Музыкально-образовательная площадка для детей с проблемами в развитии в дошкольном образовательном учреждении

 

Полезная модель относится к развивающим средствам обучения музыкальной деятельности, предназначенным для использования в дошкольном образовательном учреждении для детей с проблемами в развитии. Музыкально-образовательная площадка для детей с проблемами в развитии в дошкольном образовательном учреждении размещенная в помещении, содержащая учебную мебель, включающую столы, стулья, устройства для размещения и демонстрации пособий, разделенная на участки, при этом площадка состоит из не менее четырех информационно-взаимосвязанных пространственных модулей, образующих единый творческий комплекс по развитию и воспитанию музыкальной деятельности детей, расположенных таким образом, что один из которых является диагностическим в котором размещен стол с компьютером, шкаф для хранения личных дел и мягкая мебель, второй из модулей - психотерапии снабжен музыкальной установкой и включает ширму разделяющую модуль на зону игровой психотерапии и зону релаксации, при этом третий модуль - музыкальной деятельности дополнительно содержит магнитофон, настольный театр и фланелеграф, причем стулья размещены в два ряда, первый ряд для детей, а второй для взрослых и четвертый модуль - художественно-досуговой деятельности оснащен стульями для зрителей, участников представлений и содержит музыкальный центр, стеллажи для размещения костюмов и атрибутов, проекционный экран, пианино. Успешность развития личности ребенка с проблемами обеспечивается не только его деятельностью, но и средой, в которой эта деятельность осуществляется. Создание художественной и музыкальной среды для детей, развитие которых осложнено дефектом, предлагает возможность осуществления коррекции и компенсации недостатков развития посредством искусства. 1 п.ф. 1 ил.

Полезная модель относится к развивающим средствам обучения музыкальной деятельности, предназначенным для использования в дошкольном образовательном учреждении для детей с проблемами в развитии.

В качестве аналога выбрана учебная площадка психолога, содержащая учебную мебель, включающую столы, стулья, устройства для размещения и демонстрации пособий, разделенная на участки, при этом площадка размещена в закрытом помещении и разделена на 5 участков, выполненных в определенной цветовой гамме, таким образом, что 4 из них - профессиональные, а один - вспомогательный, образующие единое целое и расположенные в П-образном порядке, так, что вспомогательный участок, профессиональный участок консультационной работы и участок игровой терапии расположены по одной линии, а профессиональный участок первичного приема и участок релаксации и снятия напряжения выполнены прилегающими к участкам консультационной работы и игровой терапии соответственно, причем профессиональные участки имеют возможность расширения площадей посредством смещения передвижных перегородок типа жалюзи, на площадке размещаются два вида мебели, один из которых является учебным, другой служит для психологической разгрузки и игр (см. свидетельство на ПМ РФ 27251, G09B 19/00, 10.01.2003)

Недостатком является то, что отсутствуют модули обеспечивающие развитие навыков и умений в различных видах музыкальной деятельности.

В качестве прототипа выбрана учебно-развивающая площадка «Музей музыки и творчества» имеющая возможность размещения в специальном помещении, состоящем из не менее трех информационно-взаимосвязанных пространственных модулей, образующих единый творческий комплекс по развитию и воспитанию музыкальных способностей детей, расположенных таким образом, что один из которых является Центральным залом музея, в котором размещены выставочные витрины, стеллажи, стенды и шкафы с размещенными на них экспонатами, причем учебная мебель устанавливается с возможностью образования дополнительных миниигровых творческих площадок, а второй из модулей - камерный зал снабжен учебной мебелью и цвето-музыкальной установкой с осветительным оборудованием, при этом в третьем модуле-зале творчества, оснащенным стеллажами, мольбертами, модульной мебелью, создаются условия для продуктивной творческой деятельности, причем во всех трех информационно связанных модулях реализуется интерактивный подход в организации выставок и экспозиций,, а музейное пространство является для обучаемого одновременно музеем, мастерской, театром и игровой площадкой (см. свидетельство на полезную модель РФ 25241, G09B 19/00, 20.09.2002)

К недостаткам данной полезной модели следует отнести не возможность использования площадки для детей с проблемами в развитии в дошкольном образовательном учреждении.

Задачей полезной модели является создание художественной и музыкальной среды для детей, развитие которых осложнено дефектом.

Технический результат заключается в интенсификации процесса корректирования и компенсации недостатков развития детей путем различных форм и видов музыкальной деятельности, за счет

информационно- взаимосвязанных пространственных модулей, образующих единый творческий комплекс.

Технический результат достигается, тем что музыкально-образовательная площадка для детей с проблемами в развитии в дошкольном образовательном учреждении размещенная в помещении, содержащая учебную мебель, включающую столы, стулья, устройства для размещения и демонстрации пособий, разделенная на участки, при этом площадка состоит из не менее четырех информационно-взаимосвязанных пространственных модулей, образующих единый творческий комплекс по развитию и воспитанию музыкальной деятельности детей, расположенных таким образом, что один из которых является диагностическим в котором размещен стол с компьютером, шкаф для хранения личных дел и мягкая мебель, второй из модулей - психотерапии снабжен музыкальной установкой и включает ширму разделяющую модуль на зону игровой психотерапии и зону релаксации, при этом третий модуль - музыкальной деятельности дополнительно содержит магнитофон, настольный театр и фланелеграф, причем стулья размещены в два ряда, первый ряд для детей, а второй для взрослых и четвертый модуль - художественно-досуговой деятельности оснащен стульями для зрителей, участников представлений и содержит музыкальный центр, стеллажи для размещения костюмов и атрибутов, проекционный экран, пианино.

