Устройство для развития личности человека

 

Изобретение относится к области психологии, а именно к средствам развития интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей человека. Предлагаемое устройство содержит четыре круга с последовательно возрастающими радиусами - R1, R2, R3, R4, подвижно закрепленных в центрах на одной оси с возможностью смещения кругов относительно друг друга, и разделенных на n+k секторов с возможностью свободного перемещения секторов в пределах каждого круга. Круги условно обозначают четыре центра деятельности, через которые проявляется и формируется личность человека: сознание, интеллект, эмоции и физическое тело - соответственно круги с радиусами R1, R2, R3, R4. Сектора с одинаковыми номерами в этих кругах условно обозначают отдельные части личности общей многокомпонентной структуры личности человека. Сектора с номерами от 1 до n обозначают уже сформированные в процессе жизнедеятельности отдельные части личности, а сектора с номерами от n+1 до n+k обозначают отдельные части личности, которые могут быть целенаправленно сформированы для решения новых жизненных задач с необходимыми свойствами и качествами в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности. Данное устройство позволяет сделать более простым и эффективным процесс развития целостности личности человека и целенаправленного формирования ее свойств и качеств.

Изобретение относится к области психологии, а именно к средствам развития личности человека, и может быть использовано в любой области деятельности человека, где необходимо развитие его интеллектуальных и физических способностей.

Известны способ и устройство развития интеллектуальных способностей человека, описанные в патенте РФ RU 2038819 С1 МПК А61В 5/16 «Способ Андреева А.О. развития интеллектуальных способностей человека и устройство для его осуществления». Устройство для развития интеллектуальных способностей человека содержит блоки предъявления пользователю аудиовизуальных сигналов образов, символов, наименований и индексов различных фрагментов нескольких религиозных учений и в определенной и произвольной последовательностях и с заданными интервалами времени, что углубляет познание содержания изучаемых текстов и сокращает время усвоения изучаемого материала.

Известное техническое решение имеет ограниченные возможности развития интеллектуальных способностей человека, так как оно направленно только на углубление познания и сокращение времени усвоения заданной религиозной информации, является сложным и требует присутствия специалиста, обслуживающего устройство, что не дает возможность получить результат предлагаемого изобретения.

Известны способ и устройство развития физических и интеллектуальных способностей человека, описанные в патенте РФ RU 2238765 С2 МПК А61M 21/00, A61H 1/00 «Способ оздоровления и сопряженного взаимозависимого развития физических и интеллектуальных способностей человека и устройство для его осуществления». Устройство содержит персональный компьютер, медико-биологический датчик для измерения-физиологических параметра занимающегося, связанный с системным блоком компьютера, причем блок программ компьютера снабжен программой для обеспечения игры-соревнования и программой для обработки, анализа и регистрации информации от датчика, а также для формирования рекомендаций в процессе игры-соревнования, а также нагрузочное силовое средство для дозированной нагрузки мышц ног, плечевого пояса и/или мышц, образующих мышечный корсет позвоночника. В процессе игры у занимающихся измеряют значения физиологических параметров, характеризующих физическое и психическое состояние, которые отображают на экране дисплея компьютера

в режиме реального времени относительно их оптимальных значений и формируют мотивационный и/или стимулирующий интерес занимающегося для выполнения действий в режиме оптимальных значений измеряемых физиологических параметров.

Приведенное известное устройство является сложным в осуществлении, требует присутствия специалиста для измерения физиологических параметров, кроме того, развитие физических и интеллектуальных способностей человека осуществляется нецелостно из-за отсутствия единой системы представления многокомпонентной структуры личности человека, логично увязывающей взаимодействие человеке и окружающего мира, что делает невозможным получения технического результата предлагаемого изобретения.

