Десантируемый бронированный заправщик

 

Техническое решение относится к области транспортных средств, предназначенных для перевозки жидких грузов, и может быть использовано для транспортировки, кратковременного хранения и дозаправки топливом вооружения и военной техники в ходе выполнения ими боевых задач в различных природно-географических условиях, в том числе, и в условиях воздушного десантирования войск. Заправщик содержит шасси, блок транспортирования, временного хранения и раздачи топлива, а также сливное и наливное оборудование. Блок транспортирования, временного хранения и раздачи топлива выполнен бронированным с толщиной брони от 5 до 20 мм. 9 з.п. ф-лы.

Техническое решение относится к области средств транспорта, а именно, к области транспортных средств, предназначенных для перевозки жидких грузов, и может быть использовано для транспортировки, кратковременного хранения и дозаправки топливом вооружения и военной техники в ходе выполнения ими боевых задач в различных природно-географических условиях, в том числе, и в условиях воздушного десантирования войск.

Известна (SU, авторское свидетельство 1168478) железнодорожная цистерна для жидкости, содержащая корпус днищами и заливной горловиной с патрубком и размещенные в корпусе связанные между собой поплавки, причем она дополнительно снабжена укрепленной в верхней части корпуса перфорированной перегородкой, состоящей из двух установленных наклонно от заливной горловины в сторону днищ горловин, при этом перегородка выполнена с отверстием, соосным с заливной горловиной, поплавки размещены на перегородке, а патрубок выполнен с возможностью размещения в этом отверстии.

Недостатком известной цистерны следует признать возможность ее передвижения только по железнодорожным путям, что практически исключает возможность сопровождения вооружения и военной техники во время выполнения ими боевых задач, а также слабую защиту цистерны от поражения стрелковым оружием и осколками снарядов.

Известно также (RU, патент 2004466) транспортное средство, содержащее установленную на шасси цистерну для жидких грузов с

загрузочной и разгрузочной горловинами и размещенную в цистерне и прикрепленную к горловине дополнительную эластичную емкость. Кроме того, цистерна дополнительно снабжена еще одной горловиной и размещенным в цистерне узлом для выемки и установки в ней эластичной емкости. Основная разгрузочная и дополнительная горловины выполнены герметичными, размещенными в верхней части цистерны и совмещены с загрузочными, между которыми на корпусе укреплена перегородка.

Недостатком известной цистерны следует признать возможность ее передвижения только по железнодорожным путям, что практически исключает возможность сопровождения вооружения и военной техники во время выполнения ими боевых задач, а также слабую защиту цистерны от поражения стрелковым оружием и осколками снарядов.

Известна (SU, авторское свидетельство 1331690) автоцистерна, содержащая шасси и установленную на нем цистерну с отсеками, представляющими собой дополнительные раздельные емкости со сливоналивными приспособлениями, выполненными в виде труб, пропущенных сквозь торцевые стенки цистерны. Указанные дополнительные емкости расположены в горизонтальной плоскости под разными углами к продольной оси цистерны. При этом одна дополнительная емкость выполнена из двух частей, жестко соединенных с другой дополнительной емкостью и сообщенных между собой трубопроводом, размещенным в последней дополнительной емкости.

Недостатком известной цистерны следует признать слабую защиту цистерны от поражения стрелковым оружием и осколками снарядов.

Известна (SU, авторское свидетельство 848416) автоцистерна, содержащая шасси с установленной на емкостью с несколькими отсеками для жидкостей с различными плотностями, каждый из которых имеет сливное и наливное приспособления, при этом отсеки выполнены из обечаек, коаксиально размещенных одна в другой.

Недостатком известной цистерны следует признать слабую защиту цистерны от поражения стрелковым оружием и осколками снарядов.

Заявителю на момент подачи заявки не известны бронированные авиадесантируемые заправщики.

Техническая задача, решаемая посредством разработанного технического решения, состоит в разработке конструкции машины-заправщика, способной осуществлять доставку, временное хранение и заправку транспортных средств и военной техники в условиях воздействия огневых средств противника.

Технический результат, получаемый при реализации разработанного технического решения, состоит в создании авиадесантируемой машины-заправщика с повышенной пожаро- и взрывобезопасностью, а также защитой от поражающего действия стрелкового оружия и осколков снарядов, что позволяет машине-заправщику производить дозаправку топливом вооружения и военной техники в ходе выполнения ими боевых задач, в том числе, и в тылу врага.

