Игра-головоломка "дозатор в.руденко"

 

Предлагается занимательная игра-головоломка, представляющая собой комплексное устройство, выполненное в виде замкнутой системы емкостей с возможностью переливания (или пересыпания) из сосуда в сосуд рабочего вещества (жидкости или песка) посредством переориентации панели и действий заслонками.

Предлагаемая полезная модель относится к развивающим логическим играм, а именно к занимательным головоломкам, предназначенным для интересного времяпрепровождения и развития умственных способностей человека.

Известна школьная задача про бассейн с двумя трубами, по которым течет вода. Причем по одной трубе вода втекает в бассейн, а по другой - вытекает, но с разными производительностями. Вопрос: за сколько времени бассейн наполнят две трубы сполна или до определенного уровня http://blogs.dpgazeta.ru/motiva/532/. Эта задача алгебраическая и решается путем составления уравнений.

Известна задача математика Пуассона, в которой фигурируют три сосуда (емкости) с определенным количеством жидкости. Требуется многократно переливая жидкость этими сосудами получить заданную порцию. Причем оперировать можно только этими сосудами и только исходным количеством жидкости - нельзя ни выливать ее в сторонний сосуд ни доливать извне.

Например (см. http://children.kulichki.net/vopros/puasson.htm): из полного сосуда емкостью в 12 л надо отлить половину, пользуясь двумя пустыми сосудами емкостью в 8 и 5 л. Эту задачу надо решать эмпирически, что превращает ее в игру-головоломку. Однако для этой игры надо иметь реальных три сосуда и периливать жидкость из сосуда в сосуд, пытаясь получить искомую порцию. Манипулировать большими сосудами и жидкостью трудно и неудобно.

Предлагаемый полезный образец Головоломки лишен этих недостатков и позволяет в любых условиях (даже походных) легко манипулировать сосудами, переливая друг в дружку их содержимое. А виртуально меняя номинальные объемы сосудов пользователь имеет возможность расширять количество вариантов (уровней) головоломки.

Это достигается тем, что в Головоломке, содержащей три сосуда разной емкости, в самом большом из которых находится текучее вещество, согласно предложению две емкости выполнены в виде разновеликих треугольных фляг, каждая из которых имеет два горлышка, а самая большая - третья емкость выполнена в виде резервуара с двумя смежными конусообразными горловинами; при этом все три сосуда закреплены на общей панели и сообщаются друг с другом посредством патрубков, каждый из которых снабжен регулируемой заслонкой.

Дополнительно текучее вещество может быть выполнено в виде мелкодисперсного песка.

Таким образом, полезная модель "ДОЗАТОР В.РУДЕНКО" представляет собой комплексное устройство, выполненное в виде замкнутой системы с возможностью переливания (или пересыпания) из сосуда в сосуд рабочего вещества (жидкости или песка) посредством переориентации панели и действий заслонками.

На Фиг.1 представлен общий вид Игры-головоломки "ДОЗАТОР В.РУДЕНКО" в исходном состоянии с одной стороны панели.

На Фиг.2 изображена Игра с другой стороны панели

На Фиг.3 показаны все сосуды (без панели)

На Фиг.4 показан момент Игры, когда жидкость заполнила одну флягу.

На Фиг.5 показана Игра в повернутом на 90' состоянии, когда заполнена другая емкость.

На Фиг.6 показана Игра в повернутом на 180' состоянии, когда жидкость слили в резервуар.

Предлагаемая Головоломка состоит из панели 1, на которой закреплен резервуар 2 с текучим (или сыпучим) веществом 3. Это может быть жидкость (вода, например) или песок. Резервуар имеет две горловины 4, 5, которые посредством патрубков 6 и 7, снабженных заслонками (вентилями) 8 и 9, соединяются с флягами 10 и 11 соответственно также закрепленными на панели 1. Между собой фляги сообщаются посредством патрубка 12 с заслонкой 13. Заслонки могут быть конструктивно выполнены либо в виде шибера или в виде вентиля.

Емкость резервуара больше или равна суммарной емкости обеих фляг. Игра двухсторонняя. На панели 1 с каждой стороны указаны номинальные (не реальные) емкости (объемы) фляг и величины требуемых порций.

Цель Игры - в одном из сосудов получить заданную дозу (порцию) жидкости (три варианта на одной стороне панели и три варианта - с другой), т.е. игра имеет шесть вариантов (уровней). При этом необходимо учесть главное - фляги не имеют никаких делений. Поэтому оперировать надо только с величинами их объемов. Отмерить заданный объем "на глазок" тоже не дозволяется.

Играют следующим образом. Возьмем для примера самую легкую задачу (Фиг.4): объем одной фляги составляет 3 л, другой - 5 л. Необходимо получить в каком-нибудь из сосудов 2 л.

Итак - в исходном состоянии жидкость 3 находится в резервуаре 2. Отодвигаем заслонку 8 и по патрубку 6 из резервуара 2 часть жидкости перетечет в сосуд 10 объемом 5 литров (согласно емкости этой фляги). Затем мы поворачиваем панель 1 на 90 (см. Фиг.6) и теперь отодвигаем заслонку 13. В этом случае жидкость из фляги 10 уже по патрубку 12 перетечет во флягу 11 в объеме 3 литра (согласно емкости принимающей фляги). Значит в сосуде 10 остались искомые 2 литра. Т.е игрок двумя (правильными!) действиями решит поставленную задачу. Решив эту задачу геймер может обратно слить жидкость в исходный резервуар, см. Фиг.6 и приступить к другой задаче и т.д. Для решения других более сложных поставленных задач (отраженных на панели) прийдется проявить сообразительность и многократно переливая жидкость из сосуда в сосуд - получить требуемую порцию.

Решения этих задач требуют напряженной работы мозга и логического мышления. Эта занимательная Игра-головоломка позволит тренировать мозговую деятельность. Она увлекательна и азартна. Более того, она может широко использоваться в качестве учебного пособия в учебных заведениях и вполне дополнит знаменитую задачу про две трубы с бассейном.

1. Игра-головоломка, содержащая три сосуда разной емкости, в самом большом из которых находится текучее вещество, отличающаяся тем, что две емкости выполнены в виде разновеликих треугольных фляг, каждая из которых имеет два горлышка, а самая большая третья емкость выполнена в виде резервуара с двумя смежными конусообразными горловинами; при этом все три сосуда закреплены на общей панели и сообщаются друг с другом посредством патрубков, каждый из которых снабжен регулируемой заслонкой.

2. Игра-головоломка по п.1, отличающаяся тем, что текучее вещество может быть выполнено в виде мелкодисперсного песка.



 

Наверх