В книге В.Г.Крысько «Психология в схемах и таблицах», Минск, 1999 г., обобщены подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. В ней В.Г.Крысько приводит психологическую структуру личности человека. В этой структуре выделены факторы формирования личности, а именно, личность формируется, проявляется и совершенствуется в деятельности, где деятельность - это процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Здесь же происходит формирование и проявление сознания. Этот процесс описывается так. В ходе выполнения действия, как структурной единицы деятельности, осуществляется контакт человека с окружающими предметным миром, преобразование мысленное и физическое предметной ситуации и. достижение каких-либо результатов, личностный смысл которых для человека оценивается эмоциями. Действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Таким образом, можно сделать вывод, что, личность формируется и проявляется в жизни через следующие компоненты действия: сознание, интеллект (ум), физическое тело, чувства и эмоции.

Данное представление способа формирования и развития личности выражено в широкой словесной форме, является многостадийным и сложным, отсутствует целостная форма представления многокомпонентной структуры личности человека, что в значительной степени затрудняет его применение и не позволяет получить технический результат данного, изобретения.

Наиболее близким по своей сущности к заявленному изобретению является представление о структуре и формировании личности человека данное Г.Гурджиевым в книге П.Д.Успенского «Четвертый путь», Москва, 2005 г. По его представлению человек не обладает целостным «Я», образующим личность человека. Вместо пего существует

сотни и тысячи отдельных маленьких «я». Цель человека - работать над достижением целостности личности.

Однако, практическое использование такого способа представления о структуре и формировании личности человека для развития ее целостности затруднено в виду отсутствия целостной формы представления многокомпонентной структуры личности, поясняющей взаимодействие и соподчиненность составляющих ее элементов, и логично увязывающего взаимодействие человека и окружающего мира, что препятствует получению технического результата, который обеспечивается предлагаемым изобретением.

Известны устройства, близкие к заявляемому устройству и предназначенные для обучения. В частности, «Образовательное приспособление» патент US 1329896 1920 г. и «Обучающая игрушка» патент DE 29907724 U1 1998 г. Однако, данные устройства не могут быть использованы для решения задачи развития целостности личности человека и целенаправленного формирования ее свойств и качеств в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности так как в них отсутствует целостная форма представления многокомпонентной структуры личности, поясняющей взаимодействие и соподчиненность ее элементов.

Известно техническое решение, включающее диск, который состоит из деталей в виде секторов, которые несут информацию и имеют возможность перемещения в пределах диска для создания различных комбинаций информации. Техническое решение описано в авторском свидетельстве SU 1400630, Кл. А63Р 9/06, 1988 и содержит 3 страницы.

Устройство, представленное в этом авторском свидетельстве, является головоломкой и выполнено в виде диска, разделенного на секторы, внутри диска установлен сердечник 2, выполненный в виде призмы и взаимодействующий с секторами посредством пазов 3 и выступов 4. В собранном диске головоломки отсутствует возможность свободного перемещения отдельных секторов в пределах круга, так как они в собранном диске закреплены в сердечнике 2 с помощью выступов 4 и пазов 3. Для того, чтобы перемостить отдельные сектора в пределах круга в головоломке, необходимо сдвинуть все сектора одновременно и разъединить диск, а потом, переместив нужные сектора, собрать все сектора в диск снова.

Таким образом, в собранном состоянии, диск становится нераздельным (цельным) устройством, из которого невозможно вынуть отдельные входящие в него детали в виде секторов, что и данном случае является ограничением функциональных возможностей

устройства. Кроме этого, устройство - головоломка не может быть использовано для решения задачи по развитию целостности личности человека и целенаправленного формирования ее свойств и качеств в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности, так как в нем отсутствует целостная форма представления многокомпонентной структуры личности, поясняющей взаимодействие и соподчиненность ее элементов.

Наиболее близким к заявленному устройству для развития личности является устройство помощи памяти, представленное в заявке US 2006/0073450, кл. G09B 19/00, опубл. 08.04.2006 г.

