных способностей разной модальности для выявления нейробиологических факторов обуславливающих их разную продуктивность.

Панель экспериментатора включает три пары кнопок предназначенных для предъявления световых, звуковых и тактильных раздражителей с левой или правой стороны панели испытуемого, счетчик времени реакции испытуемого и кнопки для ручного управления. В панель испытуемого вмонтированы источники световых, звуковых и кожных сигналов, что делает устройство портативным. На панели испытуемого располагаются две кнопки для правой и левой руки, нажатие на которые приводит к остановке счетчика времени на панели экспериментатора. Блок питания обеспечивает работу прибора и создает потенциал на правом и левом вибрационном устройствах.

При применении заявляемого устройства регистрируются право- и левополушарных реакций на разномодальные сигналы, что позволяет судить о реактивности соответствующих сенсорных зон коры, являющихся перцептивными звеньями функциональных систем познавательных способностей.

Полезная модель содержит описание устройства, предназначенного для изучения психофизиологических и нейропсихологических механизмов познавательных способностей, которое может быть использовано для изучения структурной организации функциональных систем познавательных способностей и выявления нейробиологических причин их разной эффективности.

Исходя из современных представлений все психические процессы человека являются сложными функциональными системами, которые не локализованы в узких ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии сложных комплексов совместно работающих мозговых структур (сенсорных, моторных, вегетативных и регулирующих), каждый из которых вносит свой собственный вклад в организацию этой функциональной системы.

Предлагаемое устройство позволяет зарегистрировать структуру перцептивных звеньев функциональных систем познавательных способностей и выявить их значение в осуществлении сложных форм познавательной деятельности.

Ближайшим аналогом предлагаемого устройства является прибор «Диагност» венгерской фирмы «Медикор» (Кузьмина Т.В., Владимиров А.Д. Оценка функционального состояния структур мозга методом измерения времени реакции /В сборнике Психофизиологические закономерности восприятия и памяти/ Ответств. редактор, А.Н.Лебедев. - М.: Изд-во «Наука», 1985. - С.190-203) позволявший оценивать по данным времени реакции состояние зрительных и слуховых сенсорных систем мозга с целью диагностики локализации и даже степени их поражения.

Однако, с помощью данного прибора в рамках одного эксперимента можно регистрировать только лево- и правополушарные реакции на один вид стимула. Отсутствие специальной приставки не дает возможности предъявлять испытуемому в рамках одного эксперимента сигналы разной модальности и латерализации. Кроме того, отсутствие специальной панели управления программой комплексного исследования перцептивных механизмов делает невозможным быстрое измерение функционального состояния основных сенсорных зон мозга отдельно в правом и левом полушарии.

Еще одним из существенных недостатков прототипа является необходимость использования громоздких и дорогостоящих дополнительных комплексов к данному прибору, что затрудняет проведение психодиагностических исследований познавательных способностей при массовых обследованиях (дети дошкольного, школьники, студенты, лица пожилого и старческого возраста).

Целью заявляемого устройства является повышение эффективности изучения структурной организации функциональных систем познавательных способностей разной модальности для выявления нейробиологических факторов обуславливающих их разную продуктивность.

На фиг. изображена схема устройства для изучения перцептивных звеньев функциональных систем познавательных способностей, где панель экспериментатора (1) включает три пары кнопок (2-7) предназначенных для последовательного предъявления световых, тактильных и звуковых раздражителей с левой стороны панели испытуемого (адресуемые в правое полушарие) и с правой стороны (адресуемые в левое полушарие). Панель экспериментатора содержит счетчик времени реакции испытуемого в мсек (10) и кнопки для ручного управления его работой (остановка (8) и обнуление (9)).

Подаваемый с панели экспериментатора (1) сигнал по цепи запускает счетчик времени (10) и одновременно идет на панель испытуемого (11), где вызывает предъявление сигнала определенной модальности.