На чертеже представлен общий вид музыкально-образовательной площадки.

Музыкально образовательная площадка состоит из диагностического модуля I, модуля психотерапии II, модуля музыкальной деятельности III, модуля художественно-досуговой деятельности IV.

Диагностический модуль I содержит стол с компьютером 1, два стула 2, шкаф 3, диван 4. Модуль психотерапии II содержит стул 5, магнитофон 6,

стеллаж 7, игровую площадку для психотерапии 8, ширму 9, кушетку 10. Модуль музыкальной деятельности III содержит стеллажи 11, стулья для детей 12, стулья для взрослых 13, место преподавателя 14, фланелеграф 15, настольный театр 16, магнитофон 17. Модуль художественно-досуговой деятельности IV содержит стулья для зрителей 18, стулья для участников представлений 19, музыкальный центр 20, стеллаж 21, проекционный экран 22, пианино 23, площадку для выступлений 24.

Музыкальное развитие детей с разными отклонениями осуществляется в процессе музыкальной деятельности, организованной в различные ее виды и формы. Знания, умения и навыки музыкальной деятельности дети приобретают в процессе восприятия музыки, пения, движений под музыку, игры на детских музыкальных инструментах. А организационные формы музыкальной деятельности (музыкальное занятие, музыка вне занятий, культурно-досуговая деятельность) позволяют целенаправленно приобщать ребенка к музыкальной культуре и обеспечивать овладение необходимыми знаниями и умениями в музыкальной практической деятельности.

На первой стадии в модуле диагностике I проводится определение и учет клинике - психологических особенностей развития ребенка с различными вариантами психического дизонтогенеза, что является обязательным условием в определении организационной, дидактической, конструктивной, коммуникативной сторон процесса музыкального воспитания детей. После проведения диагностики в модуле психотерапии II проводится психологическая коррекция средствами музыки и музыкотерапия. В модуле III проводится конкретная практическая работа музыкальным руководителем, воспитателем в группе, музыкальный руководитель проводит занятия, музыкально-игровую, театрализованную и культурно-досуговую деятельность, где решает воспитательные, образовательные и коррекционные задачи средствами музыки, организует учебно-методическую работу по музыкальному воспитанию с педагогами; воспитатель организует микрохудожественную среду в группе, создает игровые зоны для

музыкальной и театрализованной деятельности например инсценирование взрослым и детьми песен на фланелеграфе 15, в настольном театре 16, наполняет их необходимыми материалами, атрибутами, включает игры с пением, со словом, музыкально-дидактические игры в повседневную жизнь детей, активно участвует в музыкальных занятиях, культурно-досуговой деятельности. В модуле художественно-досуговой деятельности IV проводятся праздники, развлечения, что объединяет детей и взрослых, дает возможность ребенку приобрести опыт общения, создает ощущение торжества. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы, присутствие родителей-зрителей - все это обеспечивает сильные, незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и развлечения - важное средство художественного развития, формирования художественной культуры. Активная музыкальная деятельность дошкольников в художественно-досуговых мероприятиях в детском саду дает возможность дошкольникам с проблемами показать свои навыки в пении, движении под музыку, в театрально-игровой деятельности. Главным условием проведения праздников и развлечений является участие всех детей независимо от имеющихся у них отклонений в развитии. Важно, чтобы каждый ребенок ощутил радостную атмосферу праздника, чтобы содержание мероприятия соответствовало возможностям таких детей, а не было ориентировано только на показ взрослым, родителям. В организации и проведении художественно-досуговой деятельности в специальном дошкольном учреждении принимает активное участие педагогический коллектив. Взрослые могут исполнять различные роли в театрализованном действии, быть членами жюри или зрителями.

Организация и проведение различных форм и видов музыкальной деятельности создают определенную художественно-музыкальную среду. Успешность развития личности ребенка с проблемами обеспечивается не только его деятельностью, но и средой, в которой эта деятельность осуществляется.

Создание художественной и музыкальной среды для детей, развитие которых осложнено дефектом, предлагает возможность осуществления коррекции и компенсации недостатков развития посредством искусства.

Музыкально-образовательная площадка для детей с проблемами в развитии в дошкольном образовательном учреждении размещенная в помещении, содержащая учебную мебель, включающую столы, стулья, устройства для размещения и демонстрации пособий, разделенная на участки, отличающаяся тем, что площадка состоит из не менее четырех информационно-взаимосвязанных пространственных модулей, образующих единый творческий комплекс по развитию и воспитанию музыкальной деятельности детей, расположенных таким образом, что один из которых является диагностическим, в котором размещен стол с компьютером, шкаф для хранения личных дел и мягкая мебель, второй из модулей - психотерапии снабжен музыкальной установкой и включает ширму, разделяющую модуль на зону игровой психотерапии и зону релаксации, при этом третий модуль - музыкальной деятельности дополнительно содержит магнитофон, настольный театр и фланелеграф, причем стулья размещены в два ряда, первый ряд для детей, а второй для взрослых, и четвертый модуль - художественно-досуговой деятельности оснащен стульями для зрителей, участников представлений и содержит музыкальный центр, стеллажи для размещения костюмов и атрибутов, проекционный экран, пианино.



 

Наверх