Устройством помощи памяти и содержит 3 диска (поз.21, 23 и 25 на фиг.1-4), которые закреплены в центрах (поз.22, 24 и 26 на фиг.1) на одной оси (поз.27 на фиг.1-4). Диски отличаются диаметрами так, что когда они сложены один на другом, как показано на фиг.2, 3 и 4, внешняя кольцевидная часть каждого диска может быть видна. На внешних видимых кольцевидных частях каждого диска нанесены нарисованные кольца (фиг.1), разделенные линиями на сегменты. Эти сегменты несут изображения букв алфавита. При монтаже трех дисков в пределах поддержки (поз.11 на фиг.1-4) и использовании управляемого приспособления для движения целых дисков с нарисованными кольцами вокруг центральной оси (поз.1-3 на фиг.2-4) возможен показ букв с каждого диска на дисплее (поз.19 на фиг.1-4), что обеспечивает формирование ряда комбинаций из трех букв алфавита. Эти три буквы алфавита могут быть использованы для того, чтобы пользователь попытался вспомнить имя, которое может быть именем человека, места, продукта и т.п.

Данное устройство не может быть использовано для развития целостности личности человека и целенаправленного формирования ее свойств и качеств в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности, так как в нем отсутствует целостная форма представления многокомпонентной структуры личности, поясняющей взаимодействие и соподчиненность составляющих ее элементов.

Предлагаемое изобретение решает техническую задачу создания; устройства для развития целостности личности человека и целенаправленного формирования ее свойств и качеств в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности.

Поставленная задача решается путем представления многокомпонентной структуры личности человека условно в виде целостного рационального устройства. Техническое решение поставленной задачи заключается в том, что предлагаемое

устройство содержит четыре составных круга с последовательно возрастающими радиусами - R1, R2, R3, R4, подвижно закрепленных в центрах на одной оси с возможностью смещения кругов относительно друг друга, и разделенных на (n+k) секторов с возможностью свободного перемещения секторов в пределах каждого круга. Круги условно обозначают четыре центра деятельности, через которые проявляется и формируется личность человека: сознание, интеллект, эмоции и физическое тело - соответственно круги с радиусами R1, R2, R3, R4, а сектора в кругах условно обозначают отдельные проявления личности и этих центрах. Сектора с одинаковыми номерами в четырех кругах обозначают отдельные части личности. Отдельные части личности могут действовать как самостоятельно, так и совместно. Новые отдельные части личности с необходимыми свойствами и качествами для решения новых жизненных задач формируются без изменения уже имеющихся свойств и качеств, сформированных ранее для решения других жизненных задач.

Такое целостное и рациональное устройство, представляющее многокомпонентную структуру личности человека, поясняет соподчиненность и взаимодействие составляющих ее элементов, обладает информационной выразительностью и умеренной сложностью, что делает предлагаемое техническое решение эффективным в действии и простым в применении.

Техническим результатом осуществления изобретения является создание устройства для развития целостности личности человека и целенаправленного формирования ее свойств и качеств в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности. Такой результат может быть достигнут, так как имеется целостное представление о структуре личности человека, а составляющие ее элементы показаны во взаимосвязи и соподчинении. Целенаправленное формирование свойств и качеств личности человека возможно, так как они формируются у новой отдельной части личности как необходимые для решения новых жизненных задач, без изменения уже имеющихся свойств и качеств, сформированных ранее для решения других жизненных задач.

Из сравнения аналога - устройства помощи памяти и предлагаемого изобретения - устройства для развития личности человека следует, что

общими существенными признаками предлагаемого устройства и аналога являются: содержание в устройствах нескольких кругов с последовательно

возрастающими радиусами, подвижно закрепленных в центрах на одной оси, с возможностью смещения кругов относительно друг друга, а

отличительные существенные признаки заключаются в том, что

1 - с целью расширения функциональных возможностей в предлагаемом устройстве круги составлены из деталей в виде секторов с возможностью перемещения (изменения местоположения) секторов в пределах каждого круга,

2 - перемещение секторов в пределах каждого круга может происходить с помощью управляемого приспособления путем извлечения (выдвижения) секторов из одного круга и взаимной перестановки (изменения местоположения) их в этом круге, при этом каждый из составных кругов может лежать на другом круге равного диаметра, являющегося для него подложкой,

3 - четыре круга условно обозначают четыре центра деятельности, через которые проявляется и формируется личность человека: сознание - круг с радиусом R1, интеллект - круг с радиусом R2, эмоции - круг с радиусом R3, физическое тело - круг с радиусом R4,