Панель испытуемого является складной и состоит из двух частей, вертикальной и горизонтальной, размерами 40×30 см каждая. Структурной особенностью панели испытуемого (11) являются вмонтированные источники световых (12, 13), звуковых (14, 15) и кожных (16, 17) сигналов, что сокращая диапазон варьирования стимулов, значительно уменьшает вес и размеры устройства, делая его портативным. На панели испытуемого (11) располагаются две кнопки для правой и левой руки (18), нажатие на которые приводит к остановке счетчика времени (10) на панели экспериментатора (1).

На вертикальной части панели испытуемого закреплены два световых экрана площадью 0,036 м 2 каждый (12, 13). Взор испытуемого фиксируется согласно инструкции по центру вертикальной части панели на светящейся точке (19). Звуковые раздражители предъявляются моноурально через наушники (14, 15) от звукового генератора (встроен в панель экспериментатора). Громкость звука регулируется с панели экспериментатора (1) с помощью двух реостатов (20, 21). Частота предъявляемого звукового сигнала 1000 Гц.

В качестве тактильных раздражителей используются плотно прилегающие к ладони вибрирующие пластинки (16, 17), под которыми вмонтированы и звукоизолированны электромоторчики (вид стимула прямоугольный).

Третьим элементом предлагаемого устройства является блок питания (22). Блок питания создает потенциал на правом и левом вибрационном устройствах (16, 17) встроенных в горизонтальную часть панели испытуемого. На блоке питания располагается тумблер «ВКЛ/ВЫКЛ» (23) и тумблер регулировки яркости ламп (24).

Работа с устройством осуществляется по следующей схеме. Испытуемый с одетыми наушниками сидит перед панелью (11), фиксируя взор по средней линии на специальной светящейся точке (19). Каждая рука испытуемого располагается на горизонтальной части панели (11) касаясь ладонью вибрирующих пластин (16, 17), в то время как указательные пальцы располагаются на кнопках (18) позволяющих останавливать счетчик времени (10) после получения сигнала.

Предъявление сигналов испытуемому осуществляется путем нажатия кнопок (2-7) на панели экспериментатора (1). После нажатия кнопки происходит одновременное предъявление сигнала определенной модальности на панели испытуемого и запуск счетчика времени на панели экспериментатора. Время реакции испытуемого регистрируется в мсек.

Адресация сигналов отдельно в правое и левое полушарие совершается путем их монолатерального предъявления. Зрительные стимулы предъявляются на разные поля зрения, что, благодаря анатомическим особенностям зрительных проводящих путей, обеспечивает их преимущественное поступление в определенное полушарие. Вибрационное раздражение наносится отдельно на правую и левую руку. Звуковой сигнал подается раздельно на правый и левый наушники.

Испытуемый, должен при появлении сигнала реагировать с максимальной скоростью нажатием на кнопку рукой контролируемой стимулируемым полушарием, позволяя осуществлять раздельную регистрацию левополушарных и правополушарных реакций на разномодальные раздражители.

При применении заявляемого устройства возможно изучение структурной организации функциональной системы познавательных способностей. Достигается это строго последовательным предъявлением сигналов. Сначала с левой стороны панели испытуемого подаются световые, вибрационные и звуковые сигналы, на каждый из которых испытуемый должен отреагировать левой рукой. Это правополушарные реакции. После этого в таком же порядке раздражители предъявляются справа, и на них нужно реагировать правой рукой (левополушарные реакции).

Предлагаемое устройство позволяет производить сопоставление продолжительности реакций, моторные и регуляторные компоненты которых, независимо от модальности стимула остаются неизменными, что способствует вычленению сенсорной компоненты времени реакции, которая и определяет различия измеряемых показателей.

Устройство для изучения перцептивных звеньев функциональных систем познавательных способностей, отличающееся портативным включением в один прибор панели экспериментатора с тремя парами кнопок, предназначенных для последовательного предъявления световых, звуковых и тактильных раздражителей с левой и правой стороны панели испытуемого, счетчика времени реакции испытуемого, встроенного в панель экспериментатора с кнопками для его ручной остановки и обнуления, раскладной панели испытуемого с вмонтированными источниками световых, звуковых и кожных сигналов и двумя кнопками для правой и левой руки, останавливающими счетчик времени на панели экспериментатора и блока питания.



 

Наверх