Информационно-справочная система для экипажа летательного аппарата по действиям в особых случаях полета

 

Полезная модель относится к авиации, а именно в экспертных системах обеспечения деятельности летных экипажей. Технический результат полезной модели - улучшение информационного обеспечения экипажа. Сущность полезной модели заключается в том, что ИСС предоставляет подсказки экипажу необходимой последовательности действий при парировании особой ситуации в полете во фрагментарно-пиктографической форме, представляющей комбинацию пиктограмм в виде знаков, символов и текста, выводимых на экране дисплея в виде операционных карт (5). Знаки и символы в свою очередь сведены в тезаурус (4). На основе тезауруса (4) отрабатывают операционные карты, которые и определяют логику действий оператора. Ил.1.

Полезная модель относится к авиационным информационно-справочным системам (ИСС) в помощь летным экипажам.

Необходимость усовершенствования системы представления информации экипажу летательного аппарата в особых случаях полета вызвана сложностью таких систем в современных истребителях, которые даже в нормальном режиме полета дают нагрузку на пределе когнитивной рабочей нагрузке пилота. Когда же системы выходят из строя, или работают на пределе, пилот может растеряться и выйти из оптимального режима работы. Некоторые операции в критической ситуации требуют досконального знания многих страниц руководства по летной эксплуатации, которое состоит из детализированных шаг за шагом операций.

Известна система информирования летчика по действиям в аварийных ситуациях на борту самолета F-16, входящая в экспертную систему помощи пилоту ESPA, содержащая средства распознавания и синтеза речи, выдачи пилоту речевой команды о необходимости прочитать сообщение, а также средства управления предостерегающими, предупреждающими командами и включающая процессор DEC-10, подключенный к кабине с современными авиационными системами отображения информации и дисплеями для отображения внешней обстановки. Речевая система подключена к ЭВМ, к месту расположения головы пилота и к микрофонам. Доступ экспертной системы к преобразователю частоты обеспечен с целью управления приоритетами сообщений [1].

Недостатком такой системы, принятой за прототип заявляемой полезной модели является невозможность оперативного восприятия и переработки информации представленной в виде текстовых сообщений, особенно в аварийных ситуациях, когда требуется немедленное

вмешательство пилота, быстрое принятие решения для их парирования, так как известно, что зрение человека, через которое он получает более 80 процентов информации, воспринимает изображение фрагментарно, выделяя контуры, содержащие важнейшие сведения об изображении.

Технической задачей полезной модели является улучшение информационного обеспечения экипажа ЛА в интересах повышения безопасности полетов.

Технический результат полезной модели достигается тем, что информационно-справочная система для экипажа летательного аппарата по действиям в особых случаях полета, находящаяся на рабочем месте руководителя полетов или диспетчера, работающая на базе ПЭВМ и содержащая технические средства подсказки пилоту входных воздействий и ответов и запуска последовательности действий при парировании особых ситуаций, содержит технические средства подсказки и запуска последовательности действий во фрагментарно-пиктографической форме, в виде пиктограмм со знаками и символами с выводом на экран дисплея в виде операционных карт, при этом знаки и символы разработаны для конкретного типа самолета и сведены в тезаурус.

Совокупность существенных отличительных признаков, а именно пиктограмм со знаками и символами в соответствии с тезаурусом и операционных карт, а также наличие новых связей с известными и новыми элементами заявляемой системы позволяет получить технический результат полезной модели, а именно улучшение информационного обеспечения экипажа за счет уменьшения объема бумажного носителя информации без потери эффективности ее восприятия и уменьшения времени на получение и переработку информации.

На фигуре приведена блок-схема информационно-справочной системы для экипажа летательного аппарата по действиям в особых случаях полета. Информационно-справочная система для экипажа летательного аппарата по действиям в особых случаях полета разработана на базе ПЭВМ в

фрагментарно-пиктографической форме. Данная система выполнена в среде Visual Basic для Windows и включает в себя ряд связанных экранных форм. По назначению составных элементов систему (см. фигуру) можно разделить, например, на три части: обучающая - 1, предназначенная для изучения признаков особых случаев в полете и действий по локализации особой ситуации; справочная - 2, содержащая справочные, в основном цифровые данные по летной эксплуатации самолета и основная - 3, предназначенная для непосредственного обеспечения деятельности группы руководства полетами по локализации особых случаев в полете.

Из любой экранной формы, и непосредственно из главного меню, для получения справки об обозначении того или иного символа, обеспечен выход в тезаурус 4 и возврат в первоначальную форму. Основная форма, с которой непосредственно может работать группа руководства полетами, представляет собой ряд управляющих кнопок, на которых в виде пиктограмм выполнены признаки отказа той или иной системы. Пиктограммы выполнены на разном цветовом фоне по принадлежности отказа той или иной системе самолета. При нажатии на управляющую кнопку появляется соответствующая операционная карта 5 по действиям в конкретном особом случае.

Операционная карта 5 по действиям в особых случаях полета состоит из следующих элементов: непосредственно названия особого случая, признаков отказа авиационной техники, действий экипажа и того, на что необходимо обратить внимание при выполнении указанных действий.

Фрагментарно-пиктографической форма позволила создавать на борту ЛА, на наземных комплексах обслуживания и у руководителей полетами (диспетчерских служб) максимально «дружественную» человеку информационную среду.

Источники информации.

1. Jurgensen J., Feldman R.I. Expert system PILOT AID. / IEEE, National Aerospace and Electronics conference Prjceedings of THE. New York; Payion. US.1985; 1985.05.22 - 1985.05.24, p.1583 - 1590. (ГПНТБ СССР, перевод 87/38738) (прототип).

Информационно-справочная система для экипажа летательного аппарата по действиям в особых случаях полета, находящаяся на рабочем месте руководителя полетов или диспетчера, работающая на базе ПЭВМ и содержащая технические средства подсказки пилоту входных воздействий и ответов и запуска последовательности действий при парировании особых ситуаций, отличающаяся тем, что содержит технические средства подсказки и запуска последовательности действий во фрагментарно-пиктографическая форме, в виде пиктограмм со знаками и символами на управляющих кнопках и выводом на экран дисплея в виде операционных карт, при этом знаки и символы разработаны для конкретного типа самолета и сведены в тезаурус.



 

Наверх