4 - сектора с одинаковыми номерами в четырех кругах условно обозначают отдельные части личности общей многокомпонентной структуры личности человека, которые могут действовать как самостоятельно, так и совместно,

5 - отдельные части личности, сформированные в процессе жизнедеятельности с определенными свойствами и качествами в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности, представлены секторами с номерами от 1 до n, где n - переменная величина,

6 - отдельные части личности, которые могут быть сознательно и целенаправленно сформированы для решения новых жизненных задач с необходимыми для этого свойствами и качествами в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности, представлены секторами с номерами от (n+1) до (n+k), где k - - переменная величина,

7 - целенаправленное формирование новых свойств и качеств, необходимых для решения новых жизненных задач, идет без изменения уже имеющихся свойств и качеств, сформированных ранее при решении других жизненных задач.

Свойства предлагаемого устройства, обеспечивающие назначение:

а) целостная форма представления многокомпонентной структуры личности человека в виде совокупности отдельных частей личности дает возможность развивать целостность личности;

б) представление многокомпонентной структуры личности в виде совокупности отдельных частей личности, которые формируются по мере необходимости для решения жизненных задач с определенными свойствами и качествами в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности, дает возможность целенаправленно осознанно формировать новые отдельные части личности с необходимыми свойствами и качествами в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности, без изменения уже имеющихся свойств и качеств

Предлагаемое устройство обладает новизной, так как заявители не нашли подтверждения применения такого же устройства по такому же назначению.

Заявителям не известны технические решения, имеющие признаки, совпадающие с отличительными признаками заявляемого ими устройства. Отдельные отличительные признаки известны сами по себе, однако, не подтверждена известность их влияния на указанный заявителями результат - создание устройства для развития целостности личности человека и целенаправленного формирования ее свойств и качеств в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности, поэтому они считают, что заявляемое техническое решение соответствует критерию «изобретательский уровень».

Заявляемое изобретение может широко использоваться в психологии, в частности, в психологии управления, в психологии обучения, в психологии взаимопонимания, в психологии общения, в психологии восприятия, бизнес-психологии и в других областях человеческой деятельности, где требуется развитие личности человека и гармонизация его отношения с внешним миром, поэтому данное изобретение соответствует критерию «промышленная применимость».

Изобретение иллюстрируется чертежами на фиг.1-4, где изображено устройство для развития личности человека. На фиг.1 показан общий вид с верху. На фиг.2 показан вид устройства в разрезе по сечению А-А. На фиг.3 показан вид устройства сверху вместе с управляемым приспособлением для перемещения секторов в пределах каждого круга. На фиг.4 дан вид одного из составных кругов с показом перемещения секторов в пределах круга. Устройство содержит четыре составных круга с радиусами - R1, R2, R3, R4, подвижно закрепленных в центрах на одной оси с возможностью смещения кругов относительно друг друга. Каждый круг разделен на (n+k) секторов с возможностью перемещения секторов в пределах каждого круга и совмещения секторов с одинаковыми номерами во всех четырех кругах. Четыре круга условно обозначают четыре центра деятельности, через которые проявляется и формируется многокомпонентная личность

человека: сознание (С) - круг с радиусом R1, интеллект (И) - круг с радиусом R2, эмоции (Э) - круг с радиусом R3, физическое тело (ФТ) - круг с радиусом R4. Сектора в этих кругах условно обозначают отдельные проявления личности. Сектора с одинаковыми номерами в четырех кругах условно обозначают отдельные части личности, как части общей многокомпонентной структуры личности человека. Номерами от 1 до n обозначаются уже сформированные отдельные части личности, а номерами от (n+1) до (n+k) обозначаются отдельные части личности, которые могут быть сознательно целенаправленно сформированы для решения новых жизненных задач с необходимыми для этого свойствами и качествами в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности.