Для достижения указанного технического результата предложено использовать бронированную транспортную машину для перевозки жидкого углеводородного топлива с устанавливаемым на ее шасси блоком для транспортирования, кратковременного хранения и раздачи горючего, содержащую дополнительно сливное и наливное оборудование, причем блок транспортирования, временного хранения

и раздачи горючего представляет собой цельно-сборную металлическую емкость из броневой стали с толщиной от 5 до 20 мм, на верхней поверхности емкости выполнены люк технического обслуживания, закрываемый герметизированной крышкой, и второй люк с крышкой, в котором установлены заливная горловина, ограничитель уровня налива, дыхательное устройство и измеритель уровня топлива. Измеритель уровня топлива предназначен для измерения уровня и объема топлива, предотвращения переполнения емкости, контроля минимально-допустимого уровня, автоматического управления насосом, предназначенным для перекачивания топлива, и сигнализацией. Дыхательное устройство предназначено для сообщения внутренних полостей емкости с атмосферой и обеспечивает в емкости рабочее избыточное давление, а также вакуумметрическое давление полного открытия. При транспортировке машины-заправщика воздушным транспортом с последующим десантированием дыхательное устройство закрывают герметической крышкой. При заполнении или опорожнении емкости крышку открывают. Ограничитель уровня налива предназначен для подачи сигнала о превышении предельно допустимого уровня горючего в емкости при ее нижней загрузке. В нижней части емкости установлен отстойник, предпочтительно, сферической формы, предназначенный для сбора и слива отстоя, и донный клапан. Донный клапан сообщает емкость с напорной и всасывающей магистралью, предназначен для закрытого нижнего налива/слива горючего. Предпочтительно, указанный клапан имеет пневматическое управление с ручным дублированием. Он работает совместно с ограничителем уровня налива и блоком управления, которые подключают к пневматической системе топливозаправщика. При заполнении цистерны до заданного уровня ограничитель подает сигнал на закрытие донного клапана,

через который шло заполнение емкости. Кроме того, машина -заправщик содержит технический отсек, расположенный вплотную к задней части емкости, задняя стенка которого состоит из двух открываемых створок. Для предотвращения взрыва паров горючего в емкости внутренний объем емкости может быть заполнен открытоячеистым наполнителем, выполненным из алюминиевой фольги и, предпочтительно, имеющими плотность 35-40 кг/м3 или пенополиуретаном. Для обеспечения пожаробезопасности при пробоинах емкости на корпус емкости снаружи может быть нанесено самозатягивающееся полимерное покрытие, в частности, на основе форполимера СКУ-ПФЛ-65 толщиной примерно 12 мм. Для защиты от воздействия открытого пламени и применения боевых огнесмесей типа «напалм» снаружи на емкость может быть нанесено огнезащитное покрытие на основе поливинилхлорида хлоропреновых каучуков (типа ОВР) или на основе поливинилхлорида (пластикат марки СМОГ). Для защиты от коррозии, ослабляющей корпус емкости, на внутреннюю поверхность корпуса емкости может быть нанесено антикоррозийное покрытие, в частности, газо-термическое покрытие на основе цинка. Дно емкости может быть усилено продольными ребрами из стального листа, установленными с наружной стороны емкости. Внутри емкости может быть выполнена поперечная стальная перегородка с отверстием для перетекания топлива и прохода обслуживающего персонала. Указанная перегородка может быть вертикально установленными ребрами.

Для обеспечения налива/слива топлива из емкости бронированная транспортная машина-заправщик содержит размещенные в техническом отсеке насосную установку с приводом, средства очистки топлива от загрязнения (механических примесей и свободной воды) с устройствами для дренажа и слива отстоя, средство

учета выданного топлива, по меньшей мере, один напорно-всасывающий и, по меньшей мере, один раздаточный рукав, раздаточные краны, систему технологических трубопроводов с дистанционно регулируемыми затворами (шаровыми кранами), устройства для обеспечения автоматической намотки (полуавтоматической укладки) раздаточных рукавов. В технологическом отсеке установлены стандартные блоки и узлы, используемые в штатном режиме.

В качестве шасси предпочтительно используют ходовую часть БМД-3 (боевая машина десанта-3), имеющую гусеничный движитель, многотопливный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Использование многотопливного двигателя, способного работать на основном дизельном топливе, реактивных топливах Т-1, ТС-1, Т-2 и бензинах с октановым числом 72-76 для машины-заправщика, предназначенной для действий, в том числе, и в тылу врага, имеет важное значение. Десантирование машины заправщика может быть осуществлено как на платформе, так и с использованием многокупольной парашютной бесплатформенной системы.

В предпочтительном варианте реализации авиадесантируемая бронированная машина-заправщик для перевозки жидкого углеводородного топлива может иметь следующую конструкцию.

На шасси БМД-3 установлена емкость, боковые стенки которой непосредственно установлены на корпус шасси и закреплены болтами. Емкость представляет собой сварную металлическую герметичную конструкцию, выполненную из броневой стали 77, а также конструкционной стали марки 30ХГСА. Необходимая защита емкости от поражающих факторов обеспечена применением броневой стали различной толщины: лобовая наклонная стенка выполнена из

броневой стали 77 толщиной 18 мм, передняя вертикальная стенка, расположенная за кабиной экипажа, - из броневой стали 7 толщиной 6 мм, боковые стенки в зоне расположения топлива - из броневой стали 77 толщиной 12 мм, а в зоне технического отсека - из броневой стали 77 толщиной 10 мм. Поперечная стенка, отделяющая топливный отсек от технического отсека, выполнена из броневой стали 77 толщиной 10 мм, задние створки технического отсека - из броневой стали 77 толщиной 10 мм, крыша емкости выполнена из стали 7 толщиной 6 мм, днище емкости - из броневой стали 7 толщиной 4 мм.

