Электронный пульт

 

Электронный пульт относится к железнодорожному транспорту, а именно к средствам диспетчерского управления технологическим процессом роспуска составов на сортировочных горках и предназначен для дистанционного управления стрелками, вагонными замедлителями, горочными и маневровыми светофорами, а также для индикации состояния светофоров, стрелок, вагонных замедлителей, рельсовых цепей и других горочных устройств. Электронный пульт решает задачу повышения эффективности и безопасности роспуска за счет использования современной элементной базы и удобной компоновки средств управления и отображения. Отличительной особенностью пульта является применение в качестве средств управления электронных переключателей, у которых переключение цепей управления происходит бесконтактным методом, использующим принцип магнитных контуров, с дублированием и самодиагностикой схемы коммутации, а средства отображения выполнены на светодиодах с возможностью регулировки яркости свечения.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно к средствам диспетчерского управления технологическим процессом роспуска составов на сортировочных горках.

Электронный пульт предназначен для дистанционного управления стрелками, вагонными замедлителями, горочными и маневровыми светофорами, а также для индикации состояния стрелок, вагонных замедлителей, светофоров, рельсовых цепей и других горочных устройств.

Известны пульты, которые могут быть использованы для управления технологическим процессом роспуска составов.

Это, например, пульт горочный ПГМ. Он предназначен для информирования персонала сортировочной горки о процессе расформирования составов и о работе технических средств, а также для дистанционного управления объектами железнодорожной сортировочной горки (В.И.Сороко, В.А.Милюков «Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики» М. НПФ «Планета» 2000 г. T.1, стр.132-134). Недостаток этого пульта связан с низкой надежностью из-за морально и физически устаревшей элементной базы. Внутренний монтаж этого пульта выполнен алюминиевым проводом, который достаточно быстро разрушается и требует регулярных профилактических осмотров, при этом доступ к элементам пульта сложен и требует затрат времени, что в условиях реального технологического процесса проблематично.

Или пульт горочный ПГУ-65. Он предназначен для дистанционного управления с центрального поста объектами механизированных и автоматизированных железнодорожных горок, имеющих 3-6 пучков (В.И.Сороко, В.А.Милюков «Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики» М. НПФ «Планета» 2000 г. T.1, стр.129-132). Применение для индикации в пультах ПГУ-65 ламп накаливания неэффективно, поскольку

лампы обладают повышенным энергопотреблением и часто выходят из строя. В свою очередь применение контактных переключателей в качестве средств управления ненадежно, поскольку при переключении контактов возможно искрение, приводящее к окислению и изменению формы контакт-деталей и ухудшению электрических характеристик переключателей, что может привести к отказу и чревато аварийной ситуацией на горке.

Известен пульт диспетчерского управления технологическим процессом, включающий корпус, панель управления со световыми элементами отображения технологического процесса и размещенные внутри корпуса монтажные рамы с клеммными колодками (RU 2061987 С1, Н02В 15/02). Недостатком этого пульта является необходимость его расположения на столе или специальном каркасе. Данный диспетчерский пульт не является полноценным отдельно стоящим удобным рабочим местом, учитывающим возможности зрения и антропометрические данные человека. А его компоновка элементов управления и индикации требует адаптации к особенностям железнодорожного транспорта.

Задача, на решение которой направлена предлагаемая полезная модель - создание пульта, удовлетворяющего потребности в повышении эффективности и безопасности работы сортировочной горки.

Поставленная задача достигается тем, что в электронном пульте дистанционного управления горочными устройствами, содержащем каркас, столешницу, средства управления и средства отображения технологического процесса, каждое средство управления представляет собой бесконтактный переключатель, соединенный дублированными каналами через электронный блок коммутации и блок самодиагностики, выполненный с применением электронных контроллеров, с исполнительным блоком и электронным блоком индикации и отображения, а исполнительный блок соединен с исполнительным устройством, связанным также с блоком индикации и отображения, соединенным с блоком регулировки яркости, при этом количество средств управления равно количеству исполнительных устройств,

а средства отображения выполнены на базе светодиодов с возможностью регулировки яркости и установлены на размещенной на столешнице мнемосхеме путевого развития конкретной сортировочной горки таким образом, что отражают состояние технологического процесса в реальном времени.

