Шкив передачи

 

Полезная модель относится к узлам и деталям машин, а именно к клиновым передачам, и позволяет повысить передаваемую нагрузку. Шкив передачи содержит пластмассовый обод 1 с клиновой канавкой, рабочие поверхности 2 и дно 3 которой армированы металлической футеровкой 4. На рабочих поверхностях 2 металлической футеровки 4 выполнен регулярный макрорельеф 7.

Полезная модель относится к узлам и деталям машин, а именно к клиновым передачам.

Известен шкив передачи (А.С. СССР 1455103, Кл. F16Н 55/48, за 1986 г.), содержащий пластмассовый обод, на наружной поверхности которого выполнена клиновая канавка. Рабочие поверхности канавки армированы металлической футеровкой с прорезями.

Армирование рабочих поверхностей клиновой канавки металлической футеровкой с прорезями упрочняет пластмассовый обод шкива передачи, но при этом конструктивное выполнение армирующей металлической футеровки обеспечивает зацепление ремня с ее рабочей поверхностью, при котором происходит проскальзывание ремня по рабочей поверхности металлической футеровки, что снижает передаваемую нагрузку.

Известен также принятый за прототип шкив передачи (А.С. СССР 1677437, кл. F16Н 55/48, 15.09.1991 г.), содержащий пластмассовый обод, на наружной поверхности которого выполнена клиновая канавка. Рабочие поверхности и дно клиновой канавки армированы металлической футеровкой с прорезями, которые образованы треугольной выемкой на рабочих поверхностях и прямоугольной выемкой на дне металлической футеровки. Основание треугольной выемки и стороны прямоугольной выемки сопряжены между собой.

Поскольку рабочие поверхности клиновой канавки пластмассового обода полностью без зазоров армированы металлической футеровкой за счет сопряжения сторон треугольных и прямоугольных выемок в прорези, шкив передачи надежен в работе, но при этом зацепление ремня с рабочими поверхностями армирующей металлической футеровки не исключает проскальзывание ремня по рабочим поверхностям металлической футеровки, что снижает передаваемую нагрузку.

Техническая задача полезной модели заключается в повышении передаваемой нагрузки.

Поставленная задача решается тем, что в известном шкиве передачи, содержащем пластмассовый обод, на наружной поверхности которого выполнена клиновая канавка, армированная металлической футеровкой с прорезями, образованными треугольными выемками на рабочих поверхностях и прямоугольной выемкой на дне металлической футеровки, отличающейся тем, что на рабочих поверхностях металлической футеровки выполнен регулярный макрорельеф.

Выполнение на рабочих поверхностях металлической футеровки шкива передачи регулярного макрорельефа обеспечивает надежное сцепление ремня с рабочими поверхностями металлической футеровки в зоне контакта, так как материал ремня при входе в зону контакта деформируется и заполняет множество впадин регулярного макрорельефа, принимая его форму, возникающее при этом квазизубчатое зацепление возрастает, что предохраняет ремень от проскальзывания по рабочим поверхностям

металлической футеровки, вследствие чего повышается передаваемая нагрузка.

На фиг.1 - изображен шкив передачи в разрезе, общий вид;

на фиг.2 - вид А на фиг.1;

на фиг.3 - развертка металлической футеровки.

Шкив передачи содержит пластмассовый обод 1, на наружной поверхности которого выполнена клиновая канавка, рабочие поверхности 2 и дно 3, которой армированы металлической футеровкой 4 с прорезями. На развертке металлической футеровки 4 прорези образованы треугольными выемками 5 на рабочих поверхностях 2 и прямоугольной выемкой 6 на дне 3 металлической футеровки 4. Основания треугольных выемок 5 и прямоугольной выемки 6 сопряжены между собой. На рабочих поверхностях 2 металлической футеровки 4 выполнен макрорельеф 7.

Работа шкива передачи осуществляется следующим образом.

В клиновую канавку пластмассового обода 1, армированную металлической футеровкой 4, устанавливают клиновой ремень (на фиг. не показан), с помощью которого на шкив или со шкива передается вращающий момент. При вращении пластмассового обода 1 клиновой ремень (на фиг. не показан) взаимодействует с регулярным макрорельефом 7 рабочих поверхностей 2 металлической футеровки 4, при этом в зоне контакта рабочая поверхность клинового ремня (на фиг. не показан) деформируясь заполняет впадины регулярного макрорельефа 7, возникает квазизубчатое зацепление, исключающее проскальзывание клинового ремня (на фиг. не

показан) по рабочим поверхностям 2 металлической футеровки 4, что повышает передаваемую нагрузку.

Изготавливают шкив передачи следующим образом.

Из металлической полосы вырубается заготовка металлической футеровки 4 со всеми прорезями (см. фиг.3). Затем на рабочие поверхности 2 металлической футеровки 4 наносят регулярный макрорельеф 7, после чего на вальцовочном станке металлическую футеровку 4 формуют соответственно с размерами клиновой канавки, в которой металлическая футеровка 4 размещается согласно конструкции шкива передачи. Полученную таким образом металлическую футеровку 4 устанавливают в прессформу, которую заполняют термопластичным или реактопластичным полимером для получения пластмассового обода 1. Изготовленный таким образом шкив передачи извлекают из прессформы.

Так как пластмасса обода гасит энергию удара инструмента наносящего регулярный макрорельеф на рабочие поверхности металлической футеровки готового шкива передачи, то макрорельеф наносят на развернутую заготовку металлической футеровки, что исключает разрушение пластмассового обода, а также искажение и деформацию макрорельефа.

Шкив передачи, содержащий пластмассовый обод, на наружной поверхности которого выполнена клиновая канавка, армированная металлической футеровкой с прорезями, образованными треугольными выемками на рабочих поверхностях и прямоугольной выемкой на дне металлической футеровки, отличающийся тем, что на рабочих поверхностях металлической футеровки выполнен регулярный макрорельеф.



 

Наверх