Гидромуфта

 

Полезная модель относится к области машиностроения и предназначена для передачи вращения. Задачи, на решение которых направлена полезная модель - расширение диапазонов управления передач крутящего момента и создание конструктивно и технологически простого устройства. Задача решается за счет того, что лопасти турбинного и насосного лопастных колес гидромуфты выполнены в виде выступов, чередующихся друг за другом через размер выступа и каждое колесо имеет не менее двух рядов выступов, в свою очередь ведущий вал снабжен шлицами, на которых размещена втулка со шлицами и на ней установлены подшипники, между которыми расположена упорная втулка. Дополнительно в гидромуфте установлен рычаг подъема и опускания ведомого вала, взаимодействующий с ведомым валом через упорный подшипник. В нижнюю часть корпуса устройства встроены гидроцилиндры, причем их должно быть не менее двух. Ведомый вал гидромуфты снабжен шестерней, расположенной на его внешнем диаметре, а насосное колесо снабжено зубьями, расположенными на его внешнем диаметре. 4 фиг., 3 з.п.ф.

Полезная модель относится к области машиностроения и предназначена для передачи вращения.

Из уровня техники известна «Гидродинамическая муфта с вертикальной осью вращения гидизма-2» по авт.св. 804930, опубликовано 15 февраля 1981 г. Устройство содержит корпус, с расположенными в нем насосным и турбинным колесами с лопатками, и снабжено гидроцилиндром со штоком.

Недостатком этого устройства являются конструктивная и технологическая сложность.

Наиболее близким техническим решением предлагаемой полезной модели является «Пусковая гидродинамическая муфта вертикального исполнения с частичным заполнением» по авт.св. СССР 1193321, опубликованным 23 ноября 1985 г. Устройство содержит связанный с ведомым валом герметичный корпус с размещенным внутри него турбинным лопастным колесом и подвижно установленное относительно стенок корпуса на ведущем валу насосное лопастное колесо.

Недостатками данного устройства являются:

- небольшое количество лопастей, участвующих в передаче крутящего момента, что приводит к ударным, вибрационным воздействиям на конструкцию;

- при вращении в зацеплении жидкость инерционно принимает такое положение, что тяжело быстро вывести лопасти из зацепления.

Задачи, на решение которых направлена полезная модель - расширение диапазонов управления передач крутящего момента и создание конструктивно и технологически простого устройства.

Задача решается за счет того, что лопасти турбинного и насосного лопастных колес гидромуфты выполнены в виде выступов, чередующихся друг за другом через размер выступа и каждое колесо имеет не менее двух рядов выступов, в свою очередь ведущий вал снабжен шлицами, на которых размещена втулка со шлицами и на ней установлены подшипники, между которыми расположена упорная втулка. Дополнительно в гидромуфте установлен рычаг подъема и опускания ведомого вала, взаимодействующий с ведомым валом через упорный подшипник. В нижнюю часть корпуса устройства встроены гидроцилиндры, причем их должно быть не менее двух. Ведомый вал гидромуфты снабжен шестерней, расположенной на его внешнем диаметре, а насосное колесо снабжено зубьями, расположенными на его внешнем диаметре.

Таким образом, задача полезной модели решена.

Предлагаемое конструктивное решение гидромуфты позволяет обеспечить как плавность пуска, путем изменения величины зазора между колесами и отбора жидкости, так и мгновенное прекращение передачи вращения посредством рычага подъема и опускания ведомого колеса. Большое количество лопастей увеличивает площадь сцепления.

На фигуре 1 изображен вид спереди гидромуфты в поперечном разрезе, на фигуре 2 - относительное положение лопастей колес в зацеплении; на фиг.3 - расположение лопастей вид сверху в разрезе; фиг.4 - вид гидромуфты снизу.

Гидромуфта состоит из корпуса 1, насосного лопастного колеса 2 и ведущего вала 3 со шлицами 4 на которых установлена втулка 5 со шлицами. На втулке 5 расположены подшипники 6, а на подшипниках 6 установлен ведомый вал 7, внешний диаметр которого снабжен шестерней 8 для отбора мощности. На ведомом валу 7 расположен упорный подшипник 9, взаимодействующий с рычагом 10 подъема и опускания ведомого вала, а так же на нем установлено турбинное колесо 11. В нижней части корпуса 1 встроены цилиндры 12, в которых находятся поршни 13 соединенные с коромыслом 14. Насосное лопастное колесо 2 снабжено зубьями 15. Между подшипниками 6 расположена упорная втулка 16.

Муфта работает следующим образом.

При включении двигателя (не показан) вращение посредством зубьев 15 передается насосному лопастному колесу 2 и ведущему валу 3 со шлицами 4 и втулкой 5. Увлекаемая лопастями насосного лопастного колеса 2 рабочая жидкость начинает вращать турбинное лопастное колесо 11 и ведомый вал 7 с зубьями 8.

Существует два способа регулирования величины передаваемого гидромуфтой момента и числа оборотов ведомого турбинного колеса -механическое регулирование за счет подъема и опускания ведомого турбинного колеса и жидкостное регулирование за счет изменения количества жидкости, участвующей в рабочем процессе гидромуфты. Механическое регулирование осуществляется за счет подъема и опускания рычагом 10 через подшипник 9 ведомого вала 7 с установленным на нем ведомым турбинным колесом 11, причем в скольжение осуществляется по шлицам 4 ведущего вала 3 и посредством подшипников 6 с втулкой 16 и втулки 5 со шлицами.

Жидкостное регулирование осуществляется за счет изменения количества жидкости между колесами при перемещении в цилиндрах 12 поршней 13 с помощью коромысла 14.

Возможность осуществления полезной модели с реализацией поставленной задачи подтверждается известностью средств и методов.

1. Гидромуфта, содержащая гидроцилиндр со штоком, герметичный корпус и расположенные в нем ведущий вал с насосным лопастным колесом и ведомый вал с турбинным лопастным колесом, отличающаяся тем, что лопасти турбинного и насосного лопастных колес гидромуфты выполнены в виде выступов, чередующихся друг за другом через размер выступа, и каждое колесо имеет не менее двух рядов выступов, в свою очередь ведущий вал снабжен шлицами, на которых размещена втулка со шлицами и на ней установлены подшипники, между которыми расположена упорная втулка, кроме того, в гидромуфте дополнительно установлен рычаг подъема и опускания ведомого вала, взаимодействующий с ведомым валом через упорный подшипник.

2. Гидромуфта по п.1, отличающаяся тем, что она имеет не менее двух гидроцилиндров, встроенных в нижнюю часть корпуса.

3. Гидромуфта по п.1, отличающаяся тем, что ведомый вал снабжен шестерней, расположенной на его внешнем диаметре.

4. Гидромуфта по п.1, отличающаяся тем, что насосное колесо снабжено зубьями, расположенными на его внешнем диаметре.



 

Похожие патенты:
Наверх