Конструкция устройства (фиг.1) содержит четыре составных круга с последовательно возрастающими радиусами - R1, R2, R3, R4, подвижно закрепленных в центрах на одной оси с возможностью смещения кругов относительно друг друга. Все круги разделены на сектора с номерами от 1 до (n+k) с возможностью свободного перемещения, секторов в пределах каждого круга (фиг.4). Перемещение секторов в пределах каждого круга может происходить с помощью управляемого приспособления (фиг.2 и 3), при этом каждый круг может лежать на другом круге равного диаметра, являющегося для него подложкой (фиг.2). Круги условно обозначают четыре центра деятельности, через которые проявляется и формируется личность человека: сознание, интеллект, эмоции и физическое тело - соответственно круги с радиусами R1, R2, R3, R4. Круги могут иметь разные цвета. Сектора в кругах условно обозначают отдельные проявления личности человека в этих центрах. Сектора с одинаковыми номерами в четырех кругах условно обозначают отдельные части личности, как части общей многокомпонентной структуры личности человека. Сектора с номерами от 1 до n условно обозначают уже сформированные в процессе жизнедеятельности отдельные части личности. Отдельные части личности имеют свой собственный опыт в решении жизненных задач, закрепленный в определенных свойствах и качествах в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности, а общий опыт целостной личности состоит из совокупности опытов отдельных частей личности. Сектора с номерами от (n+1) до (n+k) условно обозначают отдельные части личности, которые могут быть целенаправленно сознательно сформированы для решения новых жизненных задач с необходимыми свойствами и качествами в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности, без изменения уже имеющихся свойств и качеств, сформированных ранее для решения других жизненных задач. Таким образом, развитие

личности идет не за счет изменения уже имеющегося опыта, а за счет дополнения этого опыта, следовательно, нет борьбы за изменение, нет потери опыта.

Управляемое приспособление для перемещения секторов, в пределах каждого круга может содержать следующие элементы: направляющие в виде рельсов (поз.1 на фиг.3), по которым движутся каретки (поз.2 на фиг.3) с захватывающим приспособлением (поз.3 на фиг.2). Направляющие одним концом подвижно закреплены на центральной оси устройства (поз.4 на фиг.2), а другим концом подвижно закреплены в основании устройства (поз.5 на фиг.2). Основанием устройства может служить подложка круга с наибольшим радиусом. Такое подвижное закрепление направляющих дает возможность кареткам с захватывающим приспособлением двигаться в двух направлениях - радиальном и по окружностям, что позволяет выполнять задачу по перемещению секторов в пределах каждого круга.

Примеры использования устройства.

Пример 1. Развитие целостности личности для более гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

У женщины могут быть сформированы отдельные части личности, которые проявляются 1 - как мать, 2 - как дочь, 3 - как взрослый человек, 4 - как лыжница, 5 - как специалист и так далее. В данном случае n=5. Номера отдельных частей личности соответствуют номерам секторов используемого устройства. Каждая отдельная часть личности женщины имеет свои свойства и качества, сформированные как результат закрепления жизненного опыта в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности. Женщина, как лыжница (сектор 4), имеет одни свойства и качества, выражающиеся в мыслях, эмоциях и действиях. Женщина, как мать (сектор 1), имеет другие свойства и качества, выражающиеся в мыслях, эмоциях и действиях,

Распределение свойств и качеств, присущих сформированным отдельным частям личности условно обозначенных секторами с номерами от 1 до n, принимается за оптимальную модель функционирования личности - за норму, которая технически фиксируется в устройстве совмещением секторов с одинаковыми номерами во всех четырех кругах.

Перемещают сектора в круге с радиусом R2, условно обозначающем интеллектуальный центр деятельности, для двух выбранных частей личности и для этих же частей личности снимают сектора в круге с радиусом R1, условно обозначающем

сознательный центр. Таким образом, условно, вносят искажения в оптимальное проявление этих частей личности.

Женщина проявляет себя как взрослый человек (сектор 3) и как мать (сектор 1). При общении с детьми мать (сектор 1) проявляет качества матери. Если в это же время ей необходимо общаться с взрослым человеком, она, не осознавая изменение ситуации (отсутствие сектора в круге с радиусом R1), может при общении с взрослым человеком продолжать проявлять качества матери, а не взрослого человека (сектор 1 вместо сектора 3). В этом случае происходит неоптимальное взаимодействие взрослых людей. И наоборот, если при общении взрослых людей (сектор 3), приходит ребенок и требует внимания матери (сектор 1), женщина, не осознавая изменившейся ситуации (отсутствие сектора в круге с радиусом R1), может начать общаться с ребенком, как с взрослым человеком (сектор 3 вместо сектора 1).