На фиг.1 представлен внешний вид столешницы электронного пульта. На фиг.2 представлена структурная схема элемента управления электронного пульта.

На верхней части каркаса 1 электронного пульта располагается столешница пульта с размещенной на ней мнемосхемой путевого развития конкретной горки 2, рамка для документов 3 и лампа 4, предназначенные для удобства работы горочных операторов, светодиодные индикаторы 5, предназначенные для индикации состояния горочных устройств, регуляторы яркости 6 и бесконтактные переключатели 7, каждый из которых предназначен для передачи воздействия оператора посредством дублированных каналов 8 на электронный блок коммутации 9, который также дублированными каналами через блок самодиагностики 10 и исполнительный блок 11 соединен с исполнительным устройством 12, которое физически находится непосредственно на путях сортировочной горки, а блок самодиагностики 10 соединен еще и с электронным блоком 13 индикации и отображения, связанным с блоком 14 регулировки яркости.

Элемент управления электронного пульта работает следующим образом.

При воздействии оператором на переключатель 7 происходит передача этого воздействия на электронный блок коммутации 9, который посредством дублированных каналов 8 через блок самодиагностики 10 осуществляет замыкание цепи управления исполнительным блоком 11, который передает управляющее воздействие на исполнительное устройство 12. Исполнительные устройства - это вагонные замедлители, светофоры, стрелки и тому подобные устройства. Сигнал состояния исполнительного устройства

поступает в электронный блок индикации 13, яркость свечения индикаторов которого осуществляется блоком 14 регулировки яркости. В элементе управления предусмотрен блок самодиагностики 10, выполненный на базе электронных контроллеров, и соединенный с электронным блоком 13 индикации и отображения. Он предназначен для диагностики состояния электронного блока коммутации 9 и дублированных каналов 8 и заключается в том, что при фиксации переключателя в каком-либо положении проверяется, произошло ли переключение дублированных каналов. Если оба канала переключились, то на выход включается коммутация основного канала. Если переключение не зафиксировано по одному из каналов, но зафиксировано по другому, то коммутация канала включается и начинает мигать красный светодиод «неисправность», указывающий на неисправность одного из каналов.

Индикация состояния горочных устройств осуществляется светодиодными элементами. Они имеют большой ресурс работы, экономичны и не выгорают. Кроме того, для питания элементов индикации предусмотрены раздельные дублированные блоки питания отдельно для светодиодов красного свечения и для остальных светодиодов. Такое разделение продиктовано использованием красных светодиодов в самых ответственных зонах, например, для индикации занятости путевых участков, запрещающего сигнала светофора, а также неисправности или предотказного состояния устройств. Регулировка яркости предусмотрена отдельно для светодиодов красного свечения и для остальных, а необходима она для того, чтобы оператор мог нормально воспринимать информацию от исполнительных устройств в любое время суток независимо от условий внешнего освещения.

Пульт может выполняться как односекционным, так и многосекционным. Количество секций определяется в соответствии с путевым развитием конкретной сортировочной горки и количеством рабочих мест горочных операторов.

1. Электронный пульт дистанционного управления горочными устройствами, содержащий каркас, столешницу, средства управления и средства отображения технологического процесса, отличающийся тем, что каждое средство управления представляет собой бесконтактный переключатель, соединенный дублированными каналами через электронный блок коммутации и блок самодиагностики, выполненный с применением электронных контроллеров, с исполнительным блоком и электронным блоком индикации и отображения, а исполнительный блок соединен с исполнительным устройством, связанным также с блоком индикации и отображения, соединенным с блоком регулировки яркости, при этом количество средств управления равно количеству исполнительных устройств, а средства отображения выполнены на базе светодиодов с возможностью регулировки яркости и установлены на размещенной на столешнице мнемосхеме путевого развития конкретной сортировочной горки таким образом, что отражают состояние технологического процесса в реальном времени.

2. Электронный пульт по п.1, отличающийся тем, что столешница снабжена подсветкой и прижимом для документов.



 

Наверх