Для обеспечения необходимой прочности днища емкости при значительных перегрузках оно усилено продольными ребрами из стали 7 толщиной 6 мм, приваренными с наружной стороны емкости с шагом 300 мм.

Для уменьшения величины гидравлического удара на стенки емкости, а также для увеличения прочности и жесткости днища, внутри топливного отсека емкости выполнена поперечная перегородка из стали 7 толщиной 6 мм. Указанная перегородка имеет отверстия для прохода человека и перетекания топлива из одной части емкости в другую. Перегородка прикреплена вертикальными ребрами, выполненными из стали 7 толщиной 6 мм. Для обеспечения прохода внутрь емкости при ее техническом обслуживании на верхней поверхности выполнен люк с проходом 560 мм. Крышка люка закреплена по периметру болтами и герметичными анкерными гайками, установленными с внутренней стороны емкости. Герметизацию крышки люка обеспечивают нанесением на крышку люка по поверхности стыка герметика типа У30МЭС5.

Сбоку от люка технического обслуживания выполнен второй люк с крышкой, на которой установлены заливная горловина, ограничитель уровня топлива, уровнемер топлива, устройство

дыхательное. На днище емкости на задней ее части установлен донный клапан и вварена сферическая емкость для сбора и слива отстоя.

Задняя стенка технического отсека, расположенного вплотную к задней части емкости, состоит двух открываемых на угол до 90° створок. Снизу створки прилегают к приваренному к полу уголку высотой до 50 мм. Сверху створки опираются на приваренный к потолку уголок высотой до 30 мм. Каждая створка навешена на двух петлях. Запирание створок осуществляют с использованием четырех запоров - по два на каждой створке. Левую створку открывают изнутри, правую - снаружи. Герметизацию створок осуществляют с использованием резинового трубчатого профиля. На внутреннюю поверхность емкости нанесено газо-термическое покрытие на основе цинка. Внутренний объем емкости заполнен объемными элементами, выполненными из алюминиевой фольги в виде сетки с плотностью 30-40 кг/м3. На корпус емкости снаружи нанесен слой самозатягивающегося полимерного покрытия на основе форполимера СКУ-ПФЛ-65 толщиной 10 мм. Дополнительно наружная поверхность емкости покрыта огнезащитной краской типа ОВР.

Заполнение, транспортировка, временное хранение и раздача углеводородного топлива происходит аналогично подобным установкам гражданского назначениям (передвижные автозаправочные пункты).

Использование разработанного технического решения позволит создать машину-заправщик с повышенной пожаро- и взрывобезопасностью, а также защитой от поражающего действия стрелкового оружия и осколков снарядов, что позволит машине-заправщику производить дозаправку топливом вооружения и военной техники в ходе выполнения ими боевых задач.

1. Десантируемый бронированный заправщик, характеризуемый наличием шасси, блока транспортирования, временного хранения и раздачи топлива, а также сливного и наливного оборудования, причем блок транспортирования, временного хранения и раздачи топлива выполнен бронированным с толщиной брони от 5 до 20 мм и представляет собой цельносборную металлическую емкость, на верхней поверхности емкости выполнены люк технического обслуживания, закрываемый герметизированной крышкой, и второй люк с крышкой, в котором установлены заливная горловина, ограничитель уровня налива, дыхательное устройство и измеритель уровня топлива, в нижней части емкости установлены отстойник и донный клапан, сообщающий емкость с напорной и всасывающей магистралью, предназначенный для закрытого нижнего налива/слива горючего.

2. Десантируемый бронированный заправщик по п.1, отличающийся тем, что внутренний объем емкости для обеспечения защиты от взрыва заполнен открытоячеистыми элементами.

3. Десантируемый бронированный заправщик по п.1, отличающийся тем, что для дополнительного обеспечения пожаробезопасности на корпус емкости снаружи нанесено самозатягивающееся полимерное покрытие.

4. Десантируемый бронированный заправщик по п.1, отличающийся тем, что для защиты от воздействия открытого пламени и боевых огнесмесей типа «напалм» емкость снаружи покрыта огнестойкой краской.

5. Десантируемый бронированный заправщик по п.1, отличающийся тем, что для защиты от коррозии на внутреннюю поверхность корпуса емкости нанесено антикоррозийное покрытие.

6. Десантируемый бронированный заправщик по п.1, отличающийся тем, что дно емкости усилено продольными ребрами из стального листа, установленными с наружной стороны емкости.

7. Десантируемый бронированный заправщик по п.1, отличающийся тем, что внутри емкости выполнена поперечная стальная перегородка с отверстием для перетекания топлива и прохода обслуживающего персонала.

8. Десантируемый бронированный заправщик по п.7, отличающийся тем, что указанная перегородка укреплена вертикально установленными ребрами, выполненными из стального листа.

9. Десантируемый бронированный заправщик по п.1, отличающийся тем, что отстойник имеет сферическую форму.

10. Десантируемый бронированный заправщик по п.1, отличающийся тем, что указанный донный клапан имеет пневматическое управление с ручным дублированием.



 

Наверх