Осознание данной ситуации позволяет женщине объединить опыт двух отдельных частей личности, существующих одновременно (сектор 1 и сектор 3), и, в зависимости от ситуации, проявлять осознанно одну или другую часть личности. Это дает возможность женщине развивать целостность личности и более гармонично взаимодействовать с окружающим миром.

Полученные результаты используют для восстановления оптимального проявления - нормы - выбранных отдельных частей личности. Сектора в кругах с радиусами R2 и R1 возвращают на места, соответствующие норме.

Пример 2. Целенаправленное формирование для решения новых жизненных задач новых отдельных частей личности с необходимыми для этого свойствами и качествами.

У женщины могут быть планы стать художником и воспитать второго ребенка. В этом случае ей необходимо сформировать новые отдельные части личности, с необходимыми для этого свойствами и качествами в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности. В данном случае k=2. Номера новых отдельных частей личности соответствуют номерам секторов в используемом устройстве.

Женщина хочет стать художником. Для этого ей надо стать человеком, умеющим рисовать (сектор n+1). Свойства и качества, приобретаемые женщиной в процессе обучения рисованию, в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности не отменяют свойства и качества, которыми она обладает как мать и как лыжница.

Женщина хочет воспитать второго ребенка. Для этого она должна приобретать свойства и качества, необходимые для воспитания именно второго ребенка (сектор n+2). Однако, это не отменяет ее опыта в интеллектуальной, эмоциональной и физической

деятельности, полученного при воспитании первого ребенка (сектор 1). Осознание данной ситуации позволяет матери более эффективно проявлять необходимые свойства и качества при воспитании разных детей (сектор 1 или сектор n+2).

Предлагаемое устройство может быть успешно использовано как самостоятельно, так и под руководством специалиста-психолога. В совокупности с соответствующими методиками изобретение является эффективным и простым средством развития целостности личности и целенаправленного формирования ее свойств и качеств в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности.

Устройство для развития целостности личности и целенаправленного формирования ее свойств и качеств в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности, содержащее блоки, обозначающие отдельные части личности, отличающееся тем, что блоки выполнены в виде секторов кругов и объединены в целостное устройство, представляющее многокомпонентную структуру личности человека, включающее четыре круга с последовательно возрастающими радиусами - R1, R2, R3, R4, подвижно закрепленных в центрах на одной оси с возможностью смещения кругов относительно друг друга и разделенных на n+k секторов с возможностью свободного перемещения секторов в пределах каждого круга, и управляемое приспособление для перемещения секторов, где круги условно обозначают четыре центра деятельности человека, через которое проявляется и формируется личность человека: сознание, интеллект, эмоции и физическое тело - соответственно круги с радиусами R1, R2, R3, R4, а сектора в кругах условно обозначают отдельные проявления личности и при совмещении секторов с одинаковыми номерами в четырех кругах образуют отдельные части личности общей многокомпонентной структуры личности человека, которые были сформированы в процессе жизнедеятельности с определенными свойствами и качествами в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности - сектора с номерами от 1 до n, и которые могут быть целенаправленно сформированы для решения новых жизненных задач с необходимыми свойствами и качествами в интеллектуальной, эмоциональной и физической деятельности без изменения уже имеющихся свойств и качеств, сформированных ранее для решения других жизненных задач, - сектора с номерами от n+1 до n+k.



 

Похожие патенты:

Устройство для демонстрации равновесия двухопорной балки относится к области образования, к средствам обучения в качестве технического средства обучения в ВУЗах, колледжах и других учебных заведениях, где изучается техническая механика.

Полезная модель относится к области медицины и спорта, а именно медицинской и спортивной технике и может быть использовано для тренировки спортсменов или реабилитации людей с заболеваниями или травмами опорно-двигательного аппарата